Тема любви в лирике А.Ахматовой
методическая разработка (11 класс) на тему

Методическая разработка для учащихся 11 класса. 

Цель урока - познакомить с жизнью и творчеством А.Ахматовой, выделить особенности лирики, отрабатывать навыки анализа поэтического произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.ahmatova._tema_lyubvi_v_lirike.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анна Андреевна Ахматова – «голос своего поколения». Тема любви в лирике Ахматовой

Цель уроков: познакомить с жизнью и творчеством Ахматовой; охарактеризовать особенности творчества поэта; отрабатывать навыки анализа лирического произведения.

                                              Ход урока

                                             Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских

                                             переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти

                                             себя, надо пройти через ее творчество.

                                                                               Н.Гумилев.

1.Слово учителя.

 -  «Родилась я на даче Саракини около Одессы…В один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней…Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой» - пишет Ахматова в автобиографии.

  Брак родителей Анны Ахматовой Инны Эразмовны Стоговой и Андрея Антоновича Горенко не был счастливым. Андрей Антонович, красавиц, жил в свое удовольствие, тратил деньги, не упускал возможности уделить внимание не одной хорошенькой женщине.  А дети один за другим заболевали туберкулезом. Ирина, старшая дочь, умерла еще ребенком, в 1896 году. Через некоторое время на руках матери умирает Ия. Инна Эразмовна обезумела, сраженная горем и крайней степенью нищеты, ей не в чем было похоронить дочь, не было даже рубашки!

  «Читать я училась по азбуке Льва Толстого… Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет… Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Эти вещи знала наизусть моя мама».

  В молодости Анна не любила ни вспоминать, ни рассказывать о своем отнюдь не розовом детстве. Не любила и ранних стихов, они казались ей чудовищными. Анна с детства была очень дружна со старшим братом Андреем Андреевичем, который познакомил ее с одним из лучших свом другом – Николаем Степановичем Гумилевым в 1903 году. 7 лет Гумилев добивался руки и сердца Ахматовой. Несколько раз на предложение она отвечала «нет». И все-таки 25 апреля 1910 года Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчались. После свадьбы уехали на месяц в Париж.

  После возвращения остановились в Петербурге. Едва вернувшись из Франции, Гумилев стал готовиться к очередному путешествию в Африку. Еле дождавшись осени (1 сентября 1910 года) укатил в Абиссинию. В конце ноября добрался до Адисс-Абебы, там встретил 1911 год, так что в свой первый замужний год Анна осталась одна. Николай Степанович перед венчанием предупредил невесту, что сидеть у камина и смотреть с тоской, как печально камин догорает, не намерен, и она пообещала от чистого сердца, что будет отпускать его и в Африку и хоть на край света, как только он захочет. Но вот того, что ее пленник захочет воли так скоро, всего через несколько месяцев после свадьбы, конечно же, допустить не могла. Она еще не могла поверить в то, что Гумилев совершенно не приспособлен к семейной жизни. Вскоре после его отъезда в Африку «полуброшенная новобрачная» написала такие стихи:

                          Он любил три вещи на свете:

                         За вечерней пенье, белых павлинов

                         И стертые карты Америки.

                         Не любил, когда плачут дети,

                         Не любил чая с малиной

                         И женской истерики.

                         …А я была его женой.              9 ноября 1910 года

  Анна чувствовала себя не только брошенной, но и растерянной. Об этом говорят ее стихотворении, написанные в начале 1911 года.

                     Зачитать «Как соломинкой пьешь мою душу…»   с.52,

                                      «Сердце к сердцу не приковано…»    с.64

  « 25 марта 1911 года Гумилев вернулся из своего путешествия в Африку. В нашей первой беседе он между прочим спросил меня: «А стихи ты писала?» Я, тайно ликуя, ответила: «Да». Он попросил почитать, прослушал несколько стихотворений и сказал: «Ты поэт».

  Решив, что надо делать книгу, он, не теряя ни дня, приступил к реализации своего решения. И в 1912 году сборник стихотворений «Вечер» стал гвоздем сезона. Сборник никому еще не известной Ахматовой читатели искали по магазинам, огорчались, что все раскуплено, любопытствовали, кто такая и откуда пришла.

  1912 год, кажется, для четы Гумилевых был благополучным. Весной  они побывали в Италии, ждали ребенка. Стихи шли мощной волной.

               «Я научилась просто, мудро жить..»      с.100

  18 сентября 1912 года Анна Андреевна родила мальчика, которого назвали Львом.

                 Загорелись иглы венчика

                 Вкруг безоблачного лба.

                 Ах! Улыбчивого птенчика

                 Подарила мне судьба.

