Урок мужества «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» (Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей и поэтов)
план-конспект урока (8 класс) на тему

Нина Николаевна Мартынова

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край

 

 

 

 

 

 

 

             Урок мужества «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»


( Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей и  поэтов)   

Тип урока: внеклассное чтение

Классы:  6-8

Время проведения: 2 часа

Дата проведения:   05.05.2017г.

Место проведения:  учебный кабинет

 

 

 

                                                                                        Учитель – Мартынова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    х.Базовый,2017г.

 

Цели урока: учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое мнение, определяя тему произведения;

  Задачи:

-знать содержание   прочитанных произведений;

 - уметь анализировать фрагменты  текста;

-проводить сравнительно-сопоставительный анализ, делать аргументированные выводы, подтвержденные цитатами; 

-извлекать из классических произведений ответы на современные

вопросы;

воспитывать любовь к отечеству, терпимость и толерантность через изучение памятных страниц истории и литературы; умение задумываться над общечеловеческими ценностями; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.

Оборудование: видеоролик «Детям  о Великой Отечественной войне», презентация «Великая Отечественная война 1941-1945гг. «Пискаревское кладбище», книжная выставка « Писатели  о Великой Отечественной войне»,видеоролики «Песни Великой Отечественной войны», Аудиозапись стихотворения К.Симонова «Жди меня» в исполнении автора.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя, беседа по теме.

( Видеоролик с  песней «Священная война».)

                     Вставай, страна огромная,

                     Вставай на смертный бой...

– Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки?

Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны.   «

 Чтение стихотворения «Сороковые» Давида Самойлова.

 Учитель: кажется, поэт и сегодня слышит, как «гремят накатанные рельсы», и видит, как «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку» на фоне открывшейся ему картины: «... просторно. Холодно. Высоко...» – бесконечно холодные дали странствований военных лет.

 

 

 

2.Просмотр видеоролика «Детям  о Великой Отечественной войне»

3. Учитель. 300тысяч ставропольцев ушли на фронт. Осталось в живых -120 тысяч. 208 земляков удостоены звания Героя Советского  Союза.

4. Рассказ ученика о  ставропольских детях- участниках Великой Отечественной войны.

             (Звучит  песня «Дороги» на ст. Л. Ошанина.)

 

5.Учитель.А вот еще одна страница «сороковых, роковых»: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

(Чтение стихотворения К. Симонова подготовленным учеником; демонстрация документальных кадров «дорог войны».)

Заметьте: если соотнести стихотворение Симонова с песней «Священная война», мы вновь увидим, что и у фронтового поэта не только его «я»,   но и судьбы России: измученные невзгодами войны «усталые женщины» с их «вдовьими слезами и с песнею женской...»

– Какие строки стихотворения показались вам самыми выразительными, поэтически особенно сильными?

На мой взгляд, особенно впечатляющи «голоса» родной земли:

– Мы вас подождем! – говорили нам пажити.

                       – Мы вас подождем! – говорили леса.

Строки фронтового поэта возвращают нашу память в прошлое:

                       ... На русской земле умирают товарищи,

                       По-русски рубаху рванув на груди!

Настоящее и прошлое сливается, «как встарь повелось на великой Руси» и как «повелось» на ней по сию пору: внуки и правнуки в одном строю, одной клятвой повязаны в строках поэта «сороковых, роковых»...

6.(Звучит песня «Катюша» на стихи М. Исаковского.)

Учитель. А эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему?

(На экране высвечивается строфа из песни.)

                              Пусть он вспомнит девушку простую,

                             Пусть услышит, как она поет,

                             Пусть он землю бережет родную,

                             А любовь Катюша сбережет.

Пусть он помнит! Пусть слышит! пусть он бережет землю, а она, Катюша,   будет беречь любовь и ждать, ждать.

7.Аудиозапись стихотворения К.Симонова «Жди меня» в исполнении автора.

 

       ... когда снега метут,

         Ждать,

       когда жара,

         Ждать,

       когда других не ждут,

       позабыв вчера.

         Ждать,

       когда из дальних мест

       писем не придет,

         Ждать,

       когда уж надоест всем,

       кто вместе ждет.

Именно они, русские женщины, ожиданием своим могли спасти, помогали выжить в те страшные годы.

8.Показ фрагмента фильма с исполнением песни на ст. Б. Окуджавы «Белорусский вокзал».

– Каким  настроением проникнуто произведение Б. Окуджавы?

– Как вы поняли повторяющиеся строки в песне: «Нас ждет огонь смертельный, / И все ж бессилен он...»?

 9  Звучит песня «Враги сожгли родную хату».

– А каким чувством проникнуто произведение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»? какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, чтобы передать трагедию солдата?

10.Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне, подготовленных учащимися.

 

III.Обзор книжной выставки «Писатели о Великой Отечественной войне»

IV. Подведение итогов урока.

1. Учитель. Произведения, стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.

– Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?

Она отдалилась от нас  на 72года, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?

                              Я знаю: никакой моей вины

                              В том, что другие не пришли с войны.

                              В том, что они – кто старше, кто моложе –

                              Остались там, и не о том же речь,

                              Что я их мог, но сумел сберечь,

                              Речь не о том, но все же, все же, все же...

– Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений – поэмы «Василий Теркин», стихотворения «Я убит подо Ржевом»?

(   Ученик читает отрывок из этого стихотворения.)

2.Учитель.При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц.  

               (Показ слайдов «Пискаревское кладбище.)

3.Учитель.Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский:

                       ... Это надо не мертвым!

                       Это надо живым!

 

                                Видеоролик песни «  День Победы».

4.Просмотр видеороликов: «Знамя Победы»,интервью со ставропольскими школьниками «Что я знаю о Великой Отечественной войне»

 

      
  image
 
 image
 
  image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx1020.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край

             Урок мужества «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»


( Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей и  поэтов)  
 

Тип урока: внеклассное чтение

Классы:  6-8  

Время проведения: 2 часа

Дата проведения:   05.05.2017г.

Место проведения:  учебный кабинет

 

                                                                                        Учитель – Мартынова Н.Н.

                                                    х.Базовый,2017г.

Цели урока: учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое мнение, определяя тему произведения;

  Задачи:

-знать содержание   прочитанных произведений; 

 - уметь анализировать фрагменты  текста;

-проводить сравнительно-сопоставительный анализ, делать аргументированные выводы, подтвержденные цитатами;  

-извлекать из классических произведений ответы на современные

вопросы;

воспитывать любовь к отечеству, терпимость и толерантность через изучение памятных страниц истории и литературы; умение задумываться над общечеловеческими ценностями; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.

Оборудование: видеоролик «Детям  о Великой Отечественной войне», презентация «Великая Отечественная война 1941-1945гг. «Пискаревское кладбище», книжная выставка « Писатели  о Великой Отечественной войне»,видеоролики «Песни Великой Отечественной войны», Аудиозапись стихотворения К.Симонова «Жди меня» в исполнении автора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя, беседа по теме.

( Видеоролик с  песней «Священная война».)

                     Вставай, страна огромная,

                     Вставай на смертный бой...

– Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки?

Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны.   «

 Чтение стихотворения «Сороковые» Давида Самойлова. 

 Учитель: кажется, поэт и сегодня слышит, как «гремят накатанные рельсы», и видит, как «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку» на фоне открывшейся ему картины: «... просторно. Холодно. Высоко...» – бесконечно холодные дали странствований военных лет.

2.Просмотр видеоролика «Детям  о Великой Отечественной войне»

3. Учитель. 300тысяч ставропольцев ушли на фронт. Осталось в живых -120 тысяч. 208 земляков удостоены звания Героя Советского  Союза.

4. Рассказ ученика о  ставропольских детях- участниках Великой Отечественной войны.

             (Звучит  песня «Дороги» на ст. Л. Ошанина.)

5.Учитель.А вот еще одна страница «сороковых, роковых»: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

(Чтение стихотворения К. Симонова подготовленным учеником; демонстрация документальных кадров «дорог войны».)

Заметьте: если соотнести стихотворение Симонова с песней «Священная война», мы вновь увидим, что и у фронтового поэта не только его «я»,   но и судьбы России: измученные невзгодами войны «усталые женщины» с их «вдовьими слезами и с песнею женской...»

– Какие строки стихотворения показались вам самыми выразительными, поэтически особенно сильными?

На мой взгляд, особенно впечатляющи «голоса» родной земли:

– Мы вас подождем! – говорили нам пажити.

                – Мы вас подождем! – говорили леса. 

Строки фронтового поэта возвращают нашу память в прошлое:

                ... На русской земле умирают товарищи,

                По-русски рубаху рванув на груди!

Настоящее и прошлое сливается, «как встарь повелось на великой Руси» и как «повелось» на ней по сию пору: внуки и правнуки в одном строю, одной клятвой повязаны в строках поэта «сороковых, роковых»...

6.(Звучит песня «Катюша» на стихи М. Исаковского.)

Учитель. А эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему?

(На экране высвечивается строфа из песни.)

                       Пусть он вспомнит девушку простую,

                      Пусть услышит, как она поет,

                      Пусть он землю бережет родную,

                      А любовь Катюша сбережет. 

Пусть он помнит! Пусть слышит! Пусть он бережет землю, а она, Катюша,   будет беречь любовь и ждать, ждать.

7.Аудиозапись стихотворения К.Симонова «Жди меня» в исполнении автора.

        ... когда снега метут,

        Ждать,

        когда жара,

        Ждать,

        когда других не ждут,

        позабыв вчера.

        Ждать,

        когда из дальних мест

        писем не придет,

        Ждать,

        когда уж надоест всем,

        кто вместе ждет.

Именно они, русские женщины, ожиданием своим могли спасти, помогали выжить в те страшные годы.

8.Показ фрагмента фильма с исполнением песни на ст. Б. Окуджавы «Белорусский вокзал».

– Каким  настроением проникнуто произведение Б. Окуджавы?

– Как вы поняли повторяющиеся строки в песне: «Нас ждет огонь смертельный, / И все ж бессилен он...»?

 9  Звучит песня «Враги сожгли родную хату».

– А каким чувством проникнуто произведение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»? Какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, чтобы передать трагедию солдата?

10.Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне, подготовленных учащимися.

 

III.Обзор книжной выставки «Писатели о Великой Отечественной войне»

IV. Подведение итогов урока.

1. Учитель. Произведения, стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.

– Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?

Она отдалилась от нас  на 72года, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?

                       Я знаю: никакой моей вины

                       В том, что другие не пришли с войны.

                       В том, что они – кто старше, кто моложе –

                       Остались там, и не о том же речь,

                       Что я их мог, но сумел сберечь,

                       Речь не о том, но все же, все же, все же...

– Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений – поэмы «Василий Теркин», стихотворения «Я убит подо Ржевом»?

(   Ученик читает отрывок из этого стихотворения.)

2.Учитель.При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц.  

               (Показ слайдов «Пискаревское кладбище.) 

3.Учитель.Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский:

                    ... Это надо не мертвым!

                    Это надо живым!

 

                                Видеоролик песни «  День Победы».

4.Просмотр видеороликов: «Знамя Победы»,интервью со ставропольскими школьниками «Что я знаю о Великой Отечественной войне»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПОБЕДЫ\DSC_2282.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПОБЕДЫ\DSC_2240.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПОБЕДЫ\DSC_2258.JPG