Внеклассное мероприятие "Веселые фразеологизмы"
классный час (6 класс) на тему

Королёва Вера Викторовна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 классов. Прекрасный дополнительный материал к урокам, посвященным фразеологизмам, позволит учащимся расширить знания по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_vesyolye_frazeologizmy.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Веселые фразеологизмы»

Цель: изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.

Задачи:

Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.

Приобщать учащихся к миру устного народного творчества — пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Оборудование, материалы, средства наглядности: презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, В.П.Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, карточки с заданиями, рисунки детей на тему “фразеологизмы”.

Ход внеклассного занятия

I. Актуализация знаний.

Тема нашего сегодняшнего занятия “Весёлые фразеологизмы”. (Слайд 1) Мы сегодня поиграем с вами, поработаем в группах, а команда – победитель получит призы.

- Ребята, давайте вспомним, что же такое фразеологизмы…

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов (Слайд 2).

Для чего нужны нам фразеологизмы? (Слайд 3)

Они делают нашу речь выразительной, эмоциональной, яркой.

Давайте вспомним некоторые фразеологизмы и объясним их значение.

Примеры фразеологизмов, с объяснениями значений (Слайд 4-9):

  • Наврать с три короба — наговорить неправду.
  • Зарубить (себе) на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
  • Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел.
  • Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так что нельзя понять.
  • Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое-как.
  • Льёт как из ведра – очень сильным потоком, струями (о проливном дожде).

II. Основная часть.

(Слайд 10)

Фразеологизмы, используемые в русском языке можно найти в словарях. Один из таких словарей Школьный фразеологический словарь русского языка В.П. Жукова.

Толкование значения, примеры употребления незнакомых слов и фразеологизмов можно найти в Толковом словаре С.И. Ожегова.

Существуют и красочные весёлые фразеологические словари, созданные специально для детей, где каждый фразеологизм подкрепляется весёлой картинкой и стихотворением – это Весёлый фразеологический словарь Е.В. Лаврентьевой.

Мы привели примеры только некоторых самых известных словарей, но на самом деле их огромное количество.

Откуда же произошли фразеологизмы? (Слайд 11).

По происхождению фразеологизмы делятся на:

  Исконно русские (сматывать удочки, расправлять крылья).

  Старославянские (как зеницу ока, не от мира сего).

  Из разных профессий (сгущать краски, ход конём).

  Из мифологии (ахиллесова пята, нить Ариадны).

  Созданные писателями (голый король, счастливые часов не наблюдают).

Задание 1. “Убери лишний” (карточки на магнитной доске). Работа в командах. По 2 представителя выходят к доске и убирают лишние карточки.

Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

  • золотые зубы – золотые руки
  • медвежья услуга – медвежья берлога
  • волчий хвост – волчий аппетит
  • приходить в голову – приходить в школу
  • дрова разгорелись – глаза разгорелись
  • важная деталь – важная птица
  • горькая правда – горькая микстура
  • принимать продукцию – принимать участие
  • выйти из комнаты – выйти из положения
  • cбивать с дерева – сбивать с толку

Задание 2. Разминка “Найди пару” (выделение пары одинаковым цветом) (Слайд 12)

Найди пару похожих фразеологизмов и объясните их значение:

Водой не разольешь. Грустный человек. Как в воду опущенный. Очень похожи. Толочь воду в ступе. Всё испытали. Седьмая вода на киселе. Неразлучные друзья. Воды не замутит. Дальний родственник. Набрал в рот воды. Бесполезная работа. Как в воду глядел. Долгое время. Как две капли воды. Угадал. Прошли огонь и воду. Тихий человек. Много воды утекло. Молчаливый человек.

Задание 3. “Выбери фразеологизм” (устно).

В данных предложениях назовите фразеологизмы.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

2. Никиту как ветром сдуло с веранды.

3. Нет, тут надо всё как следует обдумать.

4. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.

5. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки.

6. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя.

7. Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

Задание 4. “Замени фразеологизмом”. (Слайд 13)

Чтобы выполнить следующее задание нам надо вспомнить, что же такое синоним.

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное (одинаковое) или близкое лексическое значение.

Примеры: к слову веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный, к слову странник — пилигрим, путешественник, путник, паломник. Синонимы образуют ряд слов, называемый синонимическим рядом. В ряду один из синонимов является главным, в словарях он, как правило, помещается на первое место.

Синонимы используются в речи для:

— более точного и верного выражения мысли — чужой и зарубежный;

— придания эмоциональной окраски;

— избегания тавтологии (повторений);

— связи смежных предложений в тексте.

Задание: Названное слово замените синонимичным фразеологизмом. (интерактивная доска) (Слайд 14-15)

  • Метко — не в бровь, а в глаз.
  • Неожиданно — как снег на голову.
  • Тесно — яблоку негде упасть.
  • Темно — хоть глаз выколи.
  • Опытный — стреляный воробей.
  • Мокрый — ни одной ,сухой нитки.
  • Молчать — держать язык за зубами.
  • Хвалить — возносить до небес.
  • Обманывать — водить вокруг пальца.
  • Бить — намять бока.
  • Исчезать — рассеиваться как дым.
  • Очень мало — с гулькин нос.

Задание 5. “Закончи фразеологизм” (Слайд 16)

1) Закончить фразеологизм. (интерактивная доска)

  • Дрожит, как … осиновый лист.
  • Катается, как .. сыр в масле.
  • Выводить на … чистую воду.
  • Держать в … ежовых рукавицах.
  • Поразить, как … гром среди ясного неба.
  • Вариться в … собственном соку.
  • Сидеть … сложа руки.
  • Знать, как…. свои пять пальцев.

2) Закончи фразеологизм (работа в группах) 3 минуты. Представитель группы, которые 1 закончили работу, читает ответы.(Проверка по слайду — Слайд 17)

Голоден как … Надут как … Хитёр как … Нем как … Труслив как … Грязный как … Здоров как … Упрям как … Изворотлив как … Болтлив как … Колючий как …  

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);

Задание 6. “Угадай профессию” (интерактивная доска) (Слайд 18)

Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.

  • Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
  • На живую нитку. — Портной,
  • Сложить оружие. — Военный.
  • Брать на прицел. — Охотник.
  • Закидывать удочку. — Рыбак.
  • В час по чайной ложке. — Врач.
  • Играть первую скрипку. — Музыкант.
  • Петь с чужого голоса. — Певец.
  • Открывать Америку. — Путешественник.
  • Ждать у моря погоды. — Рыбак.
  • Попасть в ловушку. — Охотник.
  • Закусить удила. — Конюх.
  • Сгущать краски. — Художник.
  • Ход конем. — Шахматист.
  • С больной головы на здоровую. — Врач.
  • Клевать носом. — Охотник.

Задание 7. “Иллюстрации” (интерактивная доска) (Слайд 19-25)

Назовите фразеологизм по иллюстрации и объясните его значение.

Задание 8. “Пантомима”(Слайд 27)

Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Можно его нарисовать. Надо правильно назвать его и объяснить. (работа в группах)

  • Водить за нос …обманывать
  • Развешивать уши …слушать с доверием, забывая о своих делах;
  • Точить зубы ….сердиться на кого-либо
  • Клевать носом …дремать
  • Делать из мухи слона …преувеличивать
  • Прикусить язык …промолчать
  • Чесать языки …болтать
  • Строить глазки…кокетничать, привлекать внимание
  • Не в своей тарелке …испытывать чувство неловкости

Задание 9. “Вспомните фразеологические обороты, начало, которых дано в тексте” (Слайд 26):

1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться …

2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

3. Бросились искать приезжего. а его и след …

4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …

5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …

6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды …

7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …

Задание 10. “Отгадай что это?” (устно)

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.

в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

Задание 12. Как об этом говорят?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм:

  • О том, кто часто меняет свои решения.
  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём-нибудь.
  • О кротком и безобидном человеке.
  • Об излишней вежливости.
  • О болтливом человеке.
  • О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

Задание 13. Игра-лото. В командах.

V. Итог занятия (Слайд 28).

— Назовите фразеологизмы, которые вы запомнили и вам понравились в течение мероприятия.

— Спасибо всем за занятие.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

  • Водить за нос …(обманывать)
  • Развешивать уши …(слушать с доверием, забывая о своих делах; )
  • Точить зубы ….(сердиться на кого-либо)
  • Клевать носом …(дремать)
  • Делать из мухи слона …(преувеличивать)

  • Прикусить язык …(промолчать)
  • Чесать языки …(болтать)
  • Строить глазки…(кокетничать, привлекать внимание)
  • Не в своей тарелке …(испытывать чувство неловкости)

Фразеологизм «Крокодиловы слезы» значение

Фальшивое проявление страданий, сожалений, раскаяний.

Выражение «проливать крокодиловы слезы» мы употребляем по отношению к человеку неискреннему,  который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам.

Данный фразеологизм пришел к нам из глубины веков, а основывался он на уверенности, что крокодилы, поедая свою добычу, плачут, притворно сожалея о жертве.

Но верно ли это, неужели крокодил и впрямь, такой чувствительный и сентиментальный, что проливает горючие слезы над своей жертвой? Очень долгое время люди думали именно так. Конечно, факт остается фактом: многие исследования подтвердили, что у крокодила и впрямь льется жидкость, похожая на слезы в момент поедания пищи. Однако к слезам, тем более, слезам сожаления, эта жидкость отношения не имеет

 Все дело в том, что у крокодилов несовершенна система удаления избытка солей из организма. А специальные железы, помогающие почками вывести лишние соли, располагаются как раз возле глаз. Вот почему во время работы этих желез и появляется жидкость, которую ошибочно принимают за слезы, Эта теория объясняет, почему крокодилы «плачут» во время еды не всегда.

Вот какова история фразеологизма крокодиловые слезы. Однако от того, что мы, наконец, узнали правду о повадках крокодилов, этот фразеологизм своего значения не потеряет. Уж слишком он точен, образен и удобен.

Фразеологизм «Плясать под чужую дудку» значение

Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого.Восходит оно к греческому историку Геродоту, поведавщему нам следующую ба: «Один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать».
Аналогичное выражение встречается и в Евангелии (от Матфея): «Мы играли вам на свирели, и вы не
плясали», то есть не хотели исполнить нашу волю.

Фразеологизм «Перемывать косточки» значение

Обсуждать какие-то сплетни, слухи и т. д.

Фразеологический оборот перемывать косточки является синонимом глаголов сплетничать, злословить, судачить о ком-либо.
А при чем здесь 
косточки? Если не боитесь, то слушайте.
Оказывается, этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Через не сколько лет после похорон для очищения души умершего от грехов и снятия с нее заклятия выкопанные останки (то есть кости) перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел. Таким образом, выражение перемыть косточки первоначально имело самый прямой, буквальный смысл и только со временем было образно переосмыслено.

Фразеологизм «Как с гуся вода» значение

«Ему все как с гуся вода!» Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем.

Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки (или Катеньки) — худоба (то есть болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

Именно с гусиного? Да нет, не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру…

А вот сказать: «Как с курицы вода» — нельзя. Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид. Недаром про неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят «как мокрая курица».

А выражение как с гуся вода означает: ему (ей) все нипочем.

Фразеологизм «Заблудшая овца» значение

Существует один поучительный библейский сюжет, в котором рассказывается о пастухе, у которого из стада пропала одна овца. Однако хозяин заботился о каждом животном в своем стаде, поэтому, оставив остальных, он отправился на поиски пропажи, нашел ее и на своих плечах принес обратно.

Сегодня, когда мы употребляем фразеологизм «заблудшая овца», то имеем в виду хорошего человека, который, в силу различных обстоятельств, сбился «с пути истинного».

О человеке, сбившемся с правильного пути в жизни.

    золотые зубы 

   золотые руки

медвежья услуга

медвежья берлога

волчий хвост

волчий аппетит

приходить в голову  приходить в школу

дрова разгорелись  глаза разгорелись

важная деталь

важная птица

горькая правда горькая микстура

принимать продукцию  принимать участие

выйти из комнаты выйти из положения

cбивать с дерева  сбивать с толку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Фестиваль фразеологизмов"

Конкурсная  программа  для учащихся  5-7  кл....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (по фразеологизмам)

КОГДА СЛОВА СТАНОВЯТСЯ КРЫЛАТЫМИИгра «Счастливый случай» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка;- расширение зна...

Презентация к внеклассному занятию по теме "Фразеологизмы" 6 класс

Интересное приложение для закрепления изученного на уроке по обозначенной теме....

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....

Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (Фразеологическое кафе). Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе.

Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.Цели:-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Тема: "Путешествие в мир фразеологизмов".

Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению....

Внеклассное мероприятие "Весёлые фразеологизмы", 6 класс. С презентацией.

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса "Весёлые фразеологизмы" с презентацией...