Внеклассное мероприятие. Конкурс "Дискуссия о культуре речи" в старших классах
классный час (10 класс) на тему

Петренко Лиана Эстатьевна

  Конкурс для учащихся  9-11классов в рамках Недели  русского языка.  Дискуссия о культуре речи. 

Цель:   

-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на  моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов ;

-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.

-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конкурс для учащихся  9-11классов в рамках Недели русского языка

    Дискуссия о культуре речи.

                              Мы сохраним тебя ,русская речь,

                                Великое русское слово  .  

                                                                         А.Ахматова

Цель:  

-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на  моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов ;

-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.

-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .

  Оборудование : мультимедийный проектор,музыкальное сопровождение

(  “Ожидание” Ф. Шуберта)

-в рамках Недели русского языка  для учащихся 5-11классов объявляется конкурс плакатов «Против сленга! За чистоту языка!», печатаются плакаты с  цитатами о русском языке ;

- оформляется выставка  в фойе школы ,плакаты развешиваются по всей школе для привлечения внимания к мероприятию и его тематике ; часть плакатов можно использовать для оформления дискуссии.

-Презентация со слайдами   портрета А.А.Ахматовой ;биографии И.С.Тургенева;

Ход дискуссии:

Ведущий 1: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека.( Цитата напечатана и  расположена на доске ,ведущий указывает на высказывание:французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”.  Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

 Ведущий 2: Сегодня  здесь собрались те, кто считает, что наш язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции и решать ,какими они будут?

 В дискуссии –конкурсе принимают участие команды  учащихся 9-11классов.

Ведущий 1:    

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

- Скажите, о  чём   вы задумываетесь , слушая такую речь?

( речь идёт о словах-паразитах в речи)

Ведущий  2:Да, Все мы часто, к сожалению, слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Ведущий  1 : Позвольте же начать нашу дискуссию о современной культуре   речи.Команды прошу получить первое зпдание.

  Конкурс  № 1.1) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам  ( в течение  1 мин):   типа , как бы, это самое,   собственно, так сказать,  понимаешь,      перфектно , да не вопрос,  без проблем  , по ходу ,тема .

Команды сдают выполненное задание и получают жетоны с колич.  баллов ( от 11-ти)

-Можно ли избежать употребления этих слов в вашей речи?(ответы детей)

Ведущий  2 :«Хеллоу, пипл! Я Бил , и в эфире программа “Шоу- Ньюс” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу- Ньюс” мы перетрем о ...  

Приходилось слышать ? подобными словами начинаются  выпуски многих теле - и радиопрограмм  .

 Ведущий   1  :   Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает? 

  ( за ответы получают жетоны )

Ведущий - 2:  Что же  такое сленг? (за ответы получают жетоны)

(То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык.)

-Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг?  ( за ответы получают жетоны )

(Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.) 

Конкурс № 2  «Домашнее задание».(Учащиеся проводили опрос в школе и в соцсетях «Нужен ли  вам сленг? Как часто вы его используете в речи ? Почему мы его употребляем ?»)

 Ребята озвучивают результаты  исследования , делают выводы (баллы начисляются исходя из активности команды и глубины исследования от 10б. )

 

Ведущий1  : Давайте с вами  представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Он составил небольшой список непонятных слов. Поможем ему?

Конкурс  №  3:  Замените сленг на синонимичное нормативное выражение

(в течение 1 мин)

Я торчу от этой песни – она мне нравится.

Ловлю кайф – получаю удовольствие.

Понтово  - получаю удовольствие.

Прикол -  шутка.

Отпад – замечательно.

 Тащиться – быть в восторге.

Выделываться – вести себя вызывающе.

(за ответы получают жетоны с указанием баллов от 6б. )

 Ведущий 1: Вот видите всё у вас получилось .Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Учитель: А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы  ребят не оцениваются)

Учитель : читает стихотворение  Анны Ахматовой «Мужество» Слайд №1   Портрет А.А.Ахматовой , звучит     “Ожидание” Ф. Шуберта)

 Мы знаем, что ныне лежит на весах

 И что совершается ныне.

 Час мужества пробил на наших часах,

 И мужество нас не покинет.

 Не страшно под пулями мертвыми лечь,

 Не горько остаться без крова,

 И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

 Свободным и чистым тебя пронесем,

 И внукам дадим, и от плена спасем

 Навеки.

Слайд  . Портрет И.С.Тургенева

Ведущий: Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны  к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт.(Слайды: портреты  И.С.Тургенева и его  рукописи )  .

   Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова: (Слайды :  текст стихотворения в прозе «Русский язык»)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!

Пауза.

-Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей , дискуссия)

А могут ли произведения, написанные на сленге , стать великими? Почему? (ответы детей)

  1. Считаете ли Вы, что наш  язык меняется не в лучшую сторону?
  2. Важен ли для Вас русский язык?
  3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Учитель .Ребята, давайте послушаем произведения русских классиков   , поучимся у них .

Конкурс №4 : «Домашнее задание» . Литературные композиции.

Учащиеся 9 класса Козлова Анастасия и Горпениченко Влад читают стихи А.С.Пушкина - «Письмо Татьяны к Онегину »  и « Письмо Онегина к Татьяне» ;

Учащийся 11 класса Лютый Евгений читает стихотворение С.А.Есенина «Письмо к матери» .(сопровождение-музыкальный видеоролик с портретами поэта и его матери)

Ведущий 1 : Заключительное слово :

Размышляя сегодня над вопросами,  мы  пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Нет ни одного языка столь же богатого , эмоционального, умеющего живописать окружающее.Вы,конечно же обратили внимание на множество плакатов с  цитатами о нашем языке и читали высказывания лингвистов ,писателей , деятелей культуры . Сколько в них любви , восхищения , благоговения перед русским языком ! Сегодня мы  обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”,   которые калечат язык .Некоторые же   порой   гордятся тем, что могут “круто” разговаривать , не понимая всего ужаса происходящего .

Ведущий 2 :  Живя в великой стране, богатой своими культурными традициями , нужно стремиться к сохранению нашего главного достояния -  русского языка!  Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.

 

Итоги и награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по «Основам православной культуры» 8-9 класс

Сформировать представление о материнском подвиге....

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся старших классов «Ох, счастливчик!»

Данное мероприятие уместно провести во время недели иностранных языков в школе. Оно построено по принципу телевизионной версии игры «Кто хочет стать миллионером»....

Внеклассное мероприятие по теме «Культура речи». 5 класс

Внеклассное мероприятие  «Учимся говорить правильно, точно, выразительно» 5 класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков англоязычной культуры"

Мероприятие предназанчено для обучающихся 7-11 классов и представляет собой интеллектуальную игру двух команд. Во врмя подготовки ответов команд проходит концерт с номерами в форме песен, стихов и инс...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе: «Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе:«Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»...