Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе по теме

Езерская Нина Ивановна

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное  воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «Гатчинская гимназия  им. К.Д.Ушинского» на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии».

Большая роль в духовно- нравственном воспитании учащихся принадлежит  учителям филологического  профиля.  Именно поэтому мы вместе, и, прежде всего учителя  русского языка и литературы, должны защитить наших детей от мира зла, насилия,  постараться воспитать их  невосприимчивыми к  злу и способными творить добро.

      Каждый ученик должен осознать, что одухотворённый русский язык – душа  России, её святыня. И именно потому нужно опираться на свой язык, понять, что нет ничего  глубже родного слова и не нужно искать чужих слов.

      Константин Дмитриевич Ушинский, как никто другой, понимал  значение русского языка, родного слова в духовной жизни народа. Он писал:

  Слайд   «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ…Отнимите у народа всё – и он всё может воротить; но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; даже новую родину может  создать народ, но языка – никогда: вымер язык в устах народа – вымер и народ…».  Поэтому перед учителем русского языка и литературы стоит важнейшая задача – сохранить язык.  

 У нас дружный коллектив учителей русского языка и литературы, все имеют высшую квалификационную  категорию.  Каждый с чувством высокой ответственности подходит к обучению и воспитанию своих детей.

   О качестве обучения   по русскому языку и литературе свидетельствуют как итоги Государственной итоговой аттестации,  так и результаты в предметных олимпиадах  и конкурсах.

      Учителями гимназии проводится большая работа  по духовно – нравственному воспитанию учащихся, на что нацеливает и   разработанная  в гимназии  программа «Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык школьных дисциплин».  Её реализация даёт возможность систематически проводить целенаправленную работу всего педагогического  коллектива по обеспечению грамотности, речевой культуры.

   Наши словесники работают над проблемой преподавания русского языка и литературы  в условиях профильного обучения. Проводится большая работа по вовлечению учащихся  в проведение предметных недель, Всероссийской лингвистической игры, предметных тематических  вечеров , по вовлечению учащихся   в научно – исследовательскую работу

    Поэтому не случайно наши ребята принимают активное участие в конкурсах творческих работ различного уровня, становясь  их призёрами, дипломантами.

 Назову наиболее значимые  из них:

Международный конкурс  исследовательских работ «Общность народов – общность литератур» (Россия – Белоруссия)

 -Всероссийский конкурс сочинений «Святые заступники Руси»

Региональные конкурсы:

  -«С чего начинается Родина?»,  «Голос ребёнка»,  «Наедине с книгой», «Лучший урок письма».

  -Муниципальные конкурсы:

  -Конкурс, посвящённый Году русского языка,

   - «Моя родословная»

  Неоднократно в гимназии проводились конференции  районного  уровня:

   -ежегодная конференция, посвящённая Дню славянской письменности и  культуры

  -конференция, посвящённая Году русского языка.

  -конференция, посвящённая Году семьи  «И спокойный домашний очаг – всё же лучшее место на свете».

 

  В опыте работы администрации, учителей  гимназии стало традицией  при подготовке к педсоветам, конференциям, родительским собраниям, семинарам, да и просто при изучении определённой  темы урока проведение мониторинга среди учащихся по интересующим  в данный момент проблемам, касающихся разных тем.

          В ноябре  среди 10- классников на уроке литературы  была проведена дискуссия на тему  «Патриотизм» и «духовность» в  литературе -  взгляд современного читателя».

    С удовольствием слушали во время дискуссии выступления, в которых звучали слова  «Духовность», «Отечество», «Патриотизм».

 Мне хотелось бы привести  примеры, заслуживающие внимания.  Вот некоторые высказывания.

Слайд

    ** « В современной литературе понятия «патриотизм» и «духовность» чаще всего упускаются из внимания читателя. А ведь для человека это очень важные и ценные понятия, без которых  жизнь существенно опустошается. Конечно, писать о патриотизме и духовности людей (или отсутствии этих понятий) очень тяжело. Ведь это заставляет смотреть правде в глаза, осознавать своё несовершенство, все пороки мира».

    ** «Под духовностью я понимаю отрешение от низменных интересов, стремление к внутреннему совершенству».

     «Тема Родины  всегда занимала очень важное место  в  литературе, а в современной литературе усиливаются пессимистические тенденции».

    ** « Именно своим чувством патриотизма, любви к Родине, верой в Бога человек способен «сломать горы».

Это мнение большинства десятиклассников. Конечно, хочется думать, что это их искренние мысли.

     Такие формы работы, проводимые в гимназии, как литературные дискуссии, конференции, сочинения – рассуждения о нравственных понятиях весьма ценны в гражданском, нравственном , духовном воспитании – они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни.

    В 10-11 классах выпускникам было предложено  письменно высказать своё мнение по предложенным вопросам : - Ваше понимание  значений слов:  «Честь»,  «Совесть», «Милосердие», «Сострадание»; «Духовные ценности Вашей семьи», «Что такое гражданский долг?»

