Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса (8 вид, первый вариант).
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Гудкова Анна Юрьевна

Представлена пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету "Чтение и развитие речи" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6g_chtenie_i_razvitie_rechi.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                         «Согласовано»                                                                       «Утверждена»    

 Руководитель ШМО                                                               Заместитель директора МБОУ                                             приказом директора МБОУ

 ________Шашкина Ю.В.                                                       «Сергачская СОШ № 5»                                                        «Сергачская СОШ № 5»                                                                                            

                                                                                                   ____________Измайлова А.Х.                                                                                        

Протокол №   от                                                                                                                                                                       №____ от «    » 08 2017 г.

«   » августа 2017 г.                                                                 «    » августа 2017 г.  

        

Основная адаптированная образовательная программа

по предмету «Чтение и развитие речи» для 6 класса

специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

учителя русского языка и литературы

Гудковой А.Ю.

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под

редакцией Воронковой В.В. Изд.- М. «Владос». 2011 г. (Доп. Министерством образования и науки Российской Федерации) и учебников: И.М.Бгажноковой, Е. С. Погостиной «Чтение» 6 кл., М.-«Просвещение» 2016г.

На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не всегда учащиеся

  1. класса в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разных жанров и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Общая характеристика учебного курса.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно

  • последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

  • 6  классе  продолжается  работа  по  объяснительному  чтению,

поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала.

  • сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.

В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы,

  • также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями. Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.

Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.

  • этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве

  • его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев.

Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

  1. класс

Тематика изучаемых произведений.

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения.

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующие поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями; подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.

Обсуждение прочитанных произведений, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Изучаемые произведения.

В. Песков «Отечество», «Весна идет», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», В. Бианки «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», И. Бунин «Лес точно

терем расписной…», Ю. Качаев «Грабитель»,        Б. Житков «Белый домик»,

А. Белорусец «Звонкие ключи», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко» (сказка), «Корзина с еловыми шишками», И. Тургенев «Один день

  • берёзовой роще»,  Е. Носов «Хитрюга»,  С. Михалков «Будь человеком»,  Б.

Заходер «Петя мечтает»,  Д. Биссет «Слон и муравей» (сказка), «Кузнечик

Денди» (сказка), Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой», «Пуговкин домик».

«Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок из былины),        Ф. Глинка

«Москва», С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е. Холмогорова «Великодушный русский воин», Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Е. Пермяк «Тайна цены»

(сказка),

Д. Гальперина «Здравствуйте!»,

Е. Благина «Новогодние

загадки»,

А. Никитин «Встреча зимы»,

А. Дорохов «Теплый снег»,

А.

Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»,  Д. Хармс «Пушкин», «Заяц и ёж».

Х.К. Андерсен «Ель» (сказка), «Снежная королева» (сказка),

А. Чехов

«Ванька»,

И. Никитин «Весело сияет месяц над

селом…»,

И.

Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…»,        М. Зощенко «Лёля

  • Минька», Ю. Рытхэу «Пурга», Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Смирнов «Первые приметы». М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка), В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок), А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», А. Плещеев «И вот шатер

свой голубой опять ракинула весна…», В. Астафьев «Злодейка», «Зорькина

песня», Е. Баронина «Рассказы про зверей», В. Драгунский «Кот в сапогах», И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня), Р. Киплинг «Рикки –

Тикки – Тави», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», М. Дудин «Наши песни спеты на войне», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».

Произведения для внеклассного чтения.

М. Пришвин «Лесной хозяин», К. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание

  • летом», В. Бианки «Морской чертёнок», А. Мамин – Сибиряк «Приёмыш», былины про Илью Муромца, Л. Кассиль «Всё вернётся», В. Астафьев «Васюткино озеро», Г. Скребицкий «Замечательный сторож», стихи о войне.

Произведения для заучивания наизусть.

И. Бунин «Лес точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», И. Суриков «Белый снег пушистый…»,

С. Смирнов «Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».

