Мир природы в творчестве Тукая
материал на тему

Софронова Вера Васильевна

Мир природы  в творчестве Тукая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_v_tvorchestve_tukaya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского муниципального района РТ

IХ региональная научно-практическая  конференция школьников

«Тукаевские чтения»

             

                             

«Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая»

                                                                               

                                                                                   Выполнила:

                                                                                 Иванова Алина, 3 «Б» класс,

МБОУ «Средняя школа № 5»

                                                                                   Руководитель:

 Софронова Вера Васильевна,

                                                                           учитель родного языка.

Елабуга, 2018 г.

.Содержание.

I. Введение.....................................................................................................3

II. Основная часть…………………………………………………..…....4-7

  1. Природа и экология………………………………………………..........4
  2. «Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая» …………………....5-6

III. Заключение………………………………………………………..........7

         IV. Использованная литература…………………………………….........8

I. Введение.

Человек и природа  — это два нераздельных понятия. Как человек не может обойтись без  природы, так и природа не может существовать без  человека. Для нас природа – это глубокие синие озера и реки, густые леса, звенящие, хрустальные родники. Иногда, кажется, что человек забыл, что без природы он не может существовать. Ведь он дышит ее воздухом, ест плоды, пьет воду. И так мало заботится, чтобы сохранить свое окружение!.. Ведь беречь природу-долг каждого.

В воспитании любви к окружающей среде огромную роль играют литературные произведения, ведь именно писатели самыми первыми забили тревогу об охране природы. Через  литературу они призывали людей встать на защиту своей матушки-земли, учили видеть эту красоту: утренний рассвет, шелест дождя, сияние солнца, красота роз и солнечных ромашек...

Тема моей научной работы : « Экология в творчестве Г.Тукая».

Актуальность исследования. Несмотря на то, что жизнь и творчество Г. Тукая изучено очень хорошо, все тайны еще не раскрыты, потому что Г.Тукай – это не только  великий поэт и писатель, а еще и художник, рисовавший словом, поэтому тема природы у Г. Тукая заслуживает более подробного изучения.

Цель и задачи исследования – Целями исследования являются:

  1. Знакомсто с термином “Экология”
  2. Обзор стихотворений, посвященных природе и проблеме экологии.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

II. Основная часть

1. Природа и экология

Что же это такое природа? Для нас природа это - вода, воздух, солнце, животные, растения, т.е. все то, что нас окружает. А экология? Красивое  иностранное слово… И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Эколо́гия  (греч.слово) состоит из двух частей: эйкое — обиталище, жилище, дом, имущество и логос — закон, учение, наука  о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель  еще в 1866 году в своей  книге «Общая морфология организмов».   Это понятие  вошло в нашу жизнь, ведь человек не может жить без природы. Для нас, жителей Земли очень важно, чтобы  наша планета оставалась чистой.                                                  

Если она так и будет пополняться грязью, то все растения могут погибнуть, и животные   погибнут, в том числе  мы тоже можем погибнуть. Поэтому нужно беречь природу, чтобы не только мы, но и наши дети могли любоваться ее, чувствовать запах цветов и радоваться чистому небу

2. «Мир природы в творчестве Габдуллы Тукая»

Мое знакомство с великим поэтом Г.Тукаем началось еще в детском саду и продолжилось уже в школе.  «Су анасы» и «Шүрәле», « Ребенок и бабочка » - все это я запомню на долго, ведь именно в них можно увидеть всю любовь поэта к родным местам. Он смотрит на природу как на таинственный и загадочный мир - мир сказки. Здесь все красиво : «от малины, земляники всё в лесу пестрым-  пестро», «бархатистым одеялом расстилается трава», «птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине», «лес словно войско Чингисхана, многошумен и могуч», «солнечный свет ласкает и любит». Давайте, попробуем услышать и увидеть  все это глазами самого Г.Тукая…

«Только жизнь коротка

Лишь денек!

Не обижай

И не трогай меня, малышок!», - так заканчивается одно из самых любимых моих стихотворений « Ребенок и Бабочка». В таком коротком диалоге заключен очень глубокий смысл. Бабочка - это  самая  красивая, нежная, беззащитная  часть природы. Для бабочки важно все - солнце, воздух, бескрайние леса и поля, душистые луга, ее жизнь всего лишь день и чтобы насладиться им, бабочке необходимо еще и милосердие человека.

Для меня всегда казалось смешным, как лесного жителя ловко  обманул простой юноша, и я никогда не задумывалась,  для чего поэт выбрал именно такой сюжет. Оказалось это не только сказка для нас - детишек, но и зов на помощь. Если  сравнить поведение  Шурале и человека, что же мы увидим? Человек пришел рубить лес, да так заработался, что даже ничего вокруг не замечал, а Шурале выступает в роли защитника леса, и теперь уже не он отрицательный герой, а человек. Получается, он обидел не только лесного жителя, но и саму природу.

А что же мы видим в «Су анасы?» И кто она? В древних временах, люди поклонялись природе и считали, что у всего есть хозяин, защитник - у солнца, земли, леса. А хранителем воды считалась Су анасы ( Водяная), она оберегала воду не только для рыб и растений, но и для людей, ведь по мнению самого автора, Су анасы могла жить только в чистой воде. И этот поступок мальчика нам всем дал понять, что нельзя не только брать чужое, а еще и так поступать с природой.

Если каждый человек начнет безнаказанно вырубать леса, загрязнять воду и воздух, то леса, луга и реки, в которых могут обитать Шурале, Су анасы  могут остаться только в сказках.

Для Г.Тукая важно, чтобы люди научились ценить и любить свое окружение, в его стихах мы можем увидеть как дружбу человека и животного («Гали и коза»), так и жестокость людей («Бедняга заяц»), где человек ничем не отличается от волка. Животные и птицы для него как люди. Ласковая кисонька, прекрасная ласточка, верный друг Акбай и т.д.-  каждый из них ждет от нас защиты.

Очень много стихов Г.Тукай посвятил временам года, в них мы видим настроение самого поэта, потому что Г.Тукая и природа - это одно целое. Весна – одно из любимых времён года поэта, потому что весна это перемена не только в природе, но и в душе каждого человека, в том числе и самого поэта.  Природа у Г.Тукая - ветер, дождь, роса, буран, солнце, луна - “умеет говорить, плакать, радоваться”.

III. Заключение.

Природа в творчестве Г.Тукая занимает огромное место, потому что Тукай и природа одно целое. Почему же она так важна для него? В чем особенность природы Г.Тукая в отличии от других писателей и поэтов?

Любовь к природе заложено у поэта еще в детстве. Как нам известно,его  детство прошло в деревне. Если лето - это сенокос, ягоды, рыбалка; осень- уборка урожая,а зима это целая жизнь...

Но люди не стоят на месте, строятся заводы и фабрики. Хоть поэт и не изучал экологию, но он  понимал, как  влияет  человек на природу. Всеми своими силами пытался  научить  их любить  свою родину   и все живое ,что нас окружает. Несмотря на то, что прошло уже много лет, тема экологии остается актуальной и наша задача через стихи великого поэта воспитать в себе защитника природы.

         IV. Использованная литература

  1. Нуруллин И.З. Напевы мятежного саза. О жизни и творчестве Габдуллы Тукая. – М.: Детская литература, 1986. – 222 с.
  2. Г. Тукай. Избранное в двух томах. т.2. Казань, Таткнигоиздат, 1961г.
  3. Г.Тукай. Стихотворения, поэмы и сказки.  Казань,  Таткнигоиздат,  1986 г.

     4.  Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - викторина "Жизнь и творчество Г.Тукая"

Презентацию можно использовать в викторине, посвященной творчеству Г.Тукая....

Тест по творчеству Г.Тукая

Габдулла Тукай тормышы һәм иҗаты буенча тест    (Рус мәктәбенең 7 сыйныфындагы тат. төркемнәре өчен)...

Тест по творчеству Г. Тукая (на тат. языке)

Габдулла Тукай иҗаты һәм тормышы буенча тест....

Интеллектуальная игра "Жизнь и творчество Г.Тукая".

Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты буенча интеллектуаль уен - Тамчы шоу эшкәртмәсе....

Презентация к уроку татарского языка на тему: "Жизнь и творчество Габдуллы Тукая"

Презентация к уроку татарского языка на тему:Жизнь и творчество Габдуллы Тукая" с содержанием иллюстраций, заданий и кроссворда....

Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".

Данная методическая разработка включает в себя разработку урока.  Будет полезна учителям трудового обучения и технологии....

Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природа, творчество, экология» для учащихся 12-16 лет самостоятельно разработана Берш...