Флор Васильевен тодматскон урок
план-конспект урока (5 класс)

Надежда Иванова Ильинское

Знакомство с биографией, творчеством писателя, показать красоту стихотворения "Кезьыт ин..." (Холодное небо), научить выразительно читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

 с. Ильинское Малопургинского района Удмуртской Республики

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного  общего образования

Утверждён на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО: _______/Иванов В.А./

Протокол   № 6

От « 29 » августа  2017г.

Флор Васильевен тодматскон урок

(Урок знакомства с Флором Васильевым)

«Кезьыт ин…» кылбурез эскерон

(Разбор стихотворения «Холодное небо…)

(критической мышлениез азинтон технологияя)

(по развитию технологии критического мышления)

5 класс

      Уроклэн азьмугъёсыз (Цели урока): тодматоно Ф.Васильевлэн улон но ужан сюресэныз, «Кезьыт ин…» кылбурлэсь чеберлыксэ возьматоно, кылбуръёсты чебер но вольыт лыдӟыны дышетоно (познакомить с жизнью и творчеством Ф.Васильева, показать красоту стихотворения «Холодное небо…», научить выразительно читать).

     Ужъемышъёс (Планируемые результаты):

     Асмуртъем (Личностные): темая мылкыдзэс шараяло, удмурт кылэз дышетыны ӟеч мылкыд басьто, инкуазьлэсь чеберлыксэ валало (высказывают своё мнение по теме, проявляют интерес к родному языку, понимают красоту природы).

    Метапредметъем (Метапредметные):

    Регулятивной УУД (Регулятивные УУД): дышетӥсен ӵош уроклы  азьмугъёс пукто; ужан радзэс чаклало; ужамзэс дунъяло (вместе с учителем ставят цели урока; соблюдают порядок работы; оценивают свою работу).

    Познавательной УУД (Познавательные УУД): юанъёслы валэктон утчало; выль ивортодэт утчало;  тодэмзэс таблицае радъяло; огъян лэсьто (ищут ответы на вопросы; осуществляют поиск нужного материала; составляют таблицу; делают выводы).

    Коммуникативной УУД (Коммуникативные УУД): ог-огенызы но дышетӥсен кенешыса ужало; юанъёс пукто; туркымын но ӵошен валче ужало; малпанъёссэс верало; ог-огзэс кылзо (работают сообща с учителем и друг с другом; ставят вопросы; работают в парах и группах; высказывают своё мнение; слушают друг друга).

    Предметъя (Предметные): Ф.Васильевлэсь кылбурзэ эскеро (разбирают стихотворение Ф.Васильева).

    Тӥрлык (Оборудование):  Ф.Васильевлы сӥзем мультимедийной презентация «Улытозям мон улонэз кырӟай» (авторез Иванова Н.П.), слайдъёс,  «Шонер но шонертэм малпанъёс» таблица,  ЗХУ таблица (мультимедийная презентация «Всю жизнь я воспевал жизнь», посвящённая Ф.Васильеву (автор Иванова Н.П.), слайды, таблица «Верные и неверные утверждения», таблица ЗХУ).

     Уроклэн мынэмез (Ход урока):

Ӧтён этап (Стадия вызова).

Дышетӥсь (Учитель): Чырткемесь, кин лыктӥз ужаны уроке!

                    Ӟечбуресь, кин вуиз ми доры куное!

                    Сӥзисько ваньдылы ӟеч мылкыд,

                    Ужамы ог-огмес валанлык! (Н.П.Иванова)

                    (Здравствуйте,  кто пришёл работать на урок!

                     Здравствуйте, кто пришёл к нам в гости!

                     Желаю всем хорошего настроения,

                      Понимания в нашей работе!                                                                

  - Мынам малы ке но туннэ кылбурен вераськеме потэ (Почему-то мне сегодня хочестся говорить в стихах). Малы меда? (Интересно, зачем?) ( Кылбур бордын ужалом) (Будем работать над стихотворением)

Д. (У,): Нош кин меда аслаз нимыз сярысь тазьы вера кылбураз? (Как думаете, кто так сказал о своём имени в стихотворении?)

                    Нимме секыт, пе, вераны,-

                    Туж ӵем мон кылӥсько.

                    Фырол я Фрол – вазё мыным,

                    Вазё но тышкасько.

            Кытысь, пе, ним таӵе шедьтӥд,

            Кыӵе шаеръёсысь?

            Нимыд понна кӧня тырид?-

            Пальпотыло ваньзы.

