"Знаешь ли ты мордовский язык?"
методическая разработка (5, 6 класс)

Сланина Людмила Александровна

Урок-викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaesh_li_ty_mordovskiy_yazyk.docx830.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина "Знаешь ли ты мордовский  язык?"

"То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно".
Пьер Лаплас

Цели: В игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, воспитывать стремление к приобретению знаний.

Оборудование:

  • Стол с расчерченным кругом (5 секторов),

http://festival.1september.ru/articles/624922/1.jpg

  • Таблица результатов,
  • Лепестки ромашек для информации результатов,
  • Компьютер.

- Шумбратада шабат, шумбратада кельгома инжихть. Здравстуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Все мы родились в одной прекрасной стране, а люди говорят  на разных языках. Каждый язык-это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура - это бесценный вклад в мировую цивилизацию. Мы горды тем, что Мордовия – это наша Родина, что родились и живём в одном из прекраснейших мест на Земле. Мы с вами хорошо знаем, что Государственными языками Мордовии являются русский и мордовский языки. И именно поэтому, мне хочется Сегодня провести викторину, посвящённую мордовскому языку. Ребята, вы готовы участвовать в ней? Отлично. Тогда мы с вами начинаем. Итак, нам нужны 2 команды. Капитаны команд по очереди подходят ко мне и выбирают один из 5 секторов. Из выбранного сектора задается по 1 вопросу каждой команде. Если представители команд затрудняются в ответе, то им помогают члены другой команды. За правильный ответ команда получает  лепесток. Лепестки приклеиваются на таблице результатов. Осталось узнать какая команда будет первой выбирать сектор. Итак, вопрос капитанам команд: Кодама ошсь Мордовиять столицац? (Саранск). Правильно. Начинает команда __________.

1) Вопросы Исторической станции.

1. Каково происхождение слова мордва? (Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве)

2. К какой группе народов относится мордва? (Мордва — относится к финно-угорской группе народов, которая обитает в бассейнах рек Мокшы и Суры)

3. Самый старый город Республики Мордовия? (Темников)

4. Самый новый город Республики Мордовия? (Ковылкино)

5.  Каким мифическим богиниям поклонялась мордва? ( Масторава, Паксява, Ведява, Вирява и т.д.)

6. Каких знаменитых людей Мордовии вы знаете? (Степан Дмитриевич Эрьзя, Таня Бибина и т. д.)

2) Вопросы Практической станции  (можно дать задания для зрителей!!!)

  1. Разберите слово корхтамс в повелительном наклонении в ед. (корхтак, корхтат, корхтать)
  2. Разберите слово корхтамс в повелительном наклонении во мн. ч. (корхтада, корхтасть)
  3. Разберите слово касомс в настоящем времени ед. ч. (касан, касат, касы)
  4. Разберите слово касомс в настоящем времени мн. ч. (кастама, кастада, касыхть)
  5. Написать целевые послелоги (инкса – из-за, за; мельге – за)
  6. Написать сравнительные послелоги (лаца – наподобие; коряс, коре – по сравнению)
  7. Найти соответствующий перевод по русски.

duLqY47hRnI.jpg

  1. Найти соответствующий перевод по русски (смотреть вопрос 7)

3) Вопросы Теоретической станции.       

  1. Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы Мезе тиемс? (что сделать?) Месендемс? (что делать?)
  2. Что такое существительное? (Существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кие? мезе?)
  3. Что такое прилагательное? (Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кодама? кодапт?)
  4. Что такое послелог? (Послелог – это служебная часть речи, которая выступает после существительных, числительных, местоимений)
  5. Кто такая Вирява? (Богиня леса, живет в лесу. Она могла заблудить человека, но и могла показать дорогу домой)
  6