Дополнительная образовательная программа этнокультурной направленности «Изучаем башкирский язык посредством знакомства с народным бытом"
рабочая программа по теме

Шарифуллина Эльза Анисовна

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа этнокультурной направленности «Изучаем башкирский язык посредством знакомства с народным бытом»

Пояснительная записка.

Республика Башкортостан  является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди разной национальности. 

Башкиры  - коренная национальность республики. Своеобразная культура  башкир  имеет свою историю, отличается особым колоритом, яркостью, предметами одежды, домашней утвари, декоративно-прикладного искусства. Объясняю свой выбор башкирской культуры тем, что в дошкольном  учреждении есть дети башкирской национальности и их интересом к своей культуре. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей.  В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.

Программа ориентирована на воспитание детей в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Внимание к фольклору,  древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору.

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки. Это обуславливает актуальность нашей программы.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание,

осуществляемое на корнях национальной традиции, воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния. В традиционной культуре любого народа  все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные  детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народную устную  литературу, народные игры, праздники, танцы, традиции и обычаи. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Для того, чтобы дети  взрослея продолжали осваивать родной язык и фольклор, была создана эта программа. В отличие от других программ, моя программа призывает изучение родного языка через народный фольклор, культуру и традиции, что и составляет новизну программы.

Цель программы: ознакомление ребенка с природными, культурными, социальными и экономическими особенностями Республики Башкортостан, помочь  воспитанникам  раскрыть мир национальных культур, вызвать интерес к познанию  культуры  своего  народа. Научить понимать прочитанное или услышанное на башкирском языке (аудирование). Уметь различать башкирские звуки, правильно их произносить,  прививать любовь к красоте и мудрости башкирской речи .

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- стимулирование  детской активности, сочетание с практической  деятельностью;

- познакомить с жанрами башкирского фольклора;

- познакомить с разнообразием культуры башкирского народа;

 - понимать башкирскую речь,

Развивающие:

- формировать интерес к культурно-историческому наследию и национальному фольклору республики;

- формировать навыки игры в инсценировках обрядов и праздничных театрализованных представлениях на основе фольклорного материала;

 - развивать фонематический слух,

 - знакомить с культурой и праздниками башкирского народа.

Воспитательные:

- воспитание патриота своей родины;

- формирование интереса детей к миру традиционной башкирской культуры;

- формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе  ознакомления с материальной и духовной культурой  башкирского народа; 

- воспитывать любовь и уважение к башкирскому языку, истории и традициям башкирского народа.                                                                                                                                                                           

Принципы работы:

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Наглядность.

4. Динамичность.

5. Дифференциация.


Средства реализации:

1. Специально организованное обучение, интегрированное по всем образовательным областям Программы

2. Совместная деятельность педагога с детьми:

- экскурсии (по селу, в краеведческий музей села, и т.д.);

- наблюдения в природе;

- чтение художественной литературы (писатели Республики Башкортостан);

- рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий с памятными местами);

- подвижные игры народов Республики Башкортостан;

- праздники и развлечения;

- детское художественное творчество.

3. Развивающая среда, способствующая развитию интереса к окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для патриотического воспитания.

Содержание работы по направлениям 


Физическое развитие

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, воспитание ценности здорового образа жизни, как приоритетного направления политики образования в Республики Башкортостан.

Задачи: 

  • способствовать становлению у детей ценности здорового образа жизни; 
  • развивать физические качества детей в играх народов Республики Башкортостан; 
  • создать условия для максимального развития возрастных возможностей и способностей детей с учетом климатических условий региона (лыжи); 
  • формировать знания о спортивных достижениях Республики Башкортостан (имена спортсменов). 

  • Познавательно - речевое развитие

Цель: знакомство с литературными произведениями, авторами Республики Башкортостан.

Задачи: 

  • расширять представления об этнических особенностях народов Республики Башкортостан; 
  • развивать коммуникативные навыки общения; 
    воспитывать чувство гордости за культурное наследие Республики Башкортостан; 
  • воспитывать бережное отношение к природе. 

    Социально - личностное

Цель: включение детей в систему социальных отношений

Задачи: 

  • приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении; 
  • формировать собственное отношение к явлениям общественной жизни; 
  • формировать первичные представления о труде взрослых; 
  • воспитывать ценностное отношение к своему труду, труду работников детского сада, его результатам; 
  • приобщать к правилам безопасного поведения в природе; на улицах села. 

  • Художественно - эстетическое развитие 

    Образовательная область «Художественное творчество» соответствует художественно-эстетической линии, так как формирует знания о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, способствует включению детей в совместную деятельность с детьми и взрослыми.

Цель: воспитание ребенка как носителя культурных ценностей народов Республики Башкортостан, бережное отношение к ним.

Задачи: 

  • обогащение музыкально-художественного и интеллектуального опыта ребенка; 
  • расширение представлений о различных видах искусства Республики Башкортостан; 
  • воспитание духовно богатой, творческой личности. 

    Образовательная область «Музыка» соответствует художественно-эстетической линии, так как способствует знакомству с произведениями народной музыки, песенного фольклора нашего региона при реализации совместной деятельности.