                     Нимме секыт ке вераны,-

                     Мон шумпото гинэ,

                     Ним интые ке верады

                    Лэсьтэм ӟеч ужъёсме.                                                                                      

 -  Малы таӵе кылбурен кутски меда урокез? (Интересно, зачем я начала урок с этого стихотворения?) ( Флор Васильев  сярысь вераськомы) (Будем говорить о Ф.Васильеве).

- Озьыен, мар ужаломы урокамы туннэ? Итак, чем будем заниматься сегодня на уроке?)

 (Уроклэсь мугъёссэ пиналъёс асьсэос верало.) (Ребята сами ставят цели урока).

Пуштросэз бордын ужан этап (Стадия работы над содержанием).

 Флор Васильевлэн тусбуеныз слайд (1934 – 1978) (Слайд с портретом Ф.Васильева.)

-  Мар тодӥськоды та адями сярысь? (Что вы знаете об этом человеке?) Ужаськом ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) амалъя. (Работаем по методу ЗХУ). Котькудӥзлэн вань   таӵе таблицаез (У каждого есть такая таблица):

Знаю ( тодӥсько)

Хочу узнать

(тодэме потэ)

Узнал (тодӥ)

1.

2.

3.

Нырысетӥ графазэ котькудӥз дышетскись нырысь ас понназ лэсьтэ (1-2 мин.),

собере кык кузя но туркымен (Первую графу каждый ученик сначала выполняет самостоятельно(1-2 мин.), потом в паре и в группах). Группалэсь малпанъёссэ огез  шара вера. (Мнение группы высказывает один вслух). Тазьы ик ужаськом  «тодэме потэ» графая но. (Подобно работаем с графой «Хочу узнать»).

- Юанъёстылы валэктон  шедьтыны быгатоды,  мультимедийной презентациез учкыса. (Ответы на вопросы найдёте, просмотрев мультимедийную презентацию).

Учкыны кулэ туж сак, малы ке шуоно вуоноез ужмы луоз «Шонер но шонертэм малпанъёс» («верные и неверные утверждения») амалъя.(Смотреть нужно очень внимательно, так как следующая работа будет по методу «Верные и неверные утверждения»).

    «Улытозям мон улонэз кырӟай»  мультимедийной презентациез учкон. (Просмотр презентации «Всю жизнь я воспевал жизнь»). Собере таблицаен ужаськом, котькудӥз ас понназ ответ сётэ.(Затем работаем с таблицей, каждый отвечает самостоятельно).

    Собере  таӵе таблицаен слайд возьматӥське. Пиналъёс валэктонъёссэс ӵошато.(Показ слайда с таблицей. Ребята сравнивают свои ответы ).

            Шонер но шонертэм малпанъёс

           (Верные и неверные утверждения»)

Шонер

(Верно)

Шонертэм

(Неверно)

1. Портретъёс пӧлысь шоретӥез Флор Васильев.(Средний на портретах Ф.Васильев).

        *

2. Кылбурчи вордӥськиз Яр ёросысь Бердыш гуртын.(Поэт родился в деревне Бердыш Ярского района).

        *

3. Лыдӟись доры удмурт но ӟуч кылын 23 книгаез вуттэмын ини. (До читателя дошло 23 книги на удмуртском и русском языках).

        *

4. Кылбурчиос пӧлысь тужгес но кельше вылэм А.С.Пушкин.(Из поэтов больше всего нравился А.С.Пушкин).

       *

5. Кылбуръёсаз возьматӥз аныкай музъемзэ, яратоно калыксэ. (В стихотворениях писал о Родине , любимом народе).

        *

6. Ф.Васильевлэн яратоно вакытэз вылэм тол.( Любимое время года Ф.Васильева – зима).

       *

7. Кулӥз 44 арескын, автокатастрофае сюрыса. (Погиб в 44 года в автокатастрофе).

        *

                                                                                                                   

Физкультминутка: Шур дуре бызе Пепей,

                                          Буббиын вань, дыр, чипей.

                                          Ну выре со, чыжаське,

                                          Нош Пепей пуксе, султэ.

                                          Таки веть кутӥз Пепей,

                                          Та кузя поттӥз чипей.

                                          Тапала учке Пепей,

                                          Сопала учке Пепей.

                                          Мед кин ке адӟоз вылэм,

                                         Кыӵе потэ ушъяськем.

