материал для проведения недели русского языка и литературы
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Титкова Ольга Александровна

отчет о проведении и сценарии мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon schastlivyy_sluchay_6_klass.ppt664 КБ
Microsoft Office document icon dlya_nedeli.doc117 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ" ( 6 класс)

Слайд 2

“ Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. (А.Н.Толстой)

Слайд 3

Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Слайд 4

Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Слайд 5

Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Слайд 6

4.

Слайд 8

5.Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её: 1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. 2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей.

Слайд 9

С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного: 1 команда – ласка 2 команда - гусеница

Слайд 10

Шестой гейм: «Гонка за лидером»

Слайд 11

ИТОГИ



Предварительный просмотр:

Сценка об омофонах «Несуразные вещи».

- Здравствуй!                                                                                                                                                                        - Привет!                                                                                                                                                                                      - Что это ты несешь?                                                                                                                                                        - Несу разные вещи.                                                                                                                                                            - Несуразные? Почему они несуразные-то?                                                                                                                        - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…                                   - Что не сумел?                                                                                                                                                                    - Отстань.                                                                                                                                                                              - Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?                                                                                                          - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.                                                                        - Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?                                                                                               - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.                                                                                                                                                                                - Вот оно что…                                                                                                                                                                         - А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.                                - Тамарка?                                                                                                                                                                       - Ага.                                                                                                                                                                                - И ничего, симпатичная?                                                                                                                                                  - Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?                                                                                                                                                                                  - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Игра – викторина «Умники и умницы»

( 9 класс)

Цель

  • продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей;
  • научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры.

Задачи:

  • расширить знания о русской истории культуре;
  • воспитывать любовь к родной стране, к её истории,  родному языку и родной литературе.

Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.

ХОД ИГРЫ

Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи аудитории. Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или сектор. Для игроков , вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек.

Задания 1 уровня.

2. Что такое «армяк»?

В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов

3. Что такое «ендова»?

Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки

4. Что такое «амбар»?

Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров

5. Что такое «аршин»?

Русская мера длины, равная 0,71 м

6. Что такое»бадья»?

Широкое низкое ведро

7. Что такое «Домострой»?

Произведение русской литературы ХV1 в, свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи

8. Что такое «ярмо»?

Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота

Задания 2 уровня.

Библейское выражение из книги пророка Исаии, который предсказал, что наступит время , когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». В этих словах отразилась мечта людей о мире на земле

2.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»? А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

3.Каким образом связаны слова  «мошна» и «мошенничать»?

Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку

4. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то что оно означало?

В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении  - добротный, красивый, хороший, выгодный

5.Вспомним пушкинские строки:

Татьяна то вздохнёт, то охнет;                                                                                                                               Письмо дрожит в её руке;                                                                                                                                      Облатка розовая сохнет                                                                                                                                                         На воспалённом языке

- Что такое «облатка»?

Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком

6.Кому из русских художников принадлежит картина «Алёнушка»7

а)А.К.Саврасов

б)И.И.Левитан

в)В.М.Васнецов

В.М.Васнецов

7.Кто является родоначальником русской классической музыки?

а)М.П.Мусоргский

б)П.И.Чайковский

в)М.И.Глинка

М.И.Глинка

Задания 3 уровня.

1.Все вы знаете название великой русской реки Урал. С ней связано историческое событие, но река носила в то время другое имя. Как называлась река в то время и какое событие произошло на её берегах?

Императрица Екатерина вторая приказала переименовать реку Яик в реку Урал, чтобы даже её название не упоминало о яицком бунте Емельяна Пугачёва

2.Все знают, что ходячее выражение «зарубить на носу»значит – «запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда». А откуда пошло это выражение? Почему мы так говорим?

Слово «нос» в древности означало памятную дощечку, бирку для записей. Неграмотные люди всегда носили их с собой и на них зарубками делали разные заметки

Задания для финалистов.

«Заблудился в трёх соснах» -                                    «Что посеешь, то и пожнёшь» -

«Заблудился в трёх соснах» - поговорка, оборот речи, нет законченного суждения, лишь часть его.

«Что посеешь, то и пожнёшь» - пословица, законченное суждение, содержит нравоучение

2.Какие из перечисленных продуктов являются исконно отечественными, а какие – заимствованными: картофель, помидоры, семечки, чай, масло, хлеб, яблоки, молоко, кофе, мёд ?

Отечественные: масло, хлеб, молоко, яблоки, мёд.

Заимствованные: картофель(Юж.Америка), помидоры(Колумбия, Бразилия), чай(Китай, Япония, Монголия), семечки(Америка)

3.К какому виду декоративно – прикладного искусства относятся керамическое или глиняное изделие?

Гончарное искусство

Вопросы для сошедших с игровых дорожек.

  1. Кто больше назовёт русских народных песен?
  2. Кто больше отгадает русских загадок?

Определяется победитель .

Завершающий этап.

Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные участники из зрителей.

Счастливый случай (6 класс)

команда                    команда

(Грамотеи)             (Знатоки)

портрет

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I. Вступительная часть

1. Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

- Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то                                                                                                                                     был вполне нормальный человек!

Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика! И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку, проверим свои знания.

II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. ( Название, эмблема.)

Представление жюри

2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
3. Главные члены предложения. (
Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (
3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы
кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (
Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (
Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (
Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (
Корень)
13. Пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами
е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
Предлог)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (
6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (
2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове
денёк? (3)

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,                                                                                           Звериный рот – второй мой слог.                                                                                                          А если целое прочтёшь,                                                                                                                          То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

(СЛАЙДЫ  НА ПРЕЗЕНТАЦИИ)

5.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их. (Вопросы задаются поочерёдно каждой команде) 

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

6. Шестой гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога, а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)
  7. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  8. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  9. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

Угадай слово по шутливой характеристике:

1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.(Вода)

3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

7)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

8)Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

9)Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.

Объясни значение фразеологизмов.

1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).

2) Как в воду опущенный (грустный человек).

3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).

6) Как в воду глядел (предсказал).

7) Как две капли воды (очень похожи).

8) Прошли огонь и воду (всё испытали).

  • Кожа да кости (худой)
  • Дырявая память (плохая)
  • На всех парусах (быстро)
  • Перемывать косточки (сплетничать)
  • Хоть кровь из носу (обязательно)
  • Сбить с толку (запутать)
  • Кот наплакал (мало)
  • Комар носа не подточит (идеально)
  • Клевать носом (дремать)
  • Пускать пыль в глаза (обманывать)
  • Как снег на голову (неожиданно)
  • Человек с головой (умный)
  • Набить оскомину (надоесть)
  • Задать стрекача (удрать)

Конкурс “В стране Грамматики”

1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).

2. Помогите восстановить загадочную надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)

3. Прочтите ребус.

Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

4. Образуйте уменьшительно – ласкательные формы от женского имени Елена. (Еленка, Елка, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся и т.д.)

5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. можно 22 и больше)

Конкурс “В редакции”

1. Объясните загадочные знаки.

Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать ,как идут дела с распродажей, послал записку своему издателю, в которой стоял только “?” Издатель ответил остроумно и коротко: “!”

2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.

Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Выбирая подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.

Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.

Конкурс “Поэтический”

  • Закончите строфу, назовите стихотворение и его автора
  • “Ягненок в жаркий день….”
  • “Волк ночью, думая залезть в овчарню…”
  • “Под голубыми небесами…”
  • “Играют волны, ветер свищет…”
  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром… ”
  • “Белая береза под моим окном…”

                                                                                                                                                                             

Конкурс “Блиц-турнир”(11 кл.)

1 команда

  • Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)
  • Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
  • Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.Пушкин)
  • Имя подлого труса. (Леопольд)
  • Имя Вырина (Самсон)
  • Синоним преувеличения (Гипербола)
  • Возраст Тараса Бульбы (60 лет)
  • В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
  • Автор стихотворения “Тучи” (М.Ю.Лермонтов)
  • Сколько детей было у Дуни? (Трое)
  • Имя и отчество купца Калашникова (Степан Парамонович)

2 команда

  • Город, в котором родился Пушкин (Москва)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)
  • Возраст Остапа (22 года)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Автор стихотворения “Узник” (А.С.Пушкин)
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пёс, Петух, Осёл, Трубадур)
  • Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? (На дуэли)
  • Национальность пленной служанки прекрасной панночки. (Татарка)
  • Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева)
  • В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин?

Отгадайте загадки.

  1. Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)                                                                     2.Какой год продолжается один день? (Новый)                                                                           3.Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

4.С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)                                                                                                                  5.У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

6.Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)                                                 7.Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

8.Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)                                                            9.Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )                       10.Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)                                                              11.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)                                                                 12.Точка с хвостиком. (Запятая)

СООБРАЗИ!

1. Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

2. Почему по-разному пишутся слова, близкие по звучанию.

  • Деревенский старожил.
  • Сад колхозный сторожил.

3. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс к, домик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели русского языка и литературы

План проведения недели русского языка и литературы...

План проведения недели русского языка и литературы-2012

План в проведения недели включает мероприятия с учителями и с учащимися....

план проведения недели русского языка и литературы

В материале представлен план проведения недели русского языка и литературы,может быть интересенкак учителю, так и руководителю МО гуманитарных предметов....

План проведения недели русского языка и литературы

«Мы любим литературу и изучаем великий русский язык»...

Положение о проведении Недели русского языка и литературы

ПОЛОЖЕНИЕ о проведенииНедели русского языка и литературы. Мероприятия...

Презентация, посвященная проведению недели русского языка и литературы

Презентация, посвященная проведению недели русского языка и литературы...

Статья для школьного сайта о проведенной Неделе русского языка и литературы

Статья для школьного сайта о проведенной Неделе русского языка и литературы...