Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
классный час по русскому языку (5 класс) по теме

Садриева Альбина Эльбертовна

                                                  Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык, 5 класс.                                                                                                          Провела : Садриева А.Э.

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Цель деятельности учителя: Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyvariant.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык, 5 класс.                                                                                                          Провела : Садриева А.Э.

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Цель деятельности учителя: Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока: урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, записывать их с элементами транскрипции. Воспитание интереса и уважения к родному языку, создание благоприятной атмосферы поддержки заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействие учащихся.

Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к преодолению их.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и саморегуляцию; оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Свободное восприятие текста.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать сои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами русского языка; владение монологической речью; стремление к речевому эталону, бережное отношение к русскому языку; совершенствование различных видов речевой деятельности; владение разными способами решения поставленных задач;

Методы и формы: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, орфографические словари, учебники

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Основные понятия: Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

Организационная структура(сценарий) урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.Формируемы умения (УУД)

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1минута)

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте! Ребята! Я очень рада

 Войти в приветливый наш класс.

 И для меня уже награда

 Вниманье ваших умных глаз.

   Давайте улыбнёмся мы друг другу и начнём урок.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2. Актуализация знаний, выявление затруднений в деятельности

(4 минуты)

Мы закончили с вами знакомство с синтаксисом - важнейшим разделом русской грамматики. Чем же мы будем заниматься на последующих уроках? Вы догадаетесь об этом сами, но сначала запишем предложение.

Открыли тетради, записали число, классная работа. Послушайте предложение.

1.По небу голубому проехал грохот грома. (Повест., нев.,распр.)

- Какими словами передается звук грома? Дайте характеристику предложения.

2. Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

- Обратите внимание на повторяемость звуков [л ], [н] почти в каждой строчке. Создается впечатление плеска речной волны.

- Как называется такой приём?

3.Отгадайте загадку.

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками. Взаимопроверка по парам вписанных букв (комментарии). Назовите орфограмму.

Ч…рные, кр…вые,

 В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

 Сейчас заг…в…рят.

 (буквы)

-  Отгадали? Буквы мы пишем, а что произносим?  (Звуки). 

- О чём мы будем говорить на уроке?  Какова тема? (Звуки). Сегодня у нас урок погружения в разнообразный мир звуков. Они нас окружают сов всех сторон. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем разобраться.

-Как называется наука, изучающая звуки речи?

Сформулируйте цель урока. (Повторить сведения о фонетике, о гласных и согласных звуках).

-Чем же мы будем заниматься?

Углублением наших знаний фонетики, т.е. раздела русского языка, изучающего…(продолжите мысль) звуки речи.

- Правильно.  Запишем тему урока. Фонетика. Гласные звуки. Запишем в тетради определение. Фонетика- раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

-Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

-Графика? (Обозначение звуков буквами)

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы.

Грохот грома передается словами «грохот», «проехал», «гром», сочетания «гр»-создают впечатление грохота.

Чертят схемы

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока

Слова звучат, т.е. состоят из звуков.

- Такой прием называется звукописью.

Фонетика- раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Повторить сведения о фонетике, о гласных и согласных звуках

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Принцип целостности. УДД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, темы.

3.Пробное действие

Цель-выявление места и причины затруднения

(4 минуты)

1. Словарно-орфографическая работа.

Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

2.Вопрос: - Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

…фон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

…фон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

…фон (рупор для усиления звука, голоса);

…фон (прибор для усиления голоса);

…фон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

Словарная работа: телефон, магнитофон, мегафон, микрофон, диктофон

Что же объединяет эти слова? Общая часть фон, которая обозначает звук.

--Отгадайте загадку. Его не видно, в руки не взять, но зато слышно (звук).

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)

Ответ-стихотворение (слайд)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

 2.- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу.

-Поменяйте гласный в слове «сом» (сам) Что изменилось?

Поменяйте согласный в слове «том» (дом, тон)

-Если бы они не были смыслоразличители, мы бы запутались.

А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (раздаточный материал)

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину...
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.

Осознание целей и задач обучения, осмысление; развитие умения получать информацию; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов.

Изменился смысл слова.

Принцип деятельности. УДД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

(4 минуты)

  1. -Что у нас получилось? Мы меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Каждый из звуков помогает различать слова по смыслу.

Звуки- смыслоразличители в словах. Запишем предложение. Обратите внимание на тире.

 Теперь вы знаете, что звуки различают слова. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

  1. Вы уже знаете, что для названия фонем придумали алфавит- перечень букв, обозначающих звуки.

Прослушайте стихотворение Б.Заходера( текст зачитывается учителем), выразительное чтение).

 Вспомните, каких букв нет, и запишите, все 33 буквы.

Тридцать три родных сестры,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ-

Прикатили на еже.

Зэ, И, ка, эЛь, эМ, эН, О-

Дружно вылезли в окно.

