Альбеткова Игры на уроках русской словесности в 8 классе
статья (8 класс) на тему

Майкова Яна Анатольевна

Альбеткова Игры на уроках русской словесности в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon albetkova_r.i._igra_na_urokah_slovesnosti_v_klasse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Р.И.Альбеткова       Игра на уроках словесности в 8м классе

В 8м классе можно использовать те же игры, что и раньше, только с новыми словами. Но есть немало и новых игр, которые открывают богатства языка и позволяют понять важнейшие свойства произведения словесности. Вот некоторые из них.

Метаграммы


Метаграмма (от греч. meta - через, сквозь и gramma - письменный знак) - это слова, отличающиеся
друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале,
середине или конце слова:
он - тон - стон, заменяться другой: зайка - байка - гайка - лайка - майка - пайка
- сайка - чайка - шайка
. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова:
рок - прок - срок - урок - курок - зарок - жирок - морок - порок
- сурок - широк - огарок - окурок - окорок - подарок
 и т.д. Можно составить лесенку:
каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего:
о - он - COR - слон - салон - заслон...


С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва. Ответ:
кот - лот - лов - лев.


Как превратить маму в лалу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из ночи
сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как
на коня надеть узду? Как миг превратить в год?

Шарады


Шарады (от франц. charade - беседа, болтовня) - это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определя-ется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем - значение целого. Например:

Первый слог - лоб.


Второй - сто лет.


Целое - разумное существо.

(Ответ:
чело-век.)


Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили в XVIII в. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:


Едва приметный червь, но для мехов опасный,


- Есть первое мое.


Знак в азбуке безгласный


- Второе. А поэт и комик-чародей


Есть целое шарады сей.



(Ответ:
Моль-ер.)


Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке.

Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.

Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова.

Начало в церкви раздается,


Кусает больно нас второе,


А вместе это обернется


Народной русскою игрою.

Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в сказке.


(Ответы:
фасоль, удочка, хоровод, фантазия.)


Но самое интересное - не фронтальное загадывание и отгадывание шарад, а их составление.


Для этого заранее предлагается группам (командам) учеников найти в словаре 5 слов, которые
можно разделить на части, равные самостоятельным словам. На уроке команды коллективно
сочиняют шарады. Конечно, надо показать, как это делается. Возможны стихотворные шарады,
но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово
я-сень. Из него может получиться
такая шарада: "Первое - местоимение, второе - прохлада, целое - дерево". А можно представить шараду в виде предложения: "Местоимение (первое) наслаждается (вторым) прохладой под (целым) деревом".


Еще пример - слово
шар-а-да: "первое - круглый предмет, второе - союз, третье - утверждение, целое - игра". А можно сказать так: "Взяв в руки круглый
предмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть".


Слово
no-беда можно загадать в такой шараде: "К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого".


И затем команды сочиняют шарады и по очереди загадывают их соперникам. На отгадывание - 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.


Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов.


Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады:
балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.

Бестолковый словарь


В этой игре значение слова определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова. Приведем несколько определений А. Кнышева:


Доходяга - процветающий бизнесмен


Речушка - небольшой доклад


Напасть - намордник


Подорожник - повышение цен


Сдержать слово - промолчать


Выдающаяся личность - невеста


Драпировка - отступление


Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь. Работа проводится индивидуально или группами. Кто остроумнее составит одно определение за минуту - определит жюри. Победителю вручается приз, а придуманные ребятами определения стоит записать в журнал творческих работ.

Палиндромы


Палиндромы (от греч. palin - назад, dromeo - бегу) - это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.


Возможны предложения-палиндромы:
Дорог тот город. Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели. Я иду с мечем судия (Г.Р. Державин), А роза упала на лапу Азора (А.А.Фет). Аргентина манит негра (Н. Булгаков).


Разновидность палиндромов - слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение:
топор - ропот, нос - сон, ворон - норов, колесо - оселок, огород - дорого и другие.


Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше слов-палиндромов, а если удастся - сочинят предложения-палиндромы.

Омонимы и многозначные слова


Каждый участник должен заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего - угадать это слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное? и т.д. А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой.


К примеру, задумано слово
банка, которое имеет такие значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля; подводная отмель. Где предмет находится? Один скажет: на столе, другой - в море, третий - в поликлинике, четвертый - в шкафу, пятый - в магазине... Что с ним делают? - Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из нее содержимое...
Вот лишь несколько омонимов:
баба, бабка, балка, банка, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро.


Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову
глава можно дать определения: "Старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно увидеть в городе или в селе. Есть в романе и учебнике".


Третий вариант: сочинить связный текст, использовав многозначность слов и омонимы. Вот пример того, как это сделал С.И. Кирсанов:


Шторы опускаются.


Руки -


опускаются.


Я шепчу:


- Товарищи...


Но мои товарищи


по домам расходятся,


потому что,


может быть,


в мнениях расходятся,


в том, что чудо


может быть.


Пусть восьмиклассники попробуют сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами:
не мой - немой, ворон - вор он, совсем - со всем, не мел - онемел, рассказал - раз сказал, сосна - со сна; подрожать - подражать, надо есть - надоесть, полосы - полосы, тоже лаю - то желаю. Ребята и сами найдут много других подобных слов.


Можно поиграть разными значениями слов:
не везет (нет удачи - не перемещает предмет), верно (преданно - вероятно), дорогой (любимый - имеющий высокую цену), наступил (о времени (январь, праздник) - на что-то), лицо (физиономия - человек), перевести (с одного языка на другой - истратить), почитать (уважать - читать), засыпать (погружаться в сон - заполнять чем-нибудь сыпучим, вопросами), напасть (беда, неприятность - броситься), печь (существительное - глагол), перерыв (существительное - деепричастие).


С омонимами можно составить загадки. Например: "Какими нотами нельзя записать музыку?" Ответ: дипломатическими. Восьмиклассники подберут по словарю омонимы и предложат команде соперников свои загадки. Можно использовать специальный "Словарь омонимов русского языка", составленный О.С. Ахмановой, если же такой словарь отсутствует, - обычный толковый словарь. Для начала приведем несколько омонимов:
мир, ворот, глава, журавль, кисть, класс, ладья, лист, мандарин, наречие, операция, пар, ручка, свет, соль, союз.


Существует немало "хитрых вопросов", шуток, основанных на омонимии или сходстве звучания слов. Например: "Когда лошадь покупают, какая она бывает?" (Мокрая.) "Почему собака ходит на четырех ногах, а человек - на двух?" (По земле.) Что получится: три, три, да три? (Дырка.) Школьники сами могут составить подобные загадки.

Паронимы


Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу. Чаще всего у них имеется общая производящая основа (чужой - чуждый, героизм - геройство). Игра состоит в том, что от каждой команды выделяются "эксперты", которые должны за 1 минуту объяснить значения предложенных слов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ - очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Потом работает другая группа "экспертов". Выигрывает команда, получившая больше очков.


Для подбора паронимов целесообразно использовать "Словарь паронимов современного русского языка" Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой. Вот примеры паронимов.
Архаизм - архаичность, боязливо - боязно, вдохновение - вдохновенность, великий - величественный, героический - геройский, глубинный - глубокий, горделивый - гордый, гуманистический - гуманный, далекий - дальний, действенный - действительный, деловитый - деловой, дерзание - дерзость, длинный - длительный, драматический - драматичный, единый - единственный, заплатить - оплатить, лирический - лиричный, надеть - одеть, обидный - обидчивый, обсудить - осудить, одинокий - одиночный, поза - позерство, поступок - проступок, самоуправление - самоуправство, скрытный - скрытый, тема - тематика, убедительный - убежденный, человеческий - человечный, эффективный - эффектный.

Третий - лишний (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)


Предлагаются группы синонимических слов и словосочетаний: два архаизма, одно современное (или наоборот); два общеупотребительных, одно - неологизм; два исконно русских, одно - заимствованное (или наоборот). Задача игроков - найти "лишнее" слово и объяснить свое решение. Например:


алкать - желать - жаждать (2 - современное слово)


брань - война - битва (1 - архаизм)


оптимальный - наилучший - благоприятный (1 - займет слово)


пейзаж - описание природы - картина (2 - исконно русск. слово)


рекомендовать - предлагать - советовать (1 - займете, слово)


вражда - неприязнь - ненависть (2 - исконно русск. слово)


удалить - выгнать - изгнать (3 - славянизм)


свергнуть - низвергнуть - развенчать (2 - славянизм)

Редактор

Игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.

Буриме


Игра буриме (от франц. bouts - концы и rimes - рифмованные) возникла в XVII в. и сразу стала модной. В прошлом веке Александр Дюма, автор "Трех мушкетеров", организовал конкурс на буриме и даже издал книгу с лучшими произведениями его участников. Любили эту игру посетители светских салонов в старой России.


Суть игры состоит в том, что ее участники сочиняют стихи на заданные рифмы. Рифмы пишутся в правой стороне листка бумаги столбиком, а играющие вписывают слева от рифм стихотворные строки. Сочинять можно индивидуально или группой. Те, чьи стихи окружающие или жюри признают лучшими, считаются победителями. Возможно также дальнейшее соревнование тех, кто преодолел первый этап - четвертьфинал, полуфинал и финал. При этом с каждым разом игра усложняется: оговаривается сначала тема, потом размер стиха, наконец - примене-ние определенных изобразительных средств языка.
Для подбора рифм можно воспользоваться специальными словарями, вышедшими в последние годы: Абрамов Н. Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. - М., 1996; Федченко С.М. Словарь русских созвучий. Около 150000 единиц. - М., 1995; Фок П.М. Практический словарь рифм. - М., 1993. Кроме того, рифмы можно взять из любого стихотворения или придумать самим, они могут быть перекрестными, смежными и опоясывающими.

Акростих


Акростих - это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих русского поэта конца XVIII - начала XIX в. Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Здесь, как в шараде, описано явление, которое названо начальными буквами строк. Пусть школьники отгадают эту загадку, а потом сами попробуют сочинить акростих.


Довольно именем известна я своим;


Равно клянется плут и непорочный им,


Утехой в бедствиях всего бываю боле,


Жизнь сладостней при мне и в самой


лучшей доле,


Блаженству чистых душ могу служить одна,


А меж злодеями не быть я создана.

Викторина: произведение словесности


Все участники каждой команды по очереди выступают в роли "экспертов", отвечая на заданный им вопрос. Можно установить время - 30 секунд для обдумывания ответа. За правильный ответ - очко, за неправильный или отсутствие ответа - очко снимается. Игра может служить зачетом по теме. Приведем примеры. Учитель может подобрать другие тексты и предложить к ним задания.



1. Кто автор и как называется произведение?


Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.


(Гоголь. "Тарас Бульба".)


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!


(Тургенев. "Русский язык".)


Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.


(Пушкин. "Капитанская дочка".)


2. Какова форма авторского повествования?


Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти.


(Повествование от лица рассказчика - участника событий.)


Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров.


(Повествование от лица "всеведущего" автора.)


Платов остался с обидою и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи.


(Сказ.)


3. Какова форма словесного выражения и что это за эпизод?


Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!


("Капитанская дочка", монолог, описание.)


"Видно, мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно..."


("Капитанская дочка", монолог, рассуждение.)


- Кто же я таков, по твоему разумению?


- Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.


("Капитанская дочка", диалог, прямая речь.)


4. Вопрос-шутка. О каком эпическом произведении идет речь? (Этот вопрос лучше задать не экспертам, а всей команде.)


В произведении показывается, как коллектив, где имеет значение каждый, способен выполнить самую трудную работу. ("Репка".)


Повествование о том, как двое приятелей похитили друг у друга сокровища. (Скороговорка "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет".)


Героиня этой истории, получив надежное средство от своего недуга, так и не сумела им воспользоваться. ("Мартышка и Очки".)


5. Назовите произведение, его автора и род словесности, к которому оно принадлежит. Какую роль играть приведенный отрывок в композиции произведения?


Пред ним широко


Река неслася; бедный челн


По ней стремился одиноко.


По мшистым, топким берегам


Чернели избы здесь и там,


Приют убогого чухонца;


И лес, неведомый лучам


В тумане спрятанного солнца,


Кругом шумел.


Над Москвой великой, златоглавою,


Над стеной кремлевской белокаменной


Из-за дальних лесов, из-за синих гор,


По тесовым кровелькам играючи,


Тучки серые разгоняючи,


Заря алая подымается...


Я видел груды темных скал,


Когда поток их разделял,


И думы их я угадал:


Мне было свыше то дано!


Простерты в воздухе давно


Объятья каменные их,


И жаждут встречи каждый миг,


Но дни бегут, бегут года -


Им не сойтиться никогда!


6. Обратитесь еще раз к отрывкам, приведенным в предыдущем задании. Какую форму словесного выражения использовали поэты? Назовите по крайней мере три примера средств художественной изобразительности языка и объясните их значение в тексте.


7. Кто автор приведенных стихов о родине? Что вы можете сказать об отношении поэта к родному краю? (Стихотворения следует привести целиком.)


Край ты мой, родимый край,


Конский бег на воле,


В небе крик орлиных стай,


Волчий голос в поле...


(А.К.Толстой.)


Топи да болота,


Синий плат небес.


Хвойной позолотой


Взвенивает лес.


(С.А.Есенин.)


Тихая моя родина!


Ивы, река, соловьи...


Мать моя здесь похоронена


В детские годы мои.


(Н.М.Рубцов.)


8. Обратитесь еще раз к стихам, приведенным в предыдущем задании. Какую форму словесного выражения использовали поэты? Назовите по крайней мере три примера средств художественной изобразительности языка и объясните их значение в тексте.


9. Кто автор, как называется произведение и кто из героев произносит реплику?


На старости я сызнова живу,


Минувшее проходит предо мною -


Давно ль оно неслось, событий полно,


Волнуяся, как море-окиян?


("БорисГодунов", Пимен.)

Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба? ("Ревизор", Хлестаков.)

Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище, - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь! ("Ревизор", Городничий.)

Пословицы на новый лад


Двум командам дается задание - переделать фразеологизмы, афоризмы или пословицы: соединить половинки разных пословиц, чтобы получилась веселая чепуха, переосмыслить известные выражения. За каждую смешную и остроумную фразу команде начисляется очко.


Вот примеры А. Кнышева.
По одежке встречают, а протянешь ножки - провожают. Старость - не новость. Всяк кулик свое болото хулит. Нет порока в своем отечестве. За одним зайцем погонишься-двух уже не поймаешь. В едином строю, плечом к плечу, как сельди в бочке. Ваять дурака. Яйца от курицы недалеко падают. Тише будешь-дальше уедешь. Любо, но дорого. Свежемороженная глупость.

На знакомый мотив


В словесности иногда используется размер стиха и интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация и не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму свое содержание, и это неожиданное сближение создает юмор. Так использовал Некрасов форму стихотворения Лермонтова "Казачья колыбельная" для сатиры. Вот отрывок из нее.


Будешь ты чиновник с виду


И подлец душой,


Провожать тебя я выйду -


И махну рукой!


В день привыкнешь ты картинно


Спину гнуть свою...


Спи, пострел, пока невинный!


Баюшки-баю.


Интересно предложить восьмиклассникам посоревноваться, кто сочинит наиболее интересный перепев известного произведения.


Может быть, так?

Сижу я голодный в квартире пустой.


Вскормленный котлетами пес молодой -


Мой шустрый приятель, махая хвостом,


Для поисков пищи покинул мой дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к элективному курсу "Уроки русской словесности" 9 класс

Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Словотворчество.Неправильный выбор приставки. Неправильный выбор суффикса. Ошибки в корне слова. Уместность употребления слов различных с...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Словесные игры на уроках русского языка.

Данный материал подготовлен для выступления в рамках единой методической недели по русскому языку. Содержит описание словесных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности....

Игра-марафон «Загадки русской словесности»

В рамках недели русского языка, литературы, истории и обществознания для учащихся 6 и 7 классов была проведена игра «Загадки русской словесности». Участникам команд нужно было пройти 6 станций, где их...