  Весной 1913 года Гумилев вновь укатил в Африку. Разбирая по просьбе свекрови вещи мужа, обнаружила увесистую пачку женских писем. Достаточно красноречивых. А вскоре узнала, что отправительница любовных посланий ждет от Гумилева ребенка. Было больно, обидно. Но будучи добрым и чутким человеком переживала за мужа, за его экспедицию. С африканскими путешественниками ничего не случилось. В первый же день жена вручила  ему связку писем – вещественное доказательство его «неверности» и ждала объяснений.  Объяснений на сей раз не последовало. Однако супруги договорились, что будут жить хотя и вместе, но как бы врозь, не мучая друг друга ревностью.

               «Не будем пить из одного стакана…»    с.135

  В марте 1914 года вышла вторая книга – «Четки», в которую вошли стихотворения, написанные с 1912-1914 годы. Читатели стали гадать, кто же тот счастливец, к кому обращены любовные послания. Анна Андреевна отвечала: многим. И по всей вероятности, не лукавила. У нее в те годы были увлечения, да и нее многие влюблялись. Она вовсе не считала, как некоторые поэты серебряного века, что жизнь, и слезы, и любовь – всего лишь средство для ярко-певучих стихов. Однако понимала: чем больше она, на опыте своего сердца, узнает о том, что происходит между мужчиной и женщиной, когда они любят друг друга, тем лучше становятся ее стихи.

           «Целый год ты со мной не разлучен»    с.187

Это стихотворение посвящено Николаю Владимировичу Недоброво, критику, поэту.

  1914 год. Начало первой мировой войны. Николай Степанович Гумилев уходит добровольцем на войну. Первый год войны сблизил супругов Гумилевых. Анна Андреевна писала мужу на фронт ласковые письма, а также стихи, обещая:

                «Будем вместе, милый, вместе…»    с.200

  «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года. Этот сборник появился в тяжелое предреволюционное время. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем…В 1918 году имение Гумилевых Слепнево было конфисковано, продан был и дом в Царском Селе. Муж за границей. Сын со свекровью в Бежецке. Родные далеко. Ни денег, ни крыши над головой. Приютили подруги. Весной 1918 года в Петроград неожиданно вернулся Гумилев, был оформлен развод. В 1921 году Гумилев был расстрелян по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору.

  «О смерти Николая Степановича я узнала 1 сентября в Царском Селе, где я жила в полубольнице и была очень слаба. 15 сентября я написала

«Заплаканная осень, как вдова…»    с.295

  Новая жизнь все у Ахматовой забирала, родных, близких, друзей, коллег по перу (Блок,Есенин…) ничего взамен не давала.

      «Все расхищено, предано, продано…»    с.310

  В 1925 году в Москве состоялось очередное заседание идеологического совещания. Вопрос стоял о положении в литературе. На этом совещании творчество Ахматовой подверглось резкому осуждению как несозвучное героической эпохе.

«Уже готовый двухтомник был уничтожен, брань из эпизодической стала планомерной и продуманной…Переводы мне не давали.. Такова была правда без прикрас» Анна Ахматова из «Записных книжек».

« Гибнет Есенин, начинает гибнуть Маяковский, полузапрещен и обречен Мандельштам, пишет худшее Пастернак, умирает забытый Сологуб, уезжают Марина и Ходасевич. Так проходят 10 лет» - так пишет Ахматова о том времени в своей «Записной книжке».

  После ареста Мандельштама Ахматова понимала: и ее семью чаша сия не минует. Льва Гумилева, сына, первый раз арестовывают в 1933 году, но вскоре отпускают. Передышка длилась недолго. В 1935 «увели» мужа, Николая Пунина и сына. Стала хлопотать. Их выпустили. Оставили на свободе. Пунина до августа 1949 года, а Льва до марта 1938 года. 10 марта 1938 года последовал новый арест, срок – 5 лет. 5 лет каторги после гибели ближайших друзей (Мандельштама, Пильняка, Мейерхольда) казались милостью Божией. И опять пошли стихи.

      « Все ушли, и никто не вернулся…»   с.357

  В 1940 году пишет поэму «Реквием».

  Отечественная война 1941 года застала ее в Ленинграде. Первый отклик на событие:

                И та, что сегодня прощается с милым,-

                Пусть боль свою в силу она переплавит.

                Мы детям клянемся, клянемся могилам,

                Что нас покориться никто не заставит.            Июль 1941 года

  Освободили сына. И жизнь Ахматовой снова замерла и превратилась в мучительное ожидание возвращения сына с войны. Сын вернулся. Живой и невредимый.

  В первые послевоенные годы Ахматова много выступала с невероятным успехом в Ленинграде, в Москве. И снова стала писать: за год – более 20 стихотворений.

  17 августа 1949 года состоялось собрание писателей, где постановили исключить из Союза писателей Анну Ахматову и М.Зощенко. Их в зале не было.  1949 года исполнилось 60 лет. Ни одного юбилейного поздравления, даже от бывших своих  почитателей, не получила. А вскоре  в дом пришла очередная беда: 26 августа 1949 года арестовали Николая Пунина, а в ноябре – Льва Гумилева, на этот раз уже не сына белогвардейца, а как «отродье» антисоветской поэтессы. Оба получили по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Ежемесячно Ахматова ездит в Москву, хлопочет. И все напрасно. В августе 1953 года умирает в воркутинском лагере Николай Пунин. Август – месяц беды, апрель – счастья. 15 апреля 1956 года, в день рождения Николая Гумилева, после 8 лет каторги вернется ее сын.

  Постепенно Ахматова входила в жизнь. В этом помогали друзья и стихи.

    «Вам жить, а мне не очень…»   с.486

  Последние годы жизни проходят относительно тихо и спокойно. Ее поэзию признают не только за рубежом, но и на родине.

2.Просмотр фрагмента фильма «Остался профиль кем-то обведенный» (68), в конце фотографии, могила поэтессы.

3.Беседа с учащимися.

  - Читая стихотворения Ахматовой дома, вы должны были определить, о чем пишет она.

    (Тема любви, тема родины главные).

4. Слово учителя. Тема любви. Работа в тетради.

 - Уже расставшись с Ахматовой, Гумилев писал   (эпиграф). Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви, и любовь в ее поэзии предстает во множестве оттенков чувств и настроений. Хрестоматийным стало определение ахматовской лирики, как энциклопедии любви, «пятого времени года».

 - Каковы стихи Ахматовой о любви?

   1.Лирические стихи Ахматовой, как правило, невелики по объему. Ей свойственны лаконизм и энергия выражения, сжатость.

    2.Поэзии свойственна афористичность и отточенность формулировок: «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает». Ясность.

    3.Доверительность, камерность, интимность, женская покорность, беззащитность, нежность.

    4.В стихах мы не находим предисловий, она сразу приступает к повествованию, как бы выхваченному из жизни. Сюжетный принцип ее: «все равно с чего начать».

    5.Психологизм. Психология, чувства в стихах передаются не через непосредственные описания, а через конкретную, точную деталь.

    6.Художественная деталь, вещные подробности, предметы быта в поэтическом мире Ахматовой являются чрезвычайно значимыми.

    «Нам кажется, что в отличие от других вещелюбов, Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет ( перчатку на столе; облако, как беличья шкурка, в небе; желтый свет свечей в спальне; треуголку в парке), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем»  М.Кузмин. Из предисловия к книге «Вечер».

    7.Лирическая героиня Ахматовой – это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в ее поэзии предстает как «поединок роковой», почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а наоборот – в момент разрыва, разлуки, утраты чувства. Ее стихи – начало драмы или ее кульминация.

 

5.Анализ стихотворений.

  «Не любишь, не хочешь смотреть?»   1913

  «Песня последней встречи»  1911

 

6.Чтение наизусть.

7.Домашняя работа.

Анализ стихотворения устно. Чтение поэмы «Реквием

                           Песня последней встречи

                       Так беспомощно грудь холодела,

                       Но шаги мои были легки.

                       Я на правую руку надела

                       Перчатку с левой руки.

                       Показалось, что много ступеней,

                       А я знала – их только три!

                       Между кленов шепот осенний

                       Попросил: «Со мною умри!»

                       Я обманут моей унылой,

                       Переменчивой, злой судьбой».

                       Я ответила: «Милый, милый!

                       И я тоже. Умру с тобой…»

                       Это песня последней встречи.

                       Я взглянула на темный дом.

                        Только в спальне горели свечи

                        Равнодушно-желтым огнем.                1911

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                           Песня последней встречи

                       Так беспомощно грудь холодела,

                       Но шаги мои были легки.

                       Я на правую руку надела

                       Перчатку с левой руки.

                       Показалось, что много ступеней,

                       А я знала – их только три!

                       Между кленов шепот осенний

                       Попросил: «Со мною умри!»

                       Я обманут моей унылой,

                       Переменчивой, злой судьбой».

                       Я ответила: «Милый, милый!

                       И я тоже. Умру с тобой…»

                       Это песня последней встречи.

                       Я взглянула на темный дом.

                        Только в спальне горели свечи

                        Равнодушно-желтым огнем.                1911

                        Не любишь, не хочешь смотреть?

                        О, как ты красив, проклятый!

                        И я не могу взлететь,

                        А с детства была крылатой.

                          Мне очи застил туман,

                        Сливаются вещи и лица,

                        И только красный тюльпан,

                        Тюльпан у тебя в петлице.             1913

                        Не любишь, не хочешь смотреть?

                        О, как ты красив, проклятый!

                        И я не могу взлететь,

                        А с детства была крылатой.

                          Мне очи застил туман,

                        Сливаются вещи и лица,

                        И только красный тюльпан,

                        Тюльпан у тебя в петлице.             1913


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Презентация на тему "Эволюция темы любви в лирике Ф.Петрарки, Ф.Тютчева, В.Высоцкого"

Презентация под названием "От Ф.Петрарки до В.Высоцкого" посвящена исследованию эволюции любовной лирики на примере творчества таких поэтов, как Франческо Петрарка, Федор Тютчев, Владимир Вы...

Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)

quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...