Цель: Развитие музыкального творчества детей на основе культурного наследия и традиций народов Республики Башкортостан.

Задачи: 

  • приобщать к национальной музыкальной культуре Республики Башкортостан; 
  • создавать условия для развития музыкальных способностей; 
  • воспитывать чувство прекрасного, умение отражать полученные знания об окружающей действительности через музыкальное сопровождение. 

Формирование знаний о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, знакомство с произведениями народной музыки, песенного фольклора нашего региона, воспитание ребенка как носителя культурных ценностей народов Республики Башкортостан

Задачи: 

  • расширять представление детей о различных видах искусства Республики Башкортостан; 
  • приобщать к национальной культуре Республики Башкортостан  (музыка, произведения искусства); 
  • создавать условия для развития творческих способностей; 
  • воспитывать чувство прекрасного; 
  • учить отражать полученные знания об окружающей действительности в продуктивной деятельности. 


Методы реализации


Практические


Словесные


Наглядные


1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребёнка.

3. Оформление зон в каждой возрастной группе для нравственно – познавательного развития.


1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Подвижные игры.

7. Развлечения.

8. Моделирование ситуаций.

9. Консультации.

10. Наблюдения.

1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Аудиовизуальная техника.

5. Информационно – агитационные стенды.

6. Театральная деятельность разнообразных видов.

7. Личный пример взрослых.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на детей в возрасте  5-7 лет  на 2 года. Дети делятся на 2 группы – 1) 5-6лет; 2) 6-7лет.

                                     

Формы и режим занятий:

Занятия  проходят   1 раз в неделю.  Продолжительность одного занятия   20-25 минут. Общий объем занятий в год составляет 34 занятий.

Ожидаемые результаты:

Ребенок имеет представление:

- о разных жанрах устного народного творчества (колыбельные песни, загадки,  пословицы, поговорки, сказки);

- о народном  декаративно – прикладном искусстве  баш. народа;

- о традиционных народных праздниках баш.народа.

Дети знают и называют:

- сказки и легенды баш. народа;

- традиционные народные праздники башкир;

-  башкирские игры.

Умеют:

- традиционные блюда баш.кухни;

- элементы национальный одежды;

- играть народные игры;

- пересказывать баш.сказки;

-организовать театрализованную деятельность на материале  башкирского. фольклора;

- организовать башкирские игры;

- исполнить баш.песни и танцы;

- изготавливать и украшать орнаментом предметы быта, дом.утвари, одежды.

Перспективный план дополнительной образовательной деятельности в старшей группе

«Изучаем башкирский язык посредством знакомства с народным бытом»

Месяц

сяц

Тема

Содержание

Оборудование

1

Сентябрь

Моя семья

Беседа о взаимоотношениях в семье, об отношениях детей к родителям, братьям, сестрам. Рассказы о своих родственниках. Разучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок о семье. Рисование: «Моя семья». Составление альбома.

Слова: атай, эсэй, олатай, элэсэй, агай, апай, мин

Фотографии, книга, материалы для рисования.

2

Мое село

Рассказ педагога о селе, беседа -рассказ о достопримечательностях села,  знакомство с гербом и флагом района.  Рассматривание фотографий села. Составление альбома:

«Мое село».

Слова: ауыл, урам, матур.

Фотографии, кар -тины, герб, флаг, альбом

3

Мой родной Башкортос

тан

Ознакомление воспитанников с названием Республики Башкортостан. Понятие «Родина». Рассказ о  достопримечательностях  в г.Уфа

фотографии, кар -тины, книга, магнитафон,

указка.

4

Сведения о баш. народ

ных сказках.

Знакомство детей  с понятием – сказка. Сказки о животных,  сказки – загадки. Чтение сказки «Заяц  и лев».Беседа о храбрости и находчивости.

Слова: куян, айыу,буре, толко.

книга, картины.

5    

Октябрь

Октябрь

В нашем доме  гость.

Рассказ воспитателя о традициях

баш.народа, связанных гостеприимством. Использование пословиц и поговорок о гостях. Игра: «Мы в гостях в деревне»

Баш.националь-

ные  блюда.

6

Шежере родословная моя

Рассказ воспитателя о шежере. Сведения о времени возникновения  шежере, формах его существования.

Рисование  с родителями воспитанников генеалогического дерева – шежер «Дерево  моего рода».

Слова: атай, эсэй, олатай, элэсэй, агай, апай, мин

книга, журнал  Акбузат, семей ные  фотогра  -фии.

7

Государ-

ственные

символы  Башкорт-

остана

и  России.

Знакомство с  гос.символами  Баш – на  и  России.

.Слова: Салауат Юлаев, батыр, кояш

герб, флаг, гимн, картины,

диск, магнита-

фон

8

Башкирские богатыр -

ские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение сказки «Камыр батыр».

Беседа о содержании, смелости, храбрости, мудрости, товариществе сказочных персонажей. Драматизация отрывок из сказки.

