Внеклассная работа
творческая работа учащихся по теме
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса:
«Материальная и духовная культура бурят»
Автор: Бадмажапова Арюна Намсараевна,
учитель бурятского языка
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Материальная и духовная культура Бурят» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 4 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. С уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так становится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано. Что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст.29)
Культура Бурятии вмещает в себя колоссальный смысл – это не только музыка, театр, песни, но и литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, памятники истории, библиотеки, музеи и др.
Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы. Основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.
Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.
Основные задачи курса:
- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.
Программа элективного курса основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- Усвоение теоретических знаний;
- Формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций. Практическая часть включает выпуск буклетов, брошюр и т.д.
Реализация целей и задач курса осуществляется в проектной деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии. Словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Программа основана на блочно-модульном принципе. Она состоит из двух блоков:
- Материальная культура
- Духовная культура
Первый блок предполагает знакомство с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Дерево в культуре бурят», «Пища как часть культуры народа», «Бурятское жилище», «Бурятский костюм», «Украшения».
Цель второго блока «Духовная культура бурят» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя модули: «Лошадь в традиционной культуре», «Древние игры и танцы бурят», «Обоо, тайлаган», «Сурхарбан», «Сагаалган», «Бурятская свадьба».
Ожидаемые результаты
- учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- быт. Основные занятия бурятского народа;
- обычаи и традиции бурят.
- о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;
- о народных праздниках и играх
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать;
- создавать проекты;
- играть в народные игры
Учебный план курса «Материальная и духовная культура Бурятии»
№ | Содержание теоретического материала | Кол-во часов | Практическая часть |
I. | Материальная культура бурят | ||
1 | Дерево в культуре бурят: А. Мастера-деревообработчики Б. Дерево в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах. В. Экологические традиции. Обычаи и обряды бурят, связанные с деревом, в сфере природопользования. | 3 | Защита письменных работ по творчеству мастеров, работающих с деревом. |
2 | Пища как часть культуры народа: А. Обычаи и обряды бурят, связанные с бурятской кухней. Б. Народные способы хранения и консервации продуктов питания. В. Бурятская кухня в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Г. Экологические традиции бурятской кухни. | 4 | Составить словарь названий бурятских блюд. |
3 | Бурятское жилище: А. Обычаи и обряды бурят, связанные с жилищем. Б. Бурятское жилище в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах. В. Юрта – прообраз жилища XXI века. | 3 | Подготовить презентацию на тему «Национальные жилища народов РФ» |
4 | Бурятский костюм: А. Региональные особенности костюма агинских, иркутских, хоринских, селенгинских бурят. Б. Символика дополнений костюма (пояса, манжет, дэнзэ, ножен, трубок). В. Обычаи и обряды бурят, связанные с костюмом. Г. Бурятский костюм в фольклоре, литературе, изобразительном и в песенно-музыкальном жанрах. | 4 | Сбор материалов для проекта «Бурятская одежда» |
5 | Украшения: А. Мастера серебряных дел Бурятии (традиции) Б. Региональные особенности и символика бурятских украшений. В. Украшения и их отражение в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах. Г. Ювелирное искусство Бурятии на современном этапе | 4 | |
II. | Духовная культура бурят | ||
1 | Лошадь в традиционной культуре: А. Проявление культа коня в материальной и духовной культуре бурят, монголов. Б. Образ лошади в бурятском фольклоре, литературе, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В. Тема лошади в музыкально-песенном жанре монголоязычных народов. | 3 | Подготовить сообщение на темы:
|
2 | Древние игры и танцы бурят: А. Древние игры Б. Древние танцы | 2 | Составить подборку этномузыкального материала по играм и танцам |
3 | Обоо, тайлаган: А. Обоо Б. Тайлаган | 2 | |
4 | Сурхарбан : А. Конные скачки Б. Стрельба из лука В. Национальная борьба | 3 | |
5 | Сагаалган: А. Обряды и обычаи празднования Сагаалгана Б. Поздравления, благопожелания | 2 | Составление и защита сценария Сагаалгана соответствующего года. Благопожелания-үреэлы выучить. |
6 | Бурятская свадьба: А. Свадьба, свадебные обряды в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах. Б. Свадебные обряды (по регионам) В. Свадебные благопожелания, поздравления, игры, песни | 3 | Традиционные и современные варианты свадебных благопожеланий, поздравлений, игр, песен |
Итоги года. Зачёт. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...
Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".
Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией. Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...
«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...