Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ. Тема: Орфограммы – гласные в корнях слов
план-конспект урока (10 класс) на тему

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова

задачи урока: научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ.

Тема: Орфограммы – гласные в корнях слов

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова

задачи урока: научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма.

На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста.

На уроке применяются  технологии ИКТ, проблемного обучения.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Ход урока

Я предлагаю вам прочитать вам текст.

Стоит лишь чуть-чуть прик..Оснуться к поэзии Пушкина, как ты чувствуешь т.Епло и любовь п.Оэта ко всему, что есть в жизни. Ты пол.Агаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как  м.Олоденький  з.Еленый р.Осток, ты тянешься к солнцу, «солнцу русской п.Оэзии». Ты дышишь полной грудью, устр.Емляешься все выше и выше. И уже ничто не заст.И лает тебе путь к свету. И душа живет…

Трудно не согласиться с таким определением силы пушкинской поэзии.

- Продолжаем работать с текстом. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами  в тексте.

-На какие виды орфограмм пропущены буквы?  (Орфограммы – гласные в корнях слов)

Посмотрите, как выглядит задание, связанное с этой орфограммой на Государственной  Итоговой аттестации

- Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

м…ценат

см…риться

г…ристая (местность)

взр…стить

комп…нент

Ответ:_______________

Давайте определим цель нашего урока.  Над чем мы будем работать?

Цель: подготовиться  к  ЕГЭ по русскому языку (задание 8)

Задачи:

  •  систематизировать знания по правописанию орфограммы - гласной в корнях слов;
  •  вспомнить способы применения правила;
  •  уметь находить в тексте слова с данной орфограммой;  
  •  самостоятельно строить тексты.

Вернемся к тексту о А.С.Пушкине.

- На сколько групп можно разделить слова с пропущенными буквами.

-По какому принципу? Спишите слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограммы. (слайд 6)

Учащиеся выписывают слова, объясняя принцип группирования. ПРОВЕРКА

Корни с чередованием гласных : Прикоснуться, полагаешь, росток, застилает

Безударная гласная, проверяемая ударением: тепло (теплый) зеленый (зелень) молоденький (молод) , зеленый (зелень)

Безударная непроверяемая гласная: Устремляешься, поэт

Обращаемся к карточке на вашем столе к заданию №1.

Я: Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова.

В…стибюль, перед..вать, уд..вляться, акк…мп…немент, об…яние, по..вляться, возр…жать, уг..щать, ув..дать, пан…рама, упр..стить, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, зак..лять,  к…мб…незон, экстрав…гантный.

Проверь себя

Вестибюль                               ПередАвать (передАть)

аккомпанемент                     удИвляться (дИво)

обаяние                            поЯвляться (Явь)

возражать                            угОщать (гОсть)

панорама                            увЯдать (вЯнуть)

периферия                              упрОстить (прОще)

увертюра                               закАлять (закАлка)

эксперимент

экстравагантный

  • Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне? (Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной)
  • Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя? (Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю)

ЗАДАНИЕ

Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слова?

Ст..рожил (местности) старый житель  – ст..рожил (сад) сторож

Разр..Едить (всходы) – разр..Ядить (ружье)

! Св..Ила (гнездо) ВИТЬ – св..Ела (ребенка) ВЁЛ

Ч..стота (пульса) ЧАСТО – ч..стота  (в квартире) ЧИСТО

Это ОМОФОНЫ. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексическое значение слова!

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное лексическое значение.

Самая сложная часть правила, когда в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп.

У каждого на парте лежит таблица, группы заполняют свои колонки.

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем

Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной

Написание гласных зависит от значения слова

-гор-/-гар-

-клон-/-клан-

-твор-/-твар-

В безударном положении пишется О

е/и

бер/бир

дер/дир

мер-мир

жег-жига

пер-пир

тер-тир

чет-чит

блест-блист

стел-стил

Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

Раст-ращ-рос

Перед СТ и Щ пишу А, перед С - О

Исключения:

Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

Мак-мок

-мак- - «погрузить в жидкость»

-мок- - «пропускать жидкость, мокнуть»

Макать хлеб в молоко, вымокнуть под дождем

-зор-/-зар-

В безударном положении пишется А

-им-//-а   - (-я-)

-ин-//-а- (-я-)

Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

Скак-скоч

Перед К пишу А, перед Ч - О

Исключения: скачок, скачу

Равн-ровн

-равн- - «равный, одинаковый»

-ровн- - «ровный, прямой, гладкий»

 

Сравнение, сровнять

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

о/а

кос-каса

лож – лага

Если за корнем есть суффикс А, то в корне А

На сколько вы владеете данной орфограммой поможет проверить Дифференцированное домашнее задание. Уровень выбираете сами

  1. Дом. Задание повышенного уровня

 выпишите словосочетания по группам:

1группа – те СС, в которых написание гласной в корне зависит от ударения;

2 группа – те СС, в которых написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем;

3 группа – те СС, в которых написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной.  Выделите орфограммы.

        Прекл..няться перед талантом, знаменитый пл..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, слегка заг..реть, м..кать сухари в молоко, выр..сли в саду, соб..рательный образ, алая з..ря, тв..ренье Петра, выр..щенный в саду, вск..чил в седло, проск..кал несколько километров, мужчина неопределенного возр..ста, по лугам расст..лается, тебя не к..сается, бл..стая искрами, обм..кнуть в сметану, далекая р..внина, белая пром..кашка.

  1. Дом. Задание среднего уровня. Списать текст, найти слова с безударной гласной в корне

Наступила самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, одевают разноцветные одежды. Блестит на солнце, переливаясь золотцем, березка. С легким ветром роняет медные листья клен. По черному зеркалу реки плывут желтые, оранжевые, багровые листья-кораблики.

  1. Дом. Задание базового  уровня. Списать, выделить орфограммы

Нар…жаться, обн…жаться, уд…вительный, восх…щаться, п…йзаж, з…лото, к…саться, з…рево, накл…ниться.

Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке и дадим оценку своим действиям.

На доске даны  начала предложений,  выберите одно из них и закончите  его.

- Сегодня на уроке я повторил (а)…

- Я удовлетворен (а)     своей работой на уроке, так как…

- Я не все понял, и мне нужно еще повторить некоторые правила.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...

Методическая разработка по русскому языку "Организация деятельности обучающихся при изучении непроверяемых безударных гласных в корне слова"

    Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся вкл...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

2 класс - Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова» для 2 класса....