"Кудонь нармунть" "Домашние птицы"
план-конспект урока на тему

Нефедова Елена Анатольевна

Открытый урок в 3 классе на тему "Кудонь нармунть". Изучение  и закрепление новых слов по теме "Домашние птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Кудонь нармунть" "Домашние птицы"31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок эрзянского языка в 3 классе

"Кудонь нармунть – Домашние птицы"

Цель урока: создать  на уроке условия   для  формирования положительной  мотивации и интереса к эрзянскому языку;

Задачи урока:

Предметные:  закрепление и активизация в речи слов и грамматических конструкций по изученным темам;  

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

управление своей деятельностью;  развитие инициативности  и самостоятельности;

Коммуникативные:

развитие речевой деятельности; развитие навыков сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную работу,  оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками;

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий; развитие логического мышления, воображения;

Личностные: Формирование ценностных ориентаций школьников: с любовью относиться к домашней птице, чувство ответственности, заботы к этим птицам;

Оборудование к уроку: компьютер, экран, мультимедийная презентация по теме «Домашние птицы», карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Учитель: Шумбратадо, эйкакшт.

Ученики: Шумбратадо!

 Учитель: А  кодат тынк тевенк?

 Ученики:

                                                      Минь весёла эйкакштано

          Ловнотано, сёрмадтано

        Минек вадрят тевенек

        Тонавтницят леменек.

2.Речевая разминка.

     Учитель: Эйкакшт, кортатано эрзякс.

    Учитель: Кода тонь леметь?

    Ученик: Монь лемем …… ( дети проговаривают лексические конструкции)

   Учитель: Тон кие? Тон цёрыне эли тейтерне?

    Ученик: Мон ………

3.Повторение  раннее пройденного материала.

  Учитель: Игра «Ёвтынк тюсонть» (слайд) К нам в гости пришла собачка. Но она растеряла цветы по дороге. Давайте соберем букет, но сначала назовите цвета этих цветов.

Ученики: Собирают букет, называя цвета.

Учитель: Игра «Ёвтынк кудонь ды идем ракшатнень»(слайд) Вспомним домашних и диких животных. Если вы верно называете животное, фигура закраситься в зелёный цвет, если нет в красный.

Ученики: Отгадывают слова.

Учитель: Вспомним счет. Давайте, поможем собрать  яблоки для пирога.(слайд)

Ученики: Собирают яблоки.

3. Введение новых слов.

Учитель:  Ребята, давайте с вами отгадаем загадки. (слайд)

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь)

Пестрая крякуша

                 Ловит лягушек.

                 Ходит вразвалочку. (утка)

Кто в курятнике живет,

     Яйца свежие несет? (курица)

Сидел на заборе,
Пел да кричал,
А как все собрались,
Взял да замолчал.
(петух)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ... (индюк)

Учитель: Итак, перед нами открылась красивая картина. Так о чем мы с вами будем сейчас говорить? (слайд)

Учитель: Молодцы. Мы сегодня будем говорить о домашних птицах.

  Учитель:  Откроем тетради . Запишем число.

Учитель: Тема нашего урока «Кудонь нармунть» (слайд)

Учитель: А теперь давайте назовем  эти слова на эрзянском языке. (слайды)

Яксярго – утка

Сараз – курица

Курка – индюк

Атякш – петух

Гала – гусь

Ципака - цыплёнок

 (Ученики читают слова) (девочки называю слова на эрзянском языке, а мальчики на русском языке)

Учитель: Молодцы правильно.

  Учитель:  Откроем тетради . Запишем число.

Учитель: Тема нашего урока «Кудонь нармунть» (слайд)

4.Физкультминутка.(слайд)

1,2 – веревпанд

3,4 – аловпанд

5,6 – трокс, кувалт

7,8 – мекев, васов

9,10 – скок менелев!

5. Активизация  новых слов в речи учащихся.

Учитель: Откроем учебники страницу 31 назовем домашних птиц, которых мы видим на рисунке.

Учитель: А теперь выполним на стр31упр1.  Вместо точек вставьте названия птиц.

Учитель: Давайте послушаем песню С. М. Люлякиной «Титя, титя саразкем».(слайд)

Учитель: Л. Дергачева и Г. Гребенцов написали стихи про домашних птиц.

Ученики: Дети читают стихотворения.

Ти-ти-ти…

- Ти-ти-ти, ти-ти-ти!

Садо малав, саразкеть!

Ашинеть ды сермавнеть –

Каян ямкскеть, зёрнынеть!

Садо , титя – титинеть,

Якстерь цёко пацинеть!

- Ко-ко-ко, ко-ко- капшан!

Сехте икелев чиян,

Чей, а стяко атякшан!

Галат.

Веленть вакска чуди лей.

Тесэ-тосо цитни эй.

Лейсэнть галат экшелить,

Кельме ведте а пелить.

Лисить ведьстэ –мазылгадыть.

Моразевить, эрязгадыть,

Киштить, «гигак!» сеерить,

Весень котаст якстереть.

Учитель: А теперь поиграем в игру «Саразкесэ» «Курочки»

6. Разучивание мордовской игры  «Саразкесэ»

Учитель: Ребята выберем покупателя «Рамиця», хозяюшек «Азорават» и курочек «Саразкеть»  Послушаем считалку.

Учитель. (считалка)

«Саразкесэ» налксетяно,

«Рамиця» минь кочкатано.

Покш тейтерне «азорават»,

Тон жо «рамицякс» кочкават!

(«Саразкетне» «Курочки» встают в круг и поют песню С.М. Люлякиной «Ёмазь саразке» )

Минь саразкеть – ципакинеть,

Ашот, ожот ды тюжинеть,

Раужинеть, сёрмавнэть,

Саразкеть – ципакинеть.

Ко-ко-ко, тюк-тюк-тюк.

Ке-ке-ке, цип-цип-цип.

Учитель. «Азорават» «Хозяюшки» выбирают «Саразкеть» «Курочек» и встают в круг! (поют песню)

Титя, титя, саразкем,

Титя, тарваз коклацькем,

Титя, понав пильгинем,

Ашо, ожо, сёрмавнэм.

Титя, титя. Ти-ти.

«Рамицясь» «Покупатель» ходит вдоль круга и поёт песню.

Паро саразке вешнян,

Эстень саразке раман

Конась сехте вадрине,

Конась сехте мазыйне.

Титя, титя, ти-тит-ти.

( Покупатель касается курочки  и бежит по кругу. Хозяйка бежит навстречу. Кто быстрее встает перед  курочкой , тот будет хозяйкой. Кто остался, будет покупателем.

Учитель. Ой, «Атякштне» «Петушки» дерутся!

Ваня.

Петя – Петя – Петине,

Свал вачодо пекине,

Чоп кургосот тямкаят,

Чоп ярсамка тон вешат! Э-э-э

Петя.

Ваня –Ваня – Ванине

Тонь каладо палинеть,

Чирь ды рудазов судот,

Покш, амазый тонь кургот! Э-э-э

(Мальчики показывают, как они дерутся)

Учитель. Давайте помиримся! Хозяйки, курочки и петушки  берутся за руки, ходят по кругу и  поют:

Эрьга, ялгат, мирятано,

Сёвонь пире пирятано.

Кие моли саламо,

Сень превензэ аламо!

Учитель: Как хорошо, когда все хорошо заканчивается. Давайте все вместе споем песню.!

Седяк, седяк, гармония

Седяк эрязасто!

Верьга вайгельт моратано-

А маштано састо!

Мазый, мазый минек ошось

Шнамодонзо а сизян.

Тесэ эрить тетям-авам

Ды монгак тесэ эрян!

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Вам понравился урок? Если вам понравился урок покажите карточку с изображением весёлого лица, а если нет с изображением грустного лица.

Учитель: Чему мы с вами сегодня научились?

Учитель: Вы сегодня все хорошо поработали. Оценки.

Учитель: Домашнее задание повторить слова по теме «Кудонь нармунть»

Учитель: И урок наш закончим стихотворением С.Ю. Дмитриевой  «Паро валт». Я желаю вам чтобы вам всегда говорили эти слова.

                                            Вадря валось "Шумбрачи",

Молицянень "шожда ки",

Удыцянень "паро он".

Неть валтнэнь содасыть тон?

«инеськеть" валось вадря,      

иля стувт ёвтамс "сюкпря",

Тон туемстэ ульть анок

ёвтамс «вастомазонок".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-игра "4 лишний". Домашние птицы.

Данная презентация-игра "4 лишний" создана для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которая способствует развитию логического мышления, закреплению обобщающих понятий, развитию с...

Презентация-игра "Чей голос?". Домашние птицы.

Данная презентация-игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, где дети угадывают голос домашней птицы и выбирают верный вариант. При правильном ответе звучит похвала. Данн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают  разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...

Содержание домашней птицы в домашних условиях, 6 класс

Урок разработан для учащихся с ОВЗ занимающихся по трудовому профилю сельскохозяйственный труд...

Лексические темы "Домашние животные", "Домашние птицы" Учимся правильно употреблять предлог ЗА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25227968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"220"}}]]...