К   картины, атрибуты

9

Ноябрь

Ноябрь

брь

Народные

музыкаль -

ные инстру –менты

Рассказ о музыкальных   инстру -                  ментах, их строении,  разновиднос -тях. Слушание  баш.мелодий  в их исполнении. Рассказ легенды о ку -  рае.  Дид. игра: «Узнай  меня»

Слова: Салауат Юлаев, батыр, курай, кубыз

Курай, кубыз,

гармонь, мандо-

лина  диск,

открытки.

10

Труд                   башкир

Знакомство с трудом башкир в древности и о современном труде народов Башкортостана.

Рассматривание картин о жизни и быте, орудиях труда. Чтение сказок, рассказов, легенд. Загадывание загадок.

Слова: бал корто, бал

картины,

книга

11

Богатство      края – башкирский мед.

Знакомство детей с историей возникновения меда: бортничеством и  пчеловодством,  с одеждой бортника, пчеловодства, предметами их труда. Чтение рассказов, сказок, заучивание  стихотворений, посло- виц, поговорок, загадки о пчеле  и о

меде. Чаепитие с медом.

Слова: бал корто, бал

Картины,

альбом, книги, мед.

12

Башкирские        блюда

Знакомство с башкирскими блюдами. Сюжетно- ролевая игра:» В гостях у бабушки».

Рассказ бабушки о баш. блюдах ( биш бармак, баурсак,  чак-чак,  корот, коймак), дид.игра : «Угадай по описанию», игра «Юрта».

Разучивание песни: « Коймак»

одежда бабушке,

баш.блюда,

картины,

платки.

13

Декабрь

Салават Юлаев – националь-

ный герой

Рассматривание иллюстраций о герое, рассказ о С.Юлаеве, о Родине  Салавата – Салаватском  районе слушание песни. Чтение стихов,.

Слова: Салауат Юлаев, батыр, курай, кубыз

Иллюстрации, альбом, плакат, книги, магнита-

фон, материалы для рисования

14

Инценирова-

ние сказки:

«Куян малай»

Чтение сказки, пересказ, во просы, распределение по ролям, заучивание песни. танцы, работа над вырази- тельными средствами

Книга,иллюстрации, баш.костюмы,

украше ния, офор мление зала

15

Башкирские игры.

Считалки.

Вступительное  слово о башкирских народных  играх, их возникновении, характере. Объяснение условий игр, распределение обязанностей. Разучивание считалок. Объяснение сути данного  жанра  детского фольклора

Слова: бер, ике, ос, дурт, биш, алты, ете, пигез, тугыз, ун.

атрибуты для игр, призы.

16

Реки, озера, здравницы

Реки, озера, здравницы ( санаторий  Янгантау, Карагай, родник  Кургазак, Ассы), беседа о лечебных свойствах,   рекомендации, как пить минеральные воды,  рассматривание иллюстраций, слушание песен

Иллюстрации, минеральные воды, песня

17

Январь

Февраль

Февраль

Сведения о волшебных сказках

Волшебные сказки, роль вымысла в них. Волшебные  герои и волшебные события, реальные и фантастическое в сказках. Добро и зло. Оптимизм волшебных сказок.

Слова: куян, айыу,буре, толко.

Книга, иллюстра

ции, оборудова -ние  для  рисова -ния, музыка

18

Загадки. Кулямасы, анекдоты.

Разъяснение значения жанра загадки. Сведения о сходстве загадок у разных  народов. Ознакомление с загадками башкир о растительном и животном мире  Урала. Прослушивание  кулямасов, высмеивающих ленивых и глупых людей.

Слова: бер, ике, ос, дурт, биш, алты, ете, пигез, тугыз, ун.

Альбом, журнал

« Акбузат»

К     книга

«Детский                              фольклор»

19

Народные поэты баш-

кирского

народа

Краткие сведения о жизни и  твор -честве народного поэта  ,  земляка Т.Юсупова. Чтение  рассказов, заучивание  стихотворений «Пчела»,  « Родная земля».

Беседа по прочитанному.

Слова: бал корто, бал

Фотографии, книги

20

Февраль

Февраль

Частушки

Краткие сведения о частушках. Слушание

мелодии мандолины и кубыза ( быструю, плясовую ). Разучивание частушек.

М    музыкальные

инструменты,   магнитафон

21

Одежда башкирско-го народа

Свой рассказ сопровождать показом и вопросами. Украсить  елян, камзул.   Придумывание загадок  об одежде, разучивание пословиц, поговорок об одежде.

Слова: камзол, кулдэк, ситек.

Иллюстрации, одежды  башкир

22

Жилище башкир и его убранство

Рассказ о жилище  башкир

и их убранстве. Рассматривание тирмэ,  беседа  с детьми. Отгадывание  за гадки. Игра « Юрта». Сюжетно -ролевая игра: « Семья»

юрта, картина, платки

23

Март

Март

День 8 Марта

Составление  рассказа : «Дружная семья». Рассматривание  картины баш. художника  Л.Тюлькина « Моя мама». Роспись  башкирской матрешки в подарок маме, бабушке.

Слова: атай, эсэй, олатай, элэсэй, агай, апай, мин, байрам

Игрушки, картина, открытки,

Оборудование

для  рисования, музыка, образец

24

Легенды

Понятие о легендах  Богатство многообразие  баш. легенд  Легенды  « Происхождение  башкир»,

« Курай».