    Интересно было проследить  понимание старшеклассниками гражданской позиции в духовном, нравственном формировании личности.  

Вот некоторые отрывки из наиболее интересных творческих работ  наших учащихся:

Слайд

      **« Духовные ценности нашей семьи – уважение друг к  другу, память о предках, общие интересы».

       **«Почему общество стало стремиться больше к материальным  ценностям, чем к духовным? Почему сейчас люди могут   с пренебрежением  относиться к своей Родине? Что будет дальше?…. Нет ответов на эти вопросы…»

     **В современном  человеке собственное благополучие выступает на первый план, а духовное состояние остаётся в стороне…»

   Слайд

     «Дом – моя крепость. Дом для моей семьи – это то место, куда можно прийти в любом расположении духа, зная, что тебя всегда поймут и поддержат».

   «Гражданский долг – это долг перед Отечеством, стержень верности человека».

  ** «Совесть – это внутренний судья каждого человека».

  ** « Совесть – важнейшее  достоинство человеческой души, «чистая совесть» - величайшее благо для человека. Без совести, возможно, было бы легче жить. Но люди без совести  згоистичны  и  безразличны к окружающим, потому и безумно одиноки.  Честь – понятие, идущее рука об руку с совестью.»

     «Сохранить свою совесть и достоинство человека – очень важно для каждого».

      Как важно для учителя передать детям то, что поможет им  разобраться в себе, разобраться в «путанице мыслей», в проблемах  окружающего  мира, защитить от безнравственности,     глупости, беспамятства, глухоты и трагедии мира.

 

   В последние годы отношение к литературе  резко переменилось.

 (Герой сегодняшнего времени иной - сильный, богатый, хищный  в отличие от  героя русской классической  литературы).

 Согласно исследованиям социологов сегодня  52%  жителей нашей страны не покупают книг, 34% вообще не держит их дома, а 37% книг не читают. Вот в какой атмосфере живут наши  ученики. И именно школа призвана сегодня  вернуть настоящую литературу в жизнь, привить к ней интерес.

 Учителя литературы работают в тесном контакте  с нашей школьной библиотекой, одной из лучших среди библиотек Ленинградской области. И наши дети с удовольствием посещают  библиотеку, её читальный зал, активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых  библиотекарем. На вопрос, как читают наши дети,  можно услышать  говорит: «Большинство классов – хорошие читатели». В этом, я считаю, заслуга как библиотекаря, так и учителей литературы.      

  Каждый учитель должен понимать, что цель преподавания литературы, её результативность должны  состоять  прежде всего в самом процессе соразмышления, сочувствия, сопереживания  над страницами прочитанных книг.

    Нас, учителей словесности, несомненно, интересует мнение учеников и о цели преподавания литературы сегодня и её месте в современной жизни.

Вот что думают выпускники по этому поводу:

Слайд

Цель преподавания литературы сегодня :

           - Научить Жизни.

           - Это духовное развитие молодого поколения, приобщение к культуре…

           -  Нравственное воспитание Человека

           - Помочь духовно обогатиться. Постичь нормы морали,   научить добру, проявлению милосердия.

          - Помочь разобраться во многих жизненных проблемах.

          -Полюбить книги. Сейчас, в современном мире есть много электронных книг. Интернет. Диски. Но я считаю, ничто не может заменить настоящие книги».

   Преподавать русский язык и  литературу сегодня достаточно непросто.  Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится всё сложнее.

          Сегодня на  учителя  предметов  филологического профиля,  особенно гуманитарного цикла,  возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

     На это нацеливают  и  программы  стандартов второго поколения.  Так в программе по литературе  стандартов второго поколения записано:

  Одна из главных целей изучения предмета  «Литература»:

 Слайд

  *Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

    Личностные  результаты  выпускников:

Слайд

*Совершенствование  духовно – нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русскому языку, русской литературе, к культурам других народов.

Предметные результаты выпускников в ценностно – ориентационной сфере:

  Слайд  

*Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно – нравственными ценностями  других народов.

 Как видим, в программе стандартов второго  поколения цели изучения литературы  и результаты выпускников как личностные, так и предметные, тесно взаимосвязаны.

    Через учителя  и ученика происходит  их нравственное и духовное взаимообогащение.   Вот почему сегодня так нужно всем нам трудиться над тем, чтобы доброе, светлое, святое стало привлекательным для детей наших. И в этом важнейшая роль принадлежит учителю русского языка и литературы, учителю словесности.

      О роли   учителя литературы в  воспитании личности:

 Слайд

«В  руках у учителя литературы, -  убеждён В.Г. Распутин,  -  самое богатое наследие в мире,  самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве… это могучая духовная ограда от зла…»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературеакцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности са...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...