                                                               Н.П. Иванова

- Выжыкылэ вуэмды потэ-а, пиналъёс? (Ребята, хотите попасть в сказку?) (Ф.Васильевлэсь улэп куаразэ кылзон. Со аслэсьтыз кылбурзэ лыдӟе) (Прослушивание живого голоса Ф.Васильева. Он читает своё стихотворение).

- Табере тодматском авторлэн «Кезьыт ин…» кылбуреныз. (Теперь познакомимся со стихотворение «Холодное небо…») (Удмурт литература учебникысь текстэз вольыт лыдӟо.) (Выразительно читают текст из учебника удмуртской литературы).

- Кылбурын валантэм кылъёсыз вань-а, пиналъёс? (Есть ли непонятные слова в стихотворении, ребята?)

Словарной уж – порпиос ветло, ӟонгыртэм инбам, ӝиптӥсько… (Словарная работа – от холода трескаются деревья, замёрзшее небо, прижимаются…)

- Вералэ кылбурлэсь темазэ (Назовите тему стихотворения).  ( Туж кезьыт тол куазь) (Очень холодная зимняя погода).

- Кезьыт куазез син азямы мед пуктомы шуыса, мугорынымы мед шӧдомы шуыса, кыӵе амалъёс кутэ автор?  (Какие приёмы использует автор, чтобы могли представить морозную погоду, чтобы почувствовали это своим телом?) (Олицетворение, метафора, эпитет.)

Шедьтом соосты. (Найдёмте их в тексте)

- Кельшиз-а кылбур? (Понравилось ли стихотворение?) (Мар юрттэ чеберлыкез кылдытыны? (Что помогает звучанию текста?) ((Ритм, рифма.)

- Ритмлэсь но рифмалэсь кулэлыксэс адӟон понна, дэмласько таӵе шудон:  «Шедьты интыме».Чтоб понять необходимость ритма и рифмы, предлагаю такую игру: «Найди моё место») (Интерактивной но магнитной доскаос вылын ужало) (Работают на интерактивной и магнитной досках):

           Кезьытлэсь кышкаса ик, … ,

          (Испугавшись мороза, …)

           Выль нунал вордскыны …  .

           (Новый день наступать …)  

           Возьдаськись но востэм тол …

           (Стеснительное и скромное зимнее …)

           Ӟонгыртэм инбамысь ӝог … .

         (С замёрзшего неба быстро …)

  ( Пыртоно кылъёс (Слова для вставок): ватске, вылды, шунды, ӝегатске) (прячется, наверное, солнце, не спешит).

- Тол сярысь вераськонмес азьланьтэме потэ тӥляд кылбуръёсынызы (Беседу о зиме хочу продолжить вашими стихотворениями). Дорады уж сётэмын вал кылбур малпаны (Дома вы должны были придумать стихотворение).

   Пиналъёслэн ужъёссы (Стихи ребят):

                                       ТОЛ.                                                                  ТОЛ.

                       Тани нош ик тол вуиз,                                      Тол вуиз шаерамы,

                       Котырак тӧдь-тӧдь луиз.                                  Со сьӧраз вайиз лымы.

                       Писпулэсь дӥсьсэ кылиз,                                 Писпуосты шобыртӥз,

                       Мукетсэ солы сётӥз.                                         Музъемез изьны косӥз.

                        Кезьыт ке но урамын,                                      Нылпиос нискылало,

                        Пиналъёс гурезь йылын.                                Чик толлэсь уг кышкало.

                        Дӧдьыосын ширтыло,                                    Тол Бабай кынтэ бамзэс,

                        Куасъёсын но ворттыло.                                Чепылля пичи нырзэс.

                                                     Пименова Маша                                Плотникова Настя                                                                                                                                                                                          

-  Пиналъёс, мар йырады лыктэ, тол ке шуиськом? (Ребята, какие мысли у вас возникают, когда говорим зима?)  Лэсьтӥськом кластер (Составляем кластер):

                1) Пиналъёслэн малпанъёссы                     2) Ф.Васильевлэн кылбурезъя

                            (Мнения учащихся)                                                  (По стихотворению Ф.Васильева)

Выль ар       Тол Бабайлэсь салам                                                                    ӟонгыртэм инбам       порпиос жугисько

              кезьыт                                                        каникулъёс              востэм шунды                                    гӧртэм писпуос                                                                    

бурдоосты                                                                    чылкыт                  кезьыт                                                           востэм

   сюдон                                                    омыр             омыр                     куазь                                                             шунды                                                                лымы мунё                                                          куасэн, конь-              возьдаськись                                                 одӥг-ог                                                                                                                                                                            

  лэсьтон                                                        киен нискылан                      шунды                                        йыромем пилемъёс

                                                                                                                                         ураме потыны ик кышкыт

  Кластеръёсты ӵошатӥськом (Сравниваем кластеры). Ф.Васильевлэсь кылдытэм кылбур дуннезэ эскериськом (Разбираем поэтический мир Ф.Васильева).

