Внеклассная работа
творческая работа учащихся по теме

Бадмажапова Арюна Намсараевна

программа факультатива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса:

«Материальная и духовная культура бурят»

Автор: Бадмажапова Арюна Намсараевна,

учитель бурятского языка

Пояснительная записка

     Программа факультативного курса «Материальная и духовная культура Бурят» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 4 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. С уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так становится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано. Что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст.29)

     Культура Бурятии вмещает в себя колоссальный смысл – это не только музыка, театр, песни, но и литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, памятники истории, библиотеки, музеи и др.

     Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы. Основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.

     Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.

     Основные задачи курса:

- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;

- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;

- расширить словарный запас учащихся;

 - освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

     Программа элективного курса основана на единых подходах и принципах:

- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

- использование разнообразных форм организации занятий;

- развивающий характер обучения;

- обеспечение психологического комфорта ребёнка;

- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. Усвоение теоретических знаний;
  2. Формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций. Практическая часть включает выпуск буклетов, брошюр и т.д.

     Реализация целей и задач курса осуществляется в проектной деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать  деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

     Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии. Словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

     Программа основана на блочно-модульном принципе. Она состоит из двух блоков:

  1. Материальная культура
  2. Духовная культура

     Первый блок предполагает знакомство с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Дерево в культуре бурят», «Пища как часть культуры народа», «Бурятское жилище», «Бурятский костюм», «Украшения».

   Цель второго блока  «Духовная культура бурят» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя модули: «Лошадь в традиционной культуре», «Древние игры и танцы бурят», «Обоо, тайлаган», «Сурхарбан», «Сагаалган», «Бурятская свадьба».

     Ожидаемые результаты

- учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;

- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- быт. Основные занятия бурятского народа;

- обычаи и традиции бурят.

- о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;

- о народных праздниках и играх

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать;

- создавать проекты;

- играть в народные игры

Учебный план курса «Материальная и духовная культура Бурятии»

Содержание теоретического материала

Кол-во часов

Практическая часть

I.

Материальная культура бурят

1

Дерево в культуре бурят:

А. Мастера-деревообработчики

Б. Дерево в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах.

В. Экологические традиции. Обычаи и обряды бурят, связанные с деревом, в сфере природопользования.

3

Защита письменных работ по творчеству мастеров, работающих с деревом.

2

Пища как часть культуры народа:

А. Обычаи и обряды бурят, связанные с бурятской кухней.

Б. Народные способы хранения и консервации продуктов питания.

В. Бурятская кухня в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве.

 Г. Экологические традиции бурятской кухни.

4

Составить словарь названий бурятских блюд.

3

Бурятское жилище:

А. Обычаи и обряды бурят, связанные с жилищем.

Б. Бурятское жилище в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах.

В. Юрта – прообраз жилища XXI века.

3

Подготовить презентацию на тему «Национальные жилища народов РФ»

4

Бурятский костюм:

А. Региональные особенности костюма агинских, иркутских, хоринских, селенгинских бурят.

Б. Символика дополнений костюма (пояса, манжет, дэнзэ, ножен, трубок).

В. Обычаи и обряды бурят, связанные с костюмом.

Г. Бурятский костюм в фольклоре, литературе, изобразительном и в песенно-музыкальном жанрах.

4

Сбор материалов для проекта «Бурятская одежда»

5

Украшения:

А. Мастера серебряных дел Бурятии (традиции)

Б. Региональные особенности и символика бурятских украшений.

В. Украшения и их отражение в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах.

Г. Ювелирное искусство Бурятии на современном этапе

4

II.

Духовная культура бурят

1

Лошадь в традиционной культуре:

А. Проявление культа коня в материальной и духовной культуре бурят, монголов.

Б. Образ лошади в бурятском фольклоре, литературе, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

В. Тема лошади в музыкально-песенном жанре монголоязычных народов.

3

Подготовить сообщение на темы:

  1. Лошадь-кормилица
  2. Лошадь-друг
  3. Лошадь-участник всех народных празднеств
  4. Лошадь-спортсмен
  5. Лошадь-воин
  6. Лошадь-путешественник …

2

Древние игры и танцы бурят:

А. Древние игры

Б. Древние танцы

2

Составить подборку этномузыкального материала по играм и танцам

3

Обоо, тайлаган:

А. Обоо

Б. Тайлаган

2

4

Сурхарбан :

А. Конные скачки

Б. Стрельба из лука

В. Национальная борьба

3

5

Сагаалган:

А. Обряды и обычаи празднования Сагаалгана

Б. Поздравления, благопожелания

2

Составление и защита сценария Сагаалгана соответствующего года.

Благопожелания-үреэлы выучить.

6

Бурятская свадьба:

А. Свадьба, свадебные обряды в фольклоре, литературе, изобразительном и песенно-музыкальном жанрах.

Б. Свадебные обряды (по регионам)

В. Свадебные благопожелания, поздравления, игры, песни

3

Традиционные и современные варианты свадебных благопожеланий, поздравлений, игр, песен

Итоги года. Зачёт.

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...