Свадебные обычаи - главный хранитель национальной культуры
творческая работа учащихся (8 класс)

Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое. Национальные традиции передавались от поколения к поколению и дошли до наших дней благодаря тому, что в народе живы песни, танцы, обычаи и обряды своих предков. Свадебные обычаи на любой земле – это самый главный хранитель национальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svadebnyy_obryadtanya.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

      Свадебные обычаи - главный хранитель национальной культуры

Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое. Национальные традиции передавались от поколения к поколению и дошли до наших дней благодаря тому, что в народе живы песни, танцы, обычаи и обряды своих предков. Свадебные обычаи на любой земле – это самый главный хранитель национальной культуры. Семья - это основополагающая всего мирового общества и от того, насколько будет она сильна, зависит будущее всей нации. Важно, что люди, решившиеся на брачный союз, уважали  и ценили традиции своих предков, передавая их из поколения в поколение. У всех народов в свадебных традициях от старших поколений младшим передается нравственное добро, духовность, уважение к старшим и забота о здоровой семье. Таким образом, понятно, что интерес к истории своего народа, её возрождение укрепит семейные отношения в современном обществе, возвеличит роль семьи и создаст здоровый климат для воспитания подрастающего поколения. Сегодня становится очевидным и неоспоримым факт, что родной язык  и культурная традиция родного народа должны служить фундаментом развития любого человека.  Поэтому ставим цель: через знакомство с историческим опытом своего народа находить собственное  «Я» и провести исследование  «Свадебный обряд чуваш села Николаевка Кармаскалинского района». В нашем районе проживает 5238 чувашей, что составляет около 10% населения всего района. Крупными чувашскими сёлами в районе являются  Ефремкино, Сихонкино, Николаевка, Суук-Чишма.                                                                                                        Свадьба Кармаскалинских чуваш - очень яркое и интересное зрелище, театрализованное представление, в котором участвует определенный набор действующих лиц: туй пуçĕ- глава свадьбы, хăйматлăх- посаженный отец, мăнкĕрÿ- старший зять (старший дружка), мăн кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки)- назначается свахою за женихом и невестой, кĕçĕн кĕрÿ- младший зять, туй ачи - в старину служитель, из молодых парней, для присмотра за лошадьми (ныне из-за изменения вида транспорта его функция практически утрачена, но на некоторых свадьбах можно увидеть отдельного человека, который отвечает за передвижение свадебного кортежа до завершения), хĕр çум- подруги невесты, пуса каччи- друзья жениха- каждый из которых выполняет в ходе свадьбы предписанные ему обязанности.

Чувашская свадьба в с.Николаевка - это в первую очередь соблюдение всех обрядов, которые состоят из нескольких частей- это досвадебные обряды, свадьба и послесвадебные обряды. Раньше досвадебные обряды состояли из нескольких этапов: евчĕ яни (визит сватуна), çураçу ( сватовство), çăкăр чÿклени (моление хлебом), пăлчал (у низовых чувашей) или кăмăлча (у верховых чувашей), так называли обычай окончательного договора о времени начала свадебного обряда. Сейчас все эти обряды соединились в один досвадебный обряд- хĕр килĕшни, хĕр калаçни е çураçу. Традиции и обряды чувашской свадьбы начали формироваться в начале XI века и менялись с каждым столетием. Обряды в разных уголках страны различались между собой. Однако традиционный деревенский обряд многие считают самым красивым. Раньше женились и выходили замуж очень рано. Родители хотели оградить своего сына и дочь от соблазнов молодости, ведь в те времен добрачные связи считались непозволительными, преступными. Для завязки действия по заключению брачного отношения прибегали к помощи евч. (сватун) либо свахи. По поручению жениха или его родителей он вел предварительные переговоры о возможном согласии выдачи девушки за называемого им кандидата. По завершении подобной «разведки» сваты имели возможность приехать на обряд сватовства. Для того, чтобы уговаривать родителей невесты к соглашению, предварительные переговоры сватун производил неоднократно и в несколько приемов. Когда евч. почувствует, что с первого раза не соглашаются, то идет во второй и в третий раз. В соответствии с общей тенденцией сокращения, а следовательно и упрощения обрядов, в последние десятилетия ХХ в. предварительный договор евч. яни стал совмещаться с сватовством. Функции сводника стали передаваться другим персонажам свадьбы. В частых случаях эту роль выполняли любо посаженый отец, либо крестный отец, либо братья отца. Как уже было отмечено, функции сводника выполняют часто женщины.

Чуваши старались справлять туйла , так как значение свадебных обрядов, по их убеждению, было велико для последующей жизни молодой семьи: «Вся сила в свадьбе», - говорили они. В отдельных селах его называют х.р кала=ни. Количество персонажей, прибывающих на этот обряд, было разным. Предпочиталось нечетное число: «втроем или впятером, нечетное число, чтобы идти обратно с парами». В случае предварительного договора жениха и невесты о предстоящем браке на сватанье могли ходить большим составом. Сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве: 9, 11…19 человек. Ибо, объясняют информаторы, пока еще ни жених, ни невеста не составляют пары. Цель сватов – уйти из этого дома в парном количестве. Принесение гостинцев в нечетном количестве подчинено той же цели. Лишь йёвача «поджаренные небольшие шарики из пресного теста» приносятся в большом количестве без счета, что символизирует пожелание иметь много детей. Также хозяева соблюдают правила нечетности при сватовстве. На стол ставят также хуплу  в нечётном количестве.На обряде сватовства стороны договаривались о браке, об уплате калыма, определяли срок, а также форму ее проведения со свадьбой или без полного обряда. По старой традиции, нередко совершалось кража невесты по взаимному согласию молодых. Последнее практиковалась в случае, если стороны не имели возможности для проведения полного обряда: после кражи он имел сокращенный вариант - свадебное застолье лишь в доме жениха. Во время договора окончательно определялась, желают ли невеста и жених вступать в брак. Поскольку первоначально инициатива исходила от жениха, то во время сватовства и спрашивалось согласие невесты. Если жених и невеста плохо знали друг друга или вообще не знакомы, то на этом обряде происходило их знакомство. Здесь же часто и жених решал проблемы выбора партнерши. Если она не устраивала его - мог отказаться от сватания. Сватающиеся приносили с собой гостинцы и пиво (сёра), хлеб. Войдя в дом, заводили разговор «У вас есть гостья, у нас- гость. Прибыли к вам с желанием соединить их». Часто разыгрывалась игровая ситуация: при встрече и разговоре родственники невесты делали вид, что «не знакомы со сватающимися», даже если знали их давно и хорошо. После этого следовал договор о выдаче невесты. Для этого ее приглашали к застолью. Согласием считалось приобщение к столу. Выяснив согласие невесты, договаривались о размере калыма. Существовал обычай вручения калыма. Отец жениха возлагал деньги на каравай хлеба, который сам же и привозил: «Калым женихов отец кладет на каравай».                                                                   После оглашения согласия невесты следовали этапы обряда, предназначенные для более близкого знакомства и общения будущих молодоженов. Определив срок свадьбы, сговаривались о количестве приезжающих со стороны жениха, о подарках, которые невеста должна была готовить для родственников будущего супруга. Промежуток между сватовством и свадьбой занимал, как правило, три или пять недель.

Свадьбу делали через непарное количество недель. Во всех деревнях перед основным сговором засылали сватов – хётана яни или евч. яни. В роли свата «хёта: евч.» выступал обычно односельчанин невесты. У чувашей был распространен обычай брать невест из других деревень. Благодаря этому обстоятельству у каждой семьи имелись если не близкие, то дальние родственники во всех близлежащих чувашских деревнях.Отправляясь к родителям невесты, евч. наблюдал за приметами, выпадавшими ему на пути: появление собаки или коровы означало неудачу  - отказ родителей или самой невесты или же несогласие сторон в вопросе о калыме. Приход свата в дом невесты также обставлялся некоторыми условностями, по которым можно было догадаться о цели визита. Чаще всего он  говорил намеками о том, что случайно узнал о продаже хозяевами телки и хотел бы договориться о ее покупке. Поняв намерения гостя, хозяин приступал к переговорам. В случае согласия родителей невесты, договаривались о размерах калыма, приданого, подарков для родителей и родни жениха и сроках свадьбы. В современной традиции обряды кил.шни и =ура=ни у нас сохранились. Кил.шни являлся первым визитом родни жениха в дом родителей невесты, при котором заключался основной договор о сроках свадьбы, размерах калыма, приданого и подарков. +ура=ни являлся актом, подтверждающим и закрепляющим предварительную договоренность сторон. Неслучайно на =ура=ни невеста раздавала подарки родственникам жениха, а противоположная сторона уплачивала часть калыма.  

Сватовство предшествовало свадьбе по времени на несколько месяцев. Если большая часть обрядов сватовства приходилась на Рождество и на масленицу, то есть на январь-конец февраля, то свадьбы приурочивались к чувашскому празднику +им.к, приходившемуся на четверг перед Троицей. Таким образом между сватовством и свадьбой проходило 3-4 месяца. В этот период сосватанная девушка не смела выходить на молодежные гуляния и появляться в обществе незамужних подруг. Большей частью невеста сидела дома и готовила приданое хер суме, в чем ей помогали незамужние подруги.  Размеры приданого были значительны: помимо скота - традиционной его части - за невестой полагалось отдавать постельные принадлежности (перину, подушки, шерстяное одеяло и постельное белье), одежду для невесты. Как известно, чувашская женщина всю жизнь пользовалась теми принадлежностями туалета (сурпанами, сарё, хушпу, тухъя, украшениями), приготовленными еще в девичестве или же полученными в качестве даров от своих родственниц на свадьбах и т.д. После свадьбы, в замужестве, чувашской женщине некогда было заниматься шитьем и вышиванием украшений, все ее усилия направлялись на работы по хозяйству. Девушки всегда имели относительно много свободного времени для рукоделия, поэтому они старались в девичестве заготовить больше одежды, количество которой, как и качество тканья и вышивок, очень ценились в обществе. Собственно, чуваши выбирали себе невест не столько по внешней красоте, сколько по ее душевным качествам и работоспособности. Возможности оценить и те, и другие качества предоставлялась во время осенних посиделок улах и весенне-летних игрищ «уяв: вёйё», во время которых девушки демонстрировали парням свои наряды, умение петь, плясать, общаться. Просватанная девушка =ура=нё х.р готовила перед свадьбой также подарки для родни жениха: полагалось каждой замужней родственнице дарить головное полотенце сурпан, а мужчинам-родственникам - вышитые рубахи. Если учесть, что у чувашей полагалось собирать на свадьбу родню по материнской и отцовской линии примерно до 3-4 колена, хотя родней, как известно признавались родственники до седьмого колена, то можно предположить, сколько подарков приходилось готовить. Видимо, неслучайно невеста прибегала к услугам своих старших родственниц и подруг, помогавших ей справляться с этой задачей. С большим размахом и соблюдением множества ритуалов проходила свадьба:  «туй». В прошлом она продолжалась до 4-5 дней и проходила как в доме невесты, так и в доме жениха. На свадьбе обязательным было выполнение следующих обрядов: обращение старшего дружки : «мён к.р\» с приветственным монологом к родителям и родственникам невесты, выкуп ворот, плач невесты, переезд невесты с приданым в дом жениха, раздача ею подарков родне мужа, закрывание молодых в клеть, хождение новобрачной за водой и приготовление ею супа или блинов, послесвадебные гостевания старших родственников невесты и жениха друг у друга: «=.н. хёта».. Особым обрядом сопровождался переход невесты в положение замужней женщины, когда с ее головы снимали покрывало и на голову одевали женский головной убор «хушпу». Зрелищность и праздничный колорит чувашской свадьбе придавали песни и пляски, которые в течение свадебного торжества исполняли дружки жениха, женщины-участницы свадебного кортежа, подружки невесты. В настоящее время многие обряды на чувашских свадьбах проводятся в усеченном виде вместе с ритуалами гражданского брака или не соблюдаются вообще.
Большой устойчивостью и консервативностью отличаются похоронно-поминальные обряды, сочетающие в себе древнейшие языческие и православно - христианские традиции. В прошлом похоронный обряд состоял из множества ритуалов. Они определялись суеверным страхом перед умершим, который якобы мог нанести живым вред за их несоблюдение. В поминальных обрядах, как и у других народов, заметно стремление заручиться поддержкой и покровительством предков. Поминки проводили в каждую пятницу до 40 дней, а позже на 3, 7, 20. 40 день и на годовщину, которые сопровождались жертвоприношениями, ритуальными песнями и плясками под волынку-пузырь, разжиганием костров. До сих пор вс. Николаевка на 40 день «пумилкке» разжигают костёр  и прыгают через костёр, танцуют на потухшем костре. Кроме индивидуальных поминок в соответствии с народным и православным календарем умерших поминали также в дни общественных поминок.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «Асран кайми» начинается со слов «незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях, трудолюбие и уважение своих родителей.

 В Кармаскалинском районе с.Николаевка (Йёмран)  родственники поспешно запирали ворота, препятствуя въезду женихова поезда во двор отца невесты. Младший брат молодой сидел на воротах. Начинался песенный спор-диалог между мужским поездом и родственниками невесты, находящимися за внутренней стороной ворот. Затем мальчику на воротах давали деньги и ворота открывались. У низовых чувашей невеста уходила в отдельный дом и с молодёжью пели песни, танцевали-проводился х.р туй., а свадебный поезд жениха останавливался в доме родителей невесты: ар =ын туй.  Потом эти две стороны встречались и разыгрывали борьбу двух родов.

С большим размахом и соблюдением множества ритуалов проходила свадьба:  «туй». В прошлом она продолжалась до 4-5 дней и проходила как в доме невесты, так и в доме жениха. На свадьбе обязательным было выполнение следующих обрядов: обращение старшего дружки :«мён к.р\» с приветственным монологом к родителям и родственникам невесты, выкуп ворот, плач невесты, переезд невесты с приданым в дом жениха, раздача ею подарков родне мужа, закрывание молодых в клеть, хождение новобрачной за водой и приготовление ею супа или блинов, послесвадебные гостевания старших родственников невесты и жениха друг у друга «=.н. хёта») и другие. Особым обрядом сопровождался переход невесты в положение замужней женщины, когда с ее головы снимали покрывало и на голову одевали женский головной убор «хушпу». Зрелищность и праздничный колорит чувашской свадьбе придавали песни и пляски, которые в течение свадебного торжества исполняли дружки жениха, женщины-участницы свадебного кортежа, подружки невесты.

Плач невесты (х.р й.рри) – самая грустная песня среди свадебных песен. В этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано или ей предстоит разлука с отцом - матерью, с отчим домом, с подругами, жить предстоит в чужом доме, а свою жизнь в семье будущего мужа представляет горестной и тяжелой. Просит жениха почитать ее, уважать.

          Национальные традиции передавались от поколения к поколению и дошли до наших дней благодаря тому, что в народе живы песни, танцы, обычаи и обряды своих предков. Свадебные обычаи на любой земле – это самый главный хранитель национальной культуры. Семья - это основополагающая всего мирового общества и от того, насколько будет она сильна, зависит будущее всей нации. Важно, что люди, решившиеся на брачный союз, уважали  и ценили традиции своих предков, передавая их из поколения в поколение. Таким образом, понятно, что интерес к истории своего народа, её возрождение укрепит семейные отношения в современном обществе, возвеличит роль семьи и создаст здоровый климат для воспитания подрастающего поколения. Исследуя, как проводится свадебный обряд, я смогла понять, что чувашская свадьба - веками сохраненная семейно-родственная театрализованная обрядовая игра. Смогла постичь через искусство народа его мудрость, характер, уклад жизни, многовековую историю. Поняла, что свадьба - это сущность и смысл её в человеческой деятельности. Только понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа  воспитывает национальное достоинство, патриотизм. Чувашский  фольклор имеет богатое наследие, которое должно выступать эффективным средством формирования  эстетической культуры  в приобщении  к национальной культуре

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного открытого мероприятия на тему "Якутская национальная культура"

Внеклассное мероприятие на тему ;Якутская национальная культура". Здесь Вы познакомитель с материальной культурой якутског народа, прочитаете стихи якутских писателей и в целом, хотя и кратко будете и...

Фестиваль национальных культур "Венок Дружбы"

Данная работа поможет педагогу - организатору в проведении Международного дня толерантности. Цель мероприятия:воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов...

Комплексно-целевая программа «Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку,традициям и обычаям родной страны»

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя любовь к малой Родин...

Интегрированный урок (русский язык+английский язык) "Слово - носитель и хранитель духовной культуры народа" (7 класс)

План-конспект  интегрированного урока (русский язык, английский язык) развития речи по воспитанию гражданской идентичности обучающихся...

Представление греческой национальности на фестивале национальных культур

В нашей школе ежегодно проходит фестиваль национальных культур. В 9 классе мы представляли греков.Греция - страна удивительной красоты, где яркое солнце согревает жителей практически круглый год. Лазу...

Дни национальных культур - русская культура

Мини сценарий представления культуры русского народа на празднике "Дни национальных культур". Может использоваться в работе классного руководителя, педагога-организатора....