Рефлексия (Рефлексия). Урокмылы йылпумъян лэсьтыса,   синквейн  гожтомы (Делая выводы по уроку, напишем синквейн).

Флор Васильев

Визьмо, малпаськытӥсь

Ужа, гожъяське, шаерзэ данъя

Улытозяз со улонэз кырӟаз.

Кылбурчи.

(Флор Васильев

Умный, заставляющий думать

Работает, пишет, прославляет родину

Всю жизнь он воспевал жизнь.

Поэт).

Д. (У.): Урокын ужаммес дунъялом, кутскем предложениосты йылпумъяса (Оценим работу на уроке, завершив начатые предложения):

- Туннэ урокын мыным кельшиз…(- Сегодня на уроке мне понравилось...)

- Урокын мон пайми…(- На уроке меня удивило…)

- Мынам юанэ кылдӥз… (- У меня возник вопрос…)

- Мон тодӥ… (- Я узнал…)

     Берытскиськомы ЗХУ таблица борды (Возвращаемся к таблице ЗХУ). Вань юанъёстылы валэктон  шедьтӥды-а? (На все ли вопросы нашли ответы?) Кин ке ӧз шедьты ке, дорады уж луоз:  юалляськоно бадӟым классъёсын дышетскисьёслэсь, библиотекаысь утчаськоно (Кто не нашёл, домашнее задание: поспрашивать у старшеклассников, поискать в библиотеке) . Нокин но юрттыны ӧз ке быгаты, дышетӥсьлэсь юано (Если никто не поможет, обратиться к учителю).

     Доре уж (Домашнее задание). «Кезьыт ин…» кылбурез учкытэк, вольыт вераны дышетсконо (Выучить стихотворение «Холодное небо…» наизусть).

Самоанализ урока.

         Урок знакомства с Флором Васильевым проведён по технологии критического мышления. Учащиеся знакомы со многими методами этой технологии, с удовольствием применяют в своей работе, поэтому выбран такой урок.

      Класс средний: ни отличников, ни неуспевающих за триместр нет. Все стараются высказать своё мнение.

     Ребята сами сумели поставить цели урока, потому что ранее уже проведены подобные уроки по творчеству К.Герда и А.Оки.

    Каждый этап урока требует от ребят вдумчивости, повторения пройденных тем и, опираясь на знания, умения делать выводы. Поэтому на уроке работали все, скучающих не было. Задания были разнообразные: самостоятельная работа, работа в парах и группах. Думаю, так каждый учащийся учится оценивать свои возможности, сравнивает свои знания со знаниями одноклассников. С целью повышения внимания учащихся перед каждым заданием ставлю задачи.

    На уроке применялся разный материал: выставка, посвящённая Ф.Васильеву, мультимедийная презентация «Всю жизнь я воспевал жизнь» о жизни и творчестве поэта, слайды, таблицы, кластеры. Мультимедийная презентация помогла выполнить задания по таблицам ЗХУ и «Верные и неверные утверждения». По слайдам  у учащихся была возможность самим оценивать выполненные задания (самооценка и взаимооценка).

  Чтобы работа над выразительным чтением и содержанием стихотворения была плодотворной, прослушали стихотворение в авторском исполнении. Поэтому, думаю, ребята с удовольствием работали над анализом стихотворения. В целях здоровьесбережения проведена физкультминутка.

      Все цели урока достигнуты. Учащиеся тему поняли, об этом свидетельствуют  заполненные таблицы ЗХУ и «Верные и неверные утверждения», кластеры и плодотворная работа на уроке.

           

     




           

   

                                                             

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Флора и Фауна России

Проект обучающегося 8  класса по теме "Флора и Фауна России"...

Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»

Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»...

Урок «Флора и фауна России в процентах»

Цель: организовать продуктивную деятельность учащихся по актуализации знаний и умений по теме “Проценты”, используя сведения о растительном и животном мире России, а также о природе Воронежского края....

Открытый урок в 7 классе. Флора и Фауна родного края

Изучение темы "Флора и Фауна родного края"Повторение изученного грамматического материала.Времена Present Perfect, Past Simple и Present Perfect Continuou...

Урок Флора и фауна Британии

Урок флора и фауна Бритнаии...