Распределение учебных часов и последовательность изучения разделов по программе осуществляется следующим образом:

Разделы

Количество

Внеклассное

Развитие

часов

чтение

речи

Моя Родина

39

4

3

Отечество, верность,

25

3

1

братство

Краски природы

36

1

1

Спешите делать добро

53

2

2

Всего

153

10

7

Формы организации учебного процесса

  • урок

Формы учебной деятельности

  • коллективная
  • групповая
  • индивидуальная

Технологии обучения

  • дифференцированное обучение
  • личностно-ориентированное обучение

Методы обучения

  • словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.

  • наглядные: демонстрация иллюстраций, использование ИКТ
  • экранно-звуковые средства обучения и т.д.

Типы уроков

  • Урок сообщения новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

читать вслух осознанно, правильно, выразительно, «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

определять основные черты характера действующих лиц;

пересказывать текст по плану и выборочно.

Учащиеся должны знать:

наизусть 8-10 стихотворений.

Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи.

  • начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

  • начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

  1. называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

  1. затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Календарно – тематическое планирование по чтению и развитию речи для 6 г класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида 5 часов в неделю.

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

ДЗ

1

1

Вводный урок. В. Песков «Отечество».

2

1

Тема Родины в русской поэзии. М. Ножкин «Россия».

3

1

М. Пришвин «Моя родина». Чтение и обсуждение рассказа.

4

1

В. Бианки « Сентябрь».  

5

1

И. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

6

1

Вн. чт. М. Пришвин «Лесной хозяин».

7

1

Ю. Качаев «Грабитель». Смысл названия рассказа.

8-9

2

Б. Житков «Белый домик». Чтение и обсуждение рассказа.

 

10

1

Р.р. Иллюстрирование рассказа Б. Житкова «Белый домик».

11-13

3

А. Белорусец «Звонкие ключи». Чтение и обсуждение рассказа.

14-16

3

К. Паустовский «Заячьи лапы».  

17

1

Вн. чт. К. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с летом».

18

1

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».  

19-22

4

Е. Носов «Хитрюга». Смысл названия рассказа.

23

1

Тема бережного отношения к природе. В. Бианки «Октябрь».

24-25

2

Р.р. Сочинение – описание «Осень в родном крае».

26

1

Вн. чт. В. Бианки «Морской чертёнок».

27

1

С. Михалков «Будь человеком». Чтение и обсуждение стихотворения.

28

1

Б. Заходер « Петя мечтает».

29-31

3

Д. Биссет. Сказки про животных «Слон и муравей».Чтение и обсуждение сказки.

32-34

3

Д. Биссет « Кузнечик Денди».

35-37

3

Д. Родари. Доброе отношение к людям в сказках «Как один мальчик с палкой играл».

 

38-40

3

Д. Родари « Пуговкин домик».

41

1

Р.р. Чтение сказки «Пуговкин домик» по ролям и пересказ по частям.

42

1

Вн. чт. А. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».

43-45

3

Былина «Илья Муромец и Соловей –разбойник». Уважительное отношение к родителям в былине.

46

1

Ф. Глинка «Москва». Чтение и обсуждение стихотворения.

47

1

Вн. чт. Героизм былин про Илью Муромца.

48

1

В. Бианки «Ноябрь». Чтение и обсуждение рассказа.

49-50

2

Героическое прошлое в рассказах С. Алексеева «Без Нарвы не видать моря».

51-52

2

А. Алексеев «На берегу Невы».

53-54

2

А. Алексеев «Медаль». Чтение и обсуждение рассказа.

55

1

А. Алексеев   «Гришенька».

56

1

Героическое прошлое России в рассказах  Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь».

57

1

Е. Холмогорова«Боевое крещение».

58

1

Е. Холмогорова«День рождения Наполеона».  

59

1

Е. Холмогорова«В дни спокойные».

60

1

Вн. чт. Л. Кассиль «Всё вернётся».

61-63

3

Е. Пермяк «Тайна цены». Чтение и обсуждение сказки.Р.р. Составление плана сказки.

64-65

2

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Чтение и обсуждение сказки.

66-67

2

Д. Гальперина «Здравствуйте!». Чтение и обсуждение рассказа.

68

1

В. Бианки «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа.

69

1

Русские поэты о зиме

 «Новогодние загадки» Е. Благинина.  «Встреча зимы» А. Никитин.

70

1

А. Дорохов «Тёплый снег». Чтение и обсуждение рассказа.

