"Комплексный анализ текста (по материалам ОГЭ)"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Светлищева Татьяна Владимировна

Занятие направлено на актуализацию изученного по синтаксису и пунктуации, а также на повторение некоторых  орфограмм в приставке и корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:________________

Класс: IV , 8 класс

Тема: «Комплексный анализ текста  (по материалам ОГЭ)»

 Цель:  обобщить и систематизировать материал по блоку: «Главные члены предложения».

Задачи:   1. Познавательные: совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; учить выделять микротемы. 

                 2. Практические: совершенствовать пунктуационные навыки

                 3. Развивающие: развивать активность, самостоятельность.

                 4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда

Оборудование: распечатка текстов.

Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Сообщение темы урока.
  3. Актуализация ранее изученного.
  • Орф. работа.

Скачок, перескочить, ускакать, сочетать, прочитать, прожигать, расстелить, отпереть, отдирать, отмереть, выложить, положить, приложение, полагать, слагать, коснуться, касательная, неукоснительно, блистательный,

  • Пунктуационная работа.

Найти хорошего друга – трудная задача.

Защищать Родину – долг офицера.

«Три товарища» - интересная книга.

Солнце как раскалённый шар.

Я кадет.

  1. Комплексное повторение.
  • Содержательно-смысловой анализ текста.

 - К какому стилю относится текст? Типу?

- Какова идея текста, т.е. зачем он написан?

- Что помогает автору нарисовать картину, передать настроение главного героя? Какие средства языка он использует?

- Что чувствует герой в начале текста? Как автор это передал? Каким образом меняется настроение? Какое выразительное средство синтаксиса позволяет читателю увидеть эти перемены?

- В последнем абзаце использует риторический вопрос, не требующий ответа.

- Какое утверждение соответствует основной мысли текста?

 - Добрым словом и бездомный богат.

- От доброго слова язык не отсохнет.

- Кроткое слово гнев побеждает.

- На добрый привет добрый и ответ.

Данный текст является ярким примером того, как эстетическая речевая система текста способствует передаче идейно-эстетического содержания, жизненной философии автора.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.

     Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.

    Иду.  Кашл_ю.  Скриплю.  (Надо)  мной  пусты(н,нн)о  шумят  березы  никак  (н_) разрождающиеся  листом,  сережками  лиш(?)  обвеш_нные  и  щепотками  зеленых  почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.

    Но  вот  (на)встречу  по  вытоптанной  тропинке  чешет  на  (трех)колесном  в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.

    -Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.

    «Здра_ствуй  маленькая!  Здра_ствуй  дитятко  мое!»-  хочется  крикнуть  и  мне  да  я (не)успеваю.

    Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись  (со) мной устало улыбнулась:

    - Ей пока еще все люди – братья!  

    Оглянулся  –  мчит_ся  девочка  в  ра(з,с)пахнутой  красной  куртке  по  весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.

    Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.

                                                                                                                          (В.П. Астафьев)

  • Языковой анализ текста.

1.  Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки  препинания.

2.  Найдите и запишите предл. с ПГС, СГС, СИС.

3.  Составьте схему предложения с прямой речью.

4.  Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.

5.  Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.

6.  Найдите предложения с однородными членами.

 

 

5. Итог урока. Д\з. Рефлексия.

- Продолжите  предложения,  говоря  о  роли  различных  средств  языка  в  создании художественного образа, в передаче  смыслового содержания текста.

     Я узнал(а), что…

Я думаю, что…

Я знаю, что…

Д\з  Выписать 6 предл. с д.о. и п.о. из «Капитанской дочки», графически обозначить их.

Прочитайте текст, выполните задания после него.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.

     Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.

    Иду.  Кашл_ю.  Скриплю.  (Надо)  мной  пусты(н,нн)о  шумят  березы  никак  (н_) разрождающиеся  листом,  сережками  лиш(?)  обвеш_нные  и  щепотками  зеленых  почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.

    Но  вот  (на)встречу  по  вытоптанной  тропинке  чешет  на  (трех)колесном  в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.

    -Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.

    «Здра_ствуй  маленькая!  Здра_ствуй  дитятко  мое!»-  хочется  крикнуть  и  мне  да  я (не)успеваю.

    Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись  (со) мной устало улыбнулась:

    - Ей пока еще все люди – братья!  

    Оглянулся  –  мчит_ся  девочка  в  ра(з,с)пахнутой  красной  куртке  по  весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.

    Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.

                                                                                                                          (В.П. Астафьев)

ЗАДАНИЯ.

1.  Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки  препинания.

2.  Найдите и запишите предл. с ПГС, СГС, СИС.

3.  Составьте схему предложения с прямой речью.

4.  Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.

5.  Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.

6.  Найдите предложения с однородными членами.

Прочитайте текст, выполните задания после него.

ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.

     Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.

    Иду.  Кашл_ю.  Скриплю.  (Надо)  мной  пусты(н,нн)о  шумят  березы  никак  (н_) разрождающиеся  листом,  сережками  лиш(?)  обвеш_нные  и  щепотками  зеленых  почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.

    Но  вот  (на)встречу  по  вытоптанной  тропинке  чешет  на  (трех)колесном  в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.

    -Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.

    «Здра_ствуй  маленькая!  Здра_ствуй  дитятко  мое!»-  хочется  крикнуть  и  мне  да  я (не)успеваю.

    Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись  (со) мной устало улыбнулась:

    - Ей пока еще все люди – братья!  

    Оглянулся  –  мчит_ся  девочка  в  ра(з,с)пахнутой  красной  куртке  по  весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.

    Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.

                                                                                                                          (В.П. Астафьев)

ЗАДАНИЯ.

1.  Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки  препинания.

2.  Найдите и запишите предл. с ПГС, СГС, СИС.

3.  Составьте схему предложения с прямой речью.

4.  Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.

5.  Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.

6.  Найдите предложения с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный оборот. Материалы к уроку. Комплексный анализ текста.

Материал для 6 класса по программе Разумовской и 7 класса по программе Баранова.  Предлагаю текст, в котором ученикам нужно будет расставить знаки препинания, найти причастные обороты, также учен...

Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента)

Комплексный анализ текста как вид исследовательской работы помогает учащимся  сформировать знания о системе языка, развивать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативные умения....

материалы к уроку русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"

Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом....

Урок русского языка в 10 классе в разделе «Комплексный анализ текста» Тема: «Способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че¬ловек. Работа над материалами из базы заданий ЕГЭ»

Цель:•        закрепление навыков работы с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов,  предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в текс...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...