Страх и дерзновение Хомы Брута (НВ Гоголь "Вий") 7-8 кл
статья (7, 8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Откроем тайну повести

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogol.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь «Страх и дерзновение Хомы Брута»

«Вий» - самое загадочное и противоречивое создание Гоголя НВ. Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. «Вий» - повествование о страшной мести ведьмы убившему ее бурсаку и одновременно возвышенный и трагический рассказ о философе, о его судьбе, изображенной Гоголем в символических образах нескольких ночей и дней. В этом смысле «Вий» - философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о Хаосе и Космосе, о власти вселенских сил над человеческой судьбой. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто – постоянные спутники человеческого бытия – вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. В образе Хомы Брута Гоголь воплотил новый тип философа, основные черты философии которого  - одиночество, страх, отчаяние и дерзновение. Гоголь увидел эти корни в народном мировоззрении. В «Вие» изображены дневной и ночной мир, дневной – прозаический, будничный, материальный; ночной мир – мир мифологического Хаоса, духовный мир без границ и рубежей, в котором нет места временному и конечному. Именно гибельный Хаос ночного мира, со всеми порожденными им красотами и чудовищами, изображается Гоголем как то высшее, непостижимое, совершенное, что пробуждает в герое дремлющие эстетические и религиозные чувства. Итак, мифологический Хаос, изначальная мировая бездна, пустота, Ничто, вечная смерть и вечная жизнь. Понятия, антонимичные в дневном обыденном мире, являются синонимами в мире Хаоса – счастье и горе, жизнь и смерть, красота и уродство в бездне Хаоса слиты воедино. Все, что в земном мире находится в вечном становлении, стремится и никогда не достигает совершенства, в ночном мире обретает завершенность. Здесь красота – это абсолютная красота, и уродство – абсолютное уродство, и все это слито в одном образе, в одном существе. Гоголевская ведьма – это «красавица, какая – либо бывала на земле…» в самой ведьме все изменчиво и текуче – «старуха», «красавица», она меняется, не дается познанию. Даже сама женская суть дается то в мужском, то в женском роде. Хома Брут принадлежит двум мирам. В нем сосуществуют дневной и ночной человек – бесстрашный казак и страшащийся философ. Противоречивость Хомы Брута выражена в самом его имени: простонародное Хома (а не Фома), высокое античное Брут. Хома – казак веселого нрава, добродушный и незамысловатый, любитель поесть и выпить, поврать и стащить то, что плохо лежит. Он философ, то есть ученик класса философии в бурсе. Но само слово философия, окруженное сниженной лексикой, обретает в повести пародийное начало. Брут – материалист, оптимист, атеист. Ночной Хома – идеалист, он видит живую душу мира, понимает, что существует идеальный мир, невидимый, к которому стремится (страшится его величия, но все же стремится) душа философа. Хома Брут в ночном мире – мистик, язычник, поэт. Три бурсака отправились в странствие по хуторам, они заблудились в ночи и попали в обитель старухи-ведьмы, но таинственный ночной мир ужасных чудес открылся только одному из них – Хоме Бруту. Его приятели – Халява и ритор Горобець – так и остались в неведении, что произошло с философом, они не познали тайн иного мира. Оказавшись в святилище тайны, символически описанном как загадочный хутор в темной одинокой ночи, они не прозрели и отправились странствовать дальше по материальному миру, не вдаваясь в загадки миров иных. Именно перед Хомой раскрывается инобытие, лишь к нему одному приходит страшная тайна иного мира в облике ведьмы (символически – вечно старой и вечно юной). Существо, стоящее на грани двух миров, является ему, чтобы открыть страшный и манящий мир неясных звуков и красок, смутных, новых, пронзительных чувств. Полет Хомы Брута – это духовное парение, освобождение духа, рождение философа. Ночной мир раскрывает перед ним свою суть во всей противоречивости. Он и безобразен (старуха-ведьма) и невыразимо прекрасен (красавица-панночка). Сложный мир вызывает целую бурю эмоций. Философ изнемогает от наплыва вопросов, впечатлений. Созерцание этого чудесного и страшного мира, таинственной ночи, убитой красавицы-ведьмы, испытанные наслаждение и горе мучают сердце философа. Совершенство и противоречивость иного бытия трогают дремавшие в душе философа струны: «… билось беспокойное сердце…не мог он истолковать себе, что за странное, новое чувство им овладело». Он угадывает, что в каждом мгновении счастья и веселья есть нечто роковое – ожидание смерти, горя. Это чувство мистического страха-тоски. Именно мистическому страху Гоголь придавал важное значение в познании. Испытанный страх открывает герою глубину и красоту мира. Страх способствует проникновению в суть тайн бытия и инобытия. Страх помогает Хоме постичь мир на протяжении всего его трагического и дерзновенного пути в жизни. Страх-тоска – неопределенное чувство тревоги, беспокойства, предмет страха – Ничто. Ничто в повести Гоголя – это неопределенный, иномирный, вечный и вездесущий Вий с вечно опущенными веками. Что же такое Вий? Это дуновение чудесного и жуткого. Это тайна рока. Это песнь. Страх – начало религии, мысли, философии. Хоме Бруту дано испытать страх как философу. Возникает мотив страха уже на первых страницах повести, правда, еще окрашенный в комические тона – заночевать в поле Хома не соглашается потому, что боится. Но это уже не страх-боязнь, а страх-тоска. В дневном мире обыденности и душевного здоровья философу удается на время обрести покой, казак побеждает философа. Но все же Хома и днем не в силах освободиться от страха. Его посещают темные предчувствия. Все особенное в мире – загадка: страсть и поэзия, красота и уродство. Философ Хома Брут видит всю красоту и уродство Хаоса. Хома бежит от него, но в минуту бегства жаждет его. Он интуитивно чувствует, что в страшном мире скрыты все гибельные и сладкие тайны мира.  Сама жизнь героя, испытанные чувства – это не проклятие, а гимн смертоносному Хаосу. Вий столь притягателен, что жажда созерцания его преодолевает страх смерти. Взгляд в глаза Вию самим Хомой – это вызов , шаг навстречу року. Знаменательно, что гибнет Хома не от  взгляда Вия, а от собственного взгляда на мир. Именно этот взгляд в глаза Вия – высшая точка повествования. Вий – то, чего не знает никто из нас, живых и не дерзнувших. Для Хомы, заглянувшего в суть тайны, из неопределенности выросла ясность, из предчувствий – свершение. Читатель остается в неопределенности. Исчезает Вий и  Хома. Духи зла описаны комически в финале, реалистично – они застревают в дверях. В окнах церкви, пытаясь бежать от рассвета. Лишь Вий и Хома Брут окружены молчанием. Мы не узнаем, найдено ли тело Хомы в церкви. Если в контексте обыденности определение Хомы Брута как философа звучит иронично, почти пародийно, то здесь, в церкви, ночью, на арене, где высшая и страшная сила сталкиваются с дерзостью проникновения в нее человека, он – философ в самом высоком смысле слова. Для читателя Вий – жуткое Оно. Неопознанное и непознаваемое. Потому что все страшное не может быть определенным. Художественные приемы Гоголя в повести? Невозможно увидеть, а дано лишь услышать. Музыкальные образы – песнь похоронная в час веселья. Она звучит напоминаем о Смерти, о Ничто, таящимся под каждым мгновением бытия. Но музыка Хаоса проявляет себя не только в глухих и унылых песнях неведомого. Порой она звучит пронзительно и ясно. Гоголь мистически верит, что музыка в момент откровения мира вливается в душу человека как священное созвучие всего живого. Страшный мир Хаоса, раскрывающийся перед философом, - мир изменчивый и текучий, он теряет свои материальные границы и сливается с душой философа. Мир Вия – не только страшный, но и сладок для ночной души. Темная, таинственная для самого человека сторона его души необъяснимо жаждет слияния с гибельным – беспредельным. И Гоголь, раскрывая суть Хаоса, показывает и его гибельность (потому бегство от него героя), и сладость этой гибели (потому – сладостный трепет Хомы Брута в преддверии Хаоса). В Вие нет световой определенности. Вий – темный дух, ночной. Но Гоголь видит Вия и в ослепительном свете: «Тишина была мертвая. Свет Вия – ослепительный и пустой…». Вий – это тайна для читателя. Хома чувствует, что тайну не следует разгадать, так как она тогда станет обыденным, а не тайной. Читатель может увидеть чудеса, происходящие с Хомой. Зачем? Именно детальность создает досказанность повествования, которая срывает покровы с тайны и уничтожает страх-тоску. «Грозно-знакомое» - оскюморон, низводящий великое до обыденного. Грозный – ужасный, великий. Знакомый – привычный, обычный, заурядный. Ставшие обыденными ночные ужасы уже не способны вызвать эстетических и религиозных чувств. Неужели нет в мире абсолюта, нет тайны? Она могла бы стать привычной и знакомой. Если так, то в мире нет ничего подлинно великого, нет места поэзии, религии, философии. Хома Брут должен погибнуть, чтобы убедить себя и нас, что это не так. Хома – язычник, верящий в открывшийся ему Хаос, но не верящий в Бога. В этом причина его гибели. Хома – человек в мире. Он одинок, заброшен и оставлен. У него нет ни дома, ни родных, ни близких. Он сирота и странник. Нет в мире места, где он был бы дома. Хома не знает и не ищет Бога. Бездомность и оставленность – его сущность. Он окружен злом. Все его попытки бегства не удались. Потому как бежать в сущности ему некуда. Безверие порождает чувство собственной конечности и потому одиночества. Человек, не верящий в Бога, перед лицом своего конца оказывается одинок.  Ситуация одиночества заострена Гоголем до предела: пустая церковь, заперта снаружи, философ в ней один. Одиночество – понятие метафизическое. Смысл его в том, что человек достигает близости к существу всех вещей. Гибнет философ не потому, что не имеет устойчивых нравственных и религиозных понятий, а потому, что жажду спасения в нем пересилила другая жажда – жажда познания. Жажда познать мировую тайну поглотила Хому, и он не думал о спасении. У философа Хомы Брута нет Бога, есть одно дерзновение – в этом его величие и в этом причина гибели. Цена познания – смерть. Цена дерзновения – смерть. Хома получил заслуженное – постиг и погиб. И впервые подлинно подтвердил свое звание философа. В этом стремлении навстречу року и слиянии с темной стихией Вием – высший героизм Хомы Брута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...

Коррекционно-развивающее занятие для 5-х классов "Пещера страхов"

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, ...

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

Литературный  вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.«Он был источник дерзновенный…»...

Презентация на тему «Он был источник дерзновенный…»

Презентация на тему «Он был источник дерзновенный…» ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Он был источник дерзновенный..."

Материал к литературному вечеру, посвящённому 200-летию М. Ю. Лермонтова....

" Он был источник дерзновенный..."

Литературно -музыкальная композиция к юбилею Лермонтова...