71

1

«Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин.

72-74

3

По страницам биографии А. Пушкина. Д. Хармс «Пушкин».

75

1

Вн. чт. Путешествие в мир сказок Пушкина.

76

1

В. Бианки « Январь».

77

1

Р.р. Сочинение – описание «Зима в нашем крае».

78-81

4

Х. – К. Андерсен «Ель». Чтение и обсуждение сказки.

82-85

4

А. Чехов «Ванька». Чтение и обсуждение рассказа.

86

1

И.Никитин « Весело сияет месяц над селом».И. Суриков « Белый снег пушистый».

87-88

2

М. Зощенко «Елка». Чтение и обсуждение рассказа.

89-90

2

Путешествие по просторам России. Ю Рытхэу «Пурга».

91-92

2

Тема милосердия в рассказе Ю. Дмитриева «Таинственный ночной гость».

93

1

Вн. чт. В. Астафьев «Васюткино озеро».

94

1

В. Бианки «Февраль. Чтение и обсуждение рассказа.

95-99

5

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Чтение и обсуждение пьесы – сказки. Особенности жанра.

100-106

7

Х. – К. Андерсен «Снежная королева». Чтение и обсуждение сказки.

107

1

Р.р. Озаглавить каждую часть сказки.

108

1

Наступление весны в стихотворениях

  С. Смирнов «Ничего ещё не зацветало…». В. Бианки « Март».

109

1

В. Песков «Весна идёт». Чтение и обсуждение рассказа.

110

1

М. Пришвин «Жаркий час». Чтение и обсуждение рассказа.

111-112

2

Г. Скребицкий «Весенняя песня». Чтение и обсуждение сказки.

113

1

Вн. чт. Г. Скребицкий «Замечательный сторож».

114

1

В. Жуковский « Жаворонок».

115-116

2

А. Толстой «Детство Никиты». Чтение и обсуждение рассказа.

117

1

А. Твардовский « Как после мартовских метелей». А. Плещеев « И вот шатер свой голубой».

118

1

В. Бианки «Апрель». Чтение и обсуждение рассказа.

119-122

4

К. Паустовский «Стальное колечко» Чтение и обсуждение сказки.

123-125

3

В. Астафьев «Злодейка». Чтение и обсуждение рассказа.

Р.р. Пересказ рассказа.

126-128

3

Е. Баронина «Рассказы про зверей». Чтение и обсуждение рассказа.

129-131

3

В. Драгунский «Кот в сапогах». Чтение и обсуждение рассказа.

132-133

2

Д. Хармс «Заяц и ёж». Чтение и обсуждение сказки.

134

1

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна. Чтение басни по ролям. Особенности жанра.

135-141

7

Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави». Чтение и обсуждение сказки.

142

1

Р.р. Пересказ сказки по плану (стр.203).

143-144

2

Красота окружающей природы в стихотворениях  В. Набокова «Дождь пролетел и сгорел на лету…».

145

1

В. Бианки «Май». Чтение и обсуждение рассказа.

146

1

Память о минувшей войне в стихотворении М. Дудина «Наши песни спеты на войне…».

147

1

Вн. чт. Стихи о войне.

148-152

5

Чтение и обсуждение сказки В. Медведева «Звездолёт «Брунька». Смысл названия сказки.

153-157

5

К. Паустовский «Корзина с еловыми  шишками». Чтение и обсуждение рассказа.

158-161

4

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Чтение и обсуждение произведения.

162-163

2

В. Астафьев «Зорькина песня». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.

164-165

2

Р.р. Сочинение по собственным наблюдениям «Раннее утро».

166

1

Н. Рыленков « Нынче ветер, как мальчишка, весел».

167-168

2

Повторение изученного в течение года.

169-170

2

Рекомендации для чтения. Проверка техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 класс

Рабочая программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 - 9 классы, под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Курс ...

Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 класс

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.  Курс рассчитан...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс

Данная работа предназначена учителям работающим в школе 8 вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс.

Данная программа составлена для детей с ОВЗ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс

Рабочая программа по чтению и развитию речи (адаптированная общеобразовательная для обучающегося на дому ребёнка с ОВЗ (УО) 9 класс...