Слова: курай,

Книга

25

Бытовые, сатирические сказки

Бытовые сказки, их тематика   ( муд рость и глупость, честность и обман, велико душие и корысть, трудолюбие и леность)  Характе ристика

р основных героев сказок. Чтение и обсуждение сказки

картины, книга, манитафон

26

Викторина :

« Путешест-

вие в страну сказок»

Сказочный  мир  башкир.

Соревнование между командами.

Драм-ция сказки: «Медведь и пчелы».

Слова: куян, айыу,бал корттары, бал

Книги, фишки. подарки

30

Апрель

Викторина:

«Мой край- Башкортос-

тан »

Закрепить знания о родном селе, о Баш –не, об Уфе, умение ориенти -роваться по карте Баш – на.

Картины , баш.кос-

тюм, атрибуты  к играм, чак - чак

31

Пища древних башкир

Знакомство с пищей древних башкир, о лечебных свойствах продуктов. Знакомство детей с пословицами, поговорками о продуктах башкир. Дид.игра: «Опиши».

Слова: сэй, корот, катык, пот, каймак

иллюстрации,

баш.блюд, пословицы поговорки

32

Декаратив-

но -приклад ное  искус -ство

Башкирский народный  орнамент. Красочность и многообразие, эле -менты узора и цветовая гамма.

Рисование салфетки.

картины, посуды матери-

алы для рисования

33

Май

Настольный театр  по желанию детей

П    Предложить детям настольные игры по сказкам,  дидактические по желанию детей

Герои из сказок, дид. материал, фишки

34

Экскурсия в этнографич

ский музей

РДК

Зарождение и становление. Его роль в сохранении историко – культурных ценностей прошлого. Состояние и развитие музейного дела в районах.

35

Скоро лето

  Беседа с детьми о летних месяцах, летней природе, об участие детей в охране природы. Рассказ о летних заботах и отдыхе детей, о баш.нац.празднике  сабантуй, истории его возникновения.

Альбом, иллюстрации, календарь

Содержание тематического плана: (6-7 лет)

 Месяц

Тема

            Содержание

Оборудование

1

Сентябрь

октябрь

Мой край – Башкортос-

тан

Рассказ об образовании Республики. Прослушивание  песен о реках, горах, рассматривание  рисунков

Картины, фото

альбом, карта

рес –ки

2

Сведения о баш. народ

ных  сказ -ках.

Знакомство детей с понятием – сказка. Сказки о животных, сказки – загадки. Чтение сказки «Заяц и лев».Беседа о храбрости и находчивости. Инценирование сказки

Книга, картины.

3

Беседа о народном творчестве башкир.

Понятие о народном творчестве. Богатство и многообразие башкирских легенд и преданий. О роли исторических песен в духовной жизни башкир.

Картины, кассеты. магнита

фон

4

В нашем доме гость.

Рассказ воспитателя о традициях баш.народа, связанных  гостепри -имством. Использование пословиц и поговорок о гостях. Игра: «Мы в гостях в деревне».

Баш .нацио-

нальные  блюда.

5

Шежере – родослов-

ная моя.

 Рассказ воспитателя о  шежере.  Сведения о времени возникновения шежере, формах его существования.

Рисование  с детьми генеалогического дерева –шежере «Дерево моего рода»

Книга,

журнал

  Акбузат.

6

День республики Башкортос

тан.

  Сведения о названии нашей республики, раскрытие понятия «Родина».Знакомство с государ- ственными символами  Баш – на.

Картины. гимн, флаг, герб.

7

Развлечение

«День республики Башкортос

тан».

  Участие в мероприятие  посвящен –ные к Дню Ренспублики Башкортостан.

Украшения актового  зала. Башкирские нац- ные костюмы, диск.

8

Башкирские богатырские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение сказки «Камыр батыр». Беседа по содержанию, смелости, храбрости, мудрости, товариществе сказочных персонажей. Драматизация отрывок из сказки.

 Книга,иллюстрации.музыка, клубок

9

Ноябрь

Народные

музыкальные инструмен-

ты

   Рассказ о музыкальных   инстру -ментах, их строение, разновидности. Слушание баш.мелодий в их испол нении .Рассказ легенды о курае.

   Курай,ку-

  быз,гармонь,

  мандолина,

   диск.

  открытки

10

Уфа – столица Башкортостана

  Беседа о столице  Башкортостана. Объяснение понятия  «столица». Разучивание песен, стихов о Уфе.  Рисование любимых  мест Уфы.

  Открытки, книги, цветные карандаши магнитафон

11

Ознакомле-

ние с хозяй       ством  Баш -кортостана

   Природные условия и форма организации жизнедеятельности людей: скотоводство,

   пчеловодство,  охотничество, полеводство

Диафильм,

иллюстра

ции

  12

Башкирские блюда

  Знакомство с пищей древних  баш -кир. Дать представление  о  ле-

  чебных свойствах  продуктов. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, стихов о продуктах  баш -кир. Чтение рассказов о нац. блюдах.

     Дид.игра:»Опиши»

    иллюстрации книга, магнитофон, диск,

13

                                     Декабрь

Башкирский мед и кумыс

Основной вид промысла – скотоводство и пчеловодство из  кобыльего молока  готовили кумыс, пчелы дают  мед – целебное питание. Познакомить с некоторыми технологиями приготовления  некоторых блюд. Заучивание стихов, пословиц и поговорок о пчеле  

Рассказ Г.Зайцева «Пчелиный доктор»

  Альбом, готовые продукты магнитофон, диск

14

Салават Юлаев –националь-

ный герой

 Рассматривание иллюстраций о герое, рассказ о С. Юлаеве, о Родине Салавата – Салаватском районе слушание песни. Чтение стихов, разучивание стихотворения и песни.

Иллюстра-

ции, альбом, плакат, книги, магнитофон.

15-16

Инценировка сказки: «Лиса плясунья»

Чтение сказки, пересказ, вопросы, распре деление по ролям, заучивание песни, танцы, работа над выразительными средствами

Книга, иллюстра-

ции, баш.костю

мы, украшения, оформления зала

17

Башкирские игры.

Считалки.

Вступительное  слово о  баш. народных  играх, их возникновение, характере. Объяснение  условий игр, распределение обязанностей. Разучивание считалок. Объяснение сути данного  жанра  детского фольклора

Атрибуты для игр, призы.

18

Сведения о волшебных сказках

Волшебные сказки, роль вымысла в них. Волшебные  герои и волшебные события, реальные и фантастическое в сказках. Добро и зло. Оптимизм волшебных сказках.

журнал

« Акбузат», книги

19

Загадки. Кулямасы, анекдоты.

Разъяснение значения жанра загадки. Сведения о сходстве загадки у разных  народов. Ознакомление с загадками башкир о расти тельном и животном мире  Урала. Прослушивание  кулямасов, высмеивающих ленивых и глупых людей

Альбом, журнал

« Акбузат»

320

Народные поэты баш.народа

Краткие сведения о жизни и  твор -честве народного поэта  Р.Гарипова,  М.Карима, земляка Т.Юсупова. Чтение рассказов,  заучивание  стихотворений «Пчела»,

« Березовый листок», « Родная земля». Беседа по прочитанному.

Фотографии, книги

21

Частушки

Краткие сведения о частушках. Слушание мелодии мандолины и кубыза ( быструю, плясовую ). Разучивание  частушек.

   муз-ные инструмен

   ты

23

Одежда башкирско-го  народа

Сопровождение  рассказа показом и вопросами. Сравнить, что общего, в чем отличие  мужских и женских костюмов..   Придумывание загадки об одежде, разучива ние  пословиц, поговорок об одежде. Украсить  кукол в нац.одежду

T иллюстрации,

    музейный мате -риал одежда башкир  

24

Драматиза

ция сказки: «Мыр – мыр батыр»

Чтение сказки, пересказ, вопросы, распределение по ролям, разучивание песен. танцев, работа над вырази -тельными средствами

Книга, иллюстрации,

25

                                                                                                                март                                      март

День 8 Марта

Информация о женском дне 8 Марта. Составление  рассказа : «Дружная семья». Рассматривание  картины баш.художника  Л.Тюлькина « Моя мама». Роспись  баш матрешки в подарок маме, бабушке. Разу -

чивание  песен, стихов.

Игрушки, картина, открытки,

оборудование для  рисования, музыка, образец

26

Легенды и предания

Понятие о легендах и преданиях. Богатство и многообразие  баш. легенд  и преданий. Легенды  « Про -исхож дение башкир», « Курай». Предание  « Продажа  земли»,

беседа по содержанию

Книга

27

Бытовые, са-  тирические сказки.

Бытовые сказки, их тематика ( муд -рость и глупость, честность и обман, велико-душие и корысть, трудо -любие и леность)  Характе -

ристика основных героев сказок. Чтение и обсуждение сказки.

Картины, книга, магнитофон

28

Викторина :

« Путешест-

вие в страну сказок»

Сказочный  мир  башкир.

Соревнование между командами.

Книги, фишки. Подарки

29

Развлечение «Науруз»

Сведения о баш.народных   празд -никах. Знакомство, время проведения, место проведения, подготовка к празднику.

Украшение

     актового  зала. Башкирские

нац- ные костю мы,   диски, магнитофон

30

   

                                    апрель

                                                                    март                                                                                            

Экскурсия в библиотеку

Знакомство с библиотекой. Рассмотривание книг.

31

Города Башкортос

тана

Рассказ о крупных городах Баш-на. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях  промыш -ленности  в каждом из них.

 

Брошюры, открытки  горо -дов, значки (картины ) с изображением их эмблем,

карта Баш-на

32

Викторина:

« Я Башкорт останец»

Закрепить знания о родном селе, о Баш –не, об Уфе

Картины , баш.кос-

тюм,атри-

буты к играм, чак - чак

33

Карга туй

Сведения о баш –ких  народных  праздниках.  Легенды о башкирских праздниках. Знакомство, время проведения, место проведения, подго- товка  празднику.

Украшения

     музыкального  зала.    Башкирские

нац- ные костюмы,   диски, магни -тофон

4 34

Декаратив-

но- приклад- ное  искус -ство

Башкирский   народный орнамент. Красочность  и многообразие.  Элементы   узора и  цветовая  гамма.

  В     виды  декаративного искусства. Рисование:»Башкирский ковер»

Картины, посуда из музея, материалы для рисования

35

Экскурсия в этнографиче

ский музей

РДК

Зарождение и становление. Его роль в сохранении историко – культурных ценностей прошлого. Состояние и развитие музейного дела в районах

V. Список литературы.

  1. Алдырханова А.Р. Сценарии для проведения обрядных   праздников. Уфа.Китап. 2008
  2. Арсланова И.А. Башкирская кухня. Уфа. 1992.
  3. Агишева Р.Л.»Я- Башкортостанец»Уфа: 2005.
  4. Башкирские народные сказки. Уфа, 1969.
  5. Башкирское народное творчество. Т.1 -10. Уфа: Китап, 1987- 1996.
  6. Буракаев И.Д., Буракаева М.С. Уроки жизни. Уфа.1995.
  7. Галин С.А. Башкирские народные песни. Уфа – 1993.
  8. Гарипов И.М. Башкирско – русский словарь, пословиц и поговорок.Уфа.1994.
  9. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа.Китап, 2002.
  10.  Галяутдинов И.Г. Поиграем, вместе, друзья. Уфа,1995.
  11. Гасанова Р.Х.»Земля отцов» Уфа:2004..
  12.  Губайдуллина Ф.Г. Я живу в Башкортостане. Уфа.БИРО.2002.
  13.  Губайдуллина Ф.Г. Наши праздники. Уфа. 2004.
  14.  Детский фольклор.1 – 2 том.Уфа.Китап.1994.
  15.  Детские журналы: «Акбузат».
  16.  Диски о кураистах,  кубызистах, с детскими песнями.

17. Обычаи и культурно – бытовые традиции башкир.Уфа.1980.

18.Султангареева. Р. Я- дитя природы. Детский фольклор. Китап.2001.

19. Сулейманов А.М. Детский игровой фольклор. Уфа. 2003.

  1.  Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа. 1995.

21. Ураксина  А.М. Вкусно, вкусно – вкусненько. Уфа. 1996.

22.Шамаев А.Г. Башкирский кумыс.Уфа. 1998.

23.Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа.1993.



Предварительный просмотр:

Как гуси стали пестрыми

Это случилось очень давно, когда деды наших дедов были маленькими мальчиками, а бабушки наших бабушек - маленькими девочками. Прежде гуси были только белыми, и не было ни одного пёстрого гуся.

Появились пёстрые гуси после злодеяний одного человека по имени Котхоз-Кутуй (страшный, отвратительный Кутуй).

Котхоз-Кутуй похищал детей и продавал их за тридевять земель, за море-океан, страшным людоедам. Однажды он похитил девочку Халиму. Красивее Халимы никого не было, но она родилась несчастливой.

Похитил Халиму Котхоз-Кутуй, запер её в клеть, а сам ушёл похищать других детей. Когда уходил Котхоз-Кутуй, он клал у клети белые волшебные камни; эти камни стерегли клеть, и Котхоз-Кутуй, надеясь на них, спокойно уходил похищать других детей.

Белые камни лежали спокойно. Если какому-либо ребёнку как-нибудь и удавалось выйти из клети, то камни всё это видели. Они кидались к маленькому беглецу или беглянке, приклеивались к их ногам и никуда не пускали пленника. Беглецы не могли ни кричать, ни бежать, ни шагу шагнуть.

Котхоз-Кутуй уходил на недели, а иногда и на месяцы.

Дети, запертые в клети, питались только зёрнами, подбирая их с пола, и пили воду из поставленной тут же кадки.

Халима сидит неделю, сидит другую. И никто не знает, где она. Плачет бедняжка, горюет. Похудела Халима, стала, как щепка. Пожелтели её румяные щёчки. Думает и никак не может придумать, как убежать из Котхоз-Кутуевой тюрьмы. Нет, не убежать отсюда бедной Халиме! Стены клети толстые, потолок высокий. Только под дверью есть узенькая щель, через которую проникает свет, но в эту щель может пролезть лишь маленький гусёнок.

Халима думает с тоской: «Эх, почему я не маленький гусёнок - пролезла бы я в эту щель!» Горько плачет Халима. И вдруг стала уменьшаться, становиться всё меньше и меньше и, наконец, стала не больше вылупившегося из яйца жёлтенького гусёнка. И тогда Халима превратилась в гусёнка: вместо ног у неё - лапки, а вместо рук - крылышки. Халима радостно помахала ещё не окрепшими коротенькими крылышками, заглянула в щель под дверью и вылезла из клети наружу.

Белые камни увидели маленького гусёнка, но ни один из них не знал, что это Халима. «Откуда этот гусёнок?»- удивились камни и стали смотреть за ним.

Дальше и дальше удаляется от клети гусёнок. Белые камни тоже превращаются в гусят и гонятся за гусёнком-Халимой.

Вот гусёнок-Халима добралась до реки. На берегу паслись гуси со своими выводками. Халима-гусёнок пристала к одной гусиной стае, но маленькие гусята из этой стаи начали клевать незнакомого гусёнка-Халиму. Халима не стала с ними драться и клевать их, а только старалась увертываться от них и убегать. Наконец она добежала до реки, кинулась в воду и поплыла от берега, а злые гусята остались на берегу у своей матери-гусыни.

Белые же камни-гусята потеряли Халиму из виду и вернулись к своему месту, обратившись опять в камни.

Но Халима не могла уже принять своего прежнего вида и навсегда осталась гусыней. Оперение на ней было не белое, а пёстрое. Те места на её теле, куда клевали её злые гусята, остались тёмными. Когда она сама стала гусыней-матерью, то и гусята у неё выросли пёстрыми.

С тех пор и развелись на свете пёстрые гуси.

Башкирские сказки

Лентяйка

Башкирская сказка

Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке.

- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Так они и не посеяли ничего.

Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали они голодать.

читать далее

Сарбай

Башкирская сказка

Были когда-то дряхлые старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.

После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.

Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там своего старого знакомого, волка.

- Друг Сарбай! Что с тобой? - удивился волк. - Что ты такой печальный?

читать далее

Кто сильнее

Башкирская сказка

Был когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха?

- Выдам её замуж за самого сильного на свете, - сказал старик.

И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то идти по льду. Лёд был скользкий, старик поскользнулся и упал.

Рассердился старик и говорит:

- Эх, лёд, ты, кажется, очень силён! Иначе не удалось бы тебе так быстро свалить меня с ног. Будь женихом моей дочери!

читать далее

Падчерица

Башкирская сказка

Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина. У неё жили две девушки: одна - родная дочь, другая - падчерица. Падчерицу звали Гульбика. Мачеха заставляла Гульбику работать день и ночь: прясть нитки, теребить шерсть, стирать бельё. Сколько бы Гульбика ни работала, она не могла угодить мачехе. Однажды ей не понравились нитки, которые спряла Гульбика. Мачеха рассердилась и выбросила клубок. Гульбика горько заплакала и стала искать клубок. Долго она искала, но нигде его не было, и она пошла искать его на дороге.

У всех встречных она спрашивала:

- Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его?

читать далее

Сиротка лиса

Башкирская сказка

Oднажды весной встретились медведь, волк, собака и заяц. Они пожаловались друг другу на то, как плохо жилось им зимой: было холодно и трудно добывать пищу. И стали они держать совет.

- Давайте жить вместе, так будет лучше! - сказал медведь.

Все согласились с этим. Построили они избу на лесной поляне и начали жить вместе. Как-то раз медведь говорит:

- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам корову. Собака будет пасти её. Глядишь, к зиме наберём батман (мера веса, равная 20 кг) масла.

читать далее

Бурая корова

Башкирская сказка

Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.

Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и её молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об зтом мачеха.

читать далее

Благодарный заяц

Башкирская сказка

В праздничный день родители послали маленького сына звать гостей: «Зови такого-то дядю, такого-то дедушку, такого-то зятя...», - и назвали ему так много разных имен, что сразу и не упомнить.

Послушный мальчик выбежал на улицу и тут же забыл, кого ему велели звать в гости. Вернуться домой и переспросить он не посмел. И придумал: «Позову-ка я всех своих деревенских со всех улиц, авось среди них окажутся и те, кого мне велели позвать». И он обегал с приглашением в гости все дома по обеим сторонам улиц и переулков деревни. Все благодарили за приглашение и обещали притти. Мальчик вернулся домой.

читать далее

Юлдыбай-охотник

Башкирская сказка

«Того, кто отделится от людей, растерзает медведь, того, кто отстанет,- съест волк», говорит старинная башкирская пословица. «Когда на дикого зверя идёте, нужно идти в согласии между собой, быть дружными и выручать товарища»,- так говорят старые охотники на Урале.

Не такими были товарищи Юлдыбая, поэтому-то чуть и не погиб молодой охотник.

Юлдыбай был сыном старого, опытного уральского охотника Янхары. Хозяин леса - косолапый медведь, любитель чужих телят - острозубый, толстохвостый волк, любительница уток и кур - хитрая лиса, длинноухий трусливый заяц, - все они были как послушные бараны в руках старого охотника Янхары.

читать далее

Курай

Башкирская сказка

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он жестоко угнетал народ.

Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто не смел.

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына. Пошёл к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал другого сына. Пошёл к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего сына.

читать далее

Зиннят-агай и жадный богач

Башкирская сказка

В давние времена был один богач. Звали его Саранбай, и был Саранбай жадным и скупым. Вот как-то собрался он ехать на ярмарку. Встал спозаранку и начал думать, чего бы взять с собой в дорогу поесть.

А чего только не было у него: и овец, и коз, и гусей, и кур - всего было ровно по тысяче голов. Муки у него тоже было ровно тысяча пудов.

И вот думает жадный богач Саранбай:

«Если заколю одного гуся на еду в дорогу, то останется только девятьсот девяносто девять гусей; если заколю одну курицу, то тоже останется только девятьсот девяносто девять куриц; если напеку хлеба из одного пуда муки, то останется тоже только девятьсот девяносто девять пудов; если зарежу одну овцу, то останется тоже только девятьсот девяносто девять овец. Этак ведь потеряется ровный счет добру!»

читать далее

Хитрый кот

Башкирская сказка

Были когда-то старик со старухой, и был у них озорной чёрный кот. Старуха любила кота. Но вскоре она умерла. Старик и кот остались одни.

После смерти старухи некому было кормить кота: старик не любил его. И кот решил сам добывать себе пишу.

Стал кот забираться в погреба и клети соседей и поедать у них масло, сметану и выпивать молоко.

Однажды соседка поймала кота, когда тот пил у нее молоко. Схватила она кота и понесла его к старику:

читать далее

Молодой охотник

Башкирская сказка

Жил-был один егет. Егет этот был искусным охотником. Вот однажды пошёл он на охоту. Повстречался ему волк. Егет хотел убить его, но волк взмолился человечьим голосом: «Не убивай меня, егет! Когда-нибудь сослужу я тебе службу». Егет не стал убивать волка и пошёл дальше.

Увидел охотник-егет беркута и хотел было его застрелить, но беркут тоже заговорил человечьим голосом: «Не убивай меня, я тебе пригожусь». Охотник-егет пошёл дальше. Вот увидел он в воде золотую рыбку и хотел было поймать её, но золотая рыбка также взмолилась человечьим голосом: «О егет, оставь меня! Везде, где бы ты ни был, я поспешу тебе на помощь». Егет не тронул рыбку и пошёл дальше. Вот увидел он вдали избушку, из трубы которой шёл дым. Егет пошёл к этой избушке. Там жила злая-презлая старуха. Старуха встретила егета и стала расспрашивать его, откуда и куда он идёт.

читать далее

Как гуси стали пестрыми

Башкирская сказка

Это случилось очень давно, когда деды наших дедов были маленькими мальчиками, а бабушки наших бабушек - маленькими девочками. Прежде гуси были только белыми, и не было ни одного пёстрого гуся.

Появились пёстрые гуси после злодеяний одного человека по имени Котхоз-Кутуй (страшный, отвратительный Кутуй).

Котхоз-Кутуй похищал детей и продавал их за тридевять земель, за море-океан, страшным людоедам. Однажды он похитил девочку Халиму. Красивее Халимы никого не было, но она родилась несчастливой.

читать далее

Алп-батыр

Башкирская сказка

В давние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребёнком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом.

Сильно опечалился старик. Захватив с собой лук со стрелами, топор к поясу приладив, покинул он родной дом. Шёл он, шёл, пока не достиг подножья какой-то горы.

Там и присел отдохнуть. Ко сну стало клонить. И привиделся ему сон, - явился хозяин горы и говорит:



Предварительный просмотр:

Юрта

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.

Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.

Липкие пеньки

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.

Материал: маски на голову с изображением пенечка.

Медный пень

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

«– Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин отвечает:

«– Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой»

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.

Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Энә менәнеп (Иголка и нитка)

Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

Палка-кидалка

Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.

Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Методические приемы: Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми: пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.

Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Оборудование: считалка, палка, длиной 50 см

Стрелок

Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.

Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Оборудование: мяч.

Мөйөшалыш (Уголки)

Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит  к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята».

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

Бүре менән ҡуян (Волк и зайцы)

Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:

«Белый заяц, мягкий заяц

В гости к нам пришел.

Ушки - длинные.

Короткий хвост».

На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.

Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой

Аҡ тирәк, күк тирәк

(Белый тополь, синий тополь)

Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»

Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».

Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»

Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».

Первая команда просит: «Дайте нам сахар».

Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»

Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».

Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»

Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

Букән ҡайыш

(Поймай воробья поясом)

Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Бесәй менән сысҡан

(Кот и мыши)

Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

«Котик вышел погулять,

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню, схвачу и проглочу»

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.

« Курай (Дудочка)»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: 
«Услыхали наш курай, 
Собрались мы все сюда. 
Наигравшись с кураистом, 
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай 
На зеленом, на лугу 
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детского сада

Приобщение детей к традициям башкирского народа

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. 
В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. 
В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. 
Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. 
Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.
Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.
Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.
В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта»,»Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана». 
С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей башкирской одежды.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем задания для чтения и заучивания в семье (башкирские слова, стихи башкирских поэтов). 
Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»

Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...

Инновации в реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности «Арт-кадет@

Фундаментальным положением новой философии образования является установка на саморазвитие личности, формирование компетенций, целостное и ценностное восприятие мира, становление умений познавательной ...

Опыт проектирования и реализации сетевой дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности

Опыт работы по сетевой программе учреждения дополнительного образования и школы...

Результаты освоения дополнительных образовательных программ технической направленности 2020-2021 и 2021-2022 уч.год

Сведения о результативности и качестве реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности:«Стендовое моделирование. Макеты»(2020-2021 учебный год),«3D &nda...

Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...