Пэ ,эР, эС, Тэ, у, эФ, Ха-

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-

Все теперь мои друзья!

Путь сестрёнок  опоздали-

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком, Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

 (Учитель организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

- Какие буквы звуков не дают?

-Как расположены слова в словарях? Работа со словарями.

-Как расположены слова в словарях на одну и ту же букву, когда их много? (слова распределяют по второй, по третьей букве)

-Сколько в алфавите гласных букв? А звуков? Почему?

  1. Выполнение упражнения 262.

-На какие две группы делятся все звуки речи? Какие группы гласных мы различаем?

ФИЗКЛЬМИНУТКА- 1 минута

Согласные звуки отчетливо подсказывают полный звуковой состав слова. Чем больше согласных, тем легче отгадать слово.

Приходим к выводу об образовании гласных и согласных звуков, почему они получили такие названия. Виды согласных по месту и способу образования (участие нёба, зубов, языка и голоса).

Звуки речи бывают гласные и согласные. Гласные бывают в сильной позиции и слабой, под ударением и безударные.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способность рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные6 извлекать информацию из объяснения учителя, одноклассников, систематизируют собственные.

Регулятивные: планируют действия; Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом учебных задач.

5.

Практическая деятельность

(2минуты)

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(10минут)

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладение новым учебным материалом на уроке.

.-Попытайтесь «расшифровать» имена и фамилии известных вам поэтов. Имена каких поэтов здесь зашифрованы?

-Что за слова здесь написаны?

.         

ИАИ      МХЛ          ЕОО   ЛРМНТВ

АЕА      ЛКСНДР    УИ      ПШКН

Слова какого столбика вы угадали без затруднений?

-Какие звуки- гласные или согласные- дают больше информации о слове?

Эксперимент. 

–А какие звуки произносить легче? Давайте попробуем их произнести вместе. Почему?

Приходим к выводу об образовании гласных и согласных звуков, почему они получили такие названия. Виды согласных по месту и способу образования (участие нёба, зубов, языка и голоса). Гласные произносятся свободно, они поются

-Наша работа будет продолжаться в группах.

1. Составьте таблицу «Гласные звуки» по упр.264, запишите по два односложных слова. ( 5-10 слов)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Познавательные: извлекают нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебника.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая материал, самостоятельно находят её.

Регулятивные6 контролируют учебные действия, замечают ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7. Самостоятельная работа по группам.

(10 минут)

Учащиеся решают типовые задачи разной сложности, делают выводы, наблюдают за особенностью звуков.

1. Заполните таблицы:

№1.

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе?

Фонетика

Орфоэпия

Графика

№2.

Звуки речи

Буквы.

Гласные

№3

Буквы я, ю, е, ё имеют два значения.

Примеры

Обозначают гласные звуки [а],  [о] , [у],  [э]

 После мягких согласных

Обозначают 2 звука: я- [й],  [а]; ю-  [й], [у];

е- [й],  [э] ; ё- [й],  [о]

- в начале слова

- после гласной

- после ъ, ь

8.

Включение в систему знаний повторение

(5минут)

1. «Хитрые вопросы»

1) В каком слове сорок гласных? (сорока)

2) В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

3)  Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.

А) Полоскать. Б) Поласкать.

4) Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир ?

А) [и]; Б) [ы].


5) Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?

А) Да. Б) Нет.

6)
Гласный от какого слова произошло это слово?( Голос, глас)

2. На доске написаны предложения. Учащиеся должны вставить буквы в слова так, чтобы не исчез смысл. (слайд 6)

На столе лежит с…р. Я его съем. А под столом лежит с…р. Его нужно выбросить. На дороге стоит д…м. Из его трубы валит д…м. Вчера ходили в с…д за яблоками. А в с…д я бы не хотела идти.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

9. Рефлексия.

(5минут)

Дом.задание. Упр.265- 1уровень, кому покажется задание сложным, выполняют-

                            Упр.267- 2уровень

Подведение итогов работы. Мы увидели, что для слова, т.е. нашей речи, важны и гласные и согласные.

Продолжите фразу:

Звуки речи изучает ……

Звуки речи делятся на ….. и …..

Гласные звуки состоят……

Согласные звуки состоят из…..

Оцените свою работу, показав сигнальные карточки. (хорошо- зеленые, мог бы работать лучше- желтые,  я не справился- красный):

  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Продолжают фразу.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.    Цели урока:...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Раздаточный материал к открытому уроку "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Документ включает в себя картинки, необходимые для проведения открытого урока...

Презентация к уроку "Фонетика. Гласные звуки".

Когда мы говорим, то произносим звуки. Их называют звуками речи. Звуки речи изучает фонетика....

Открытый урок "Фонетика. Гласные звуки"

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из у...

Методическая разработка. Конспект урока "Фонетика. Гласные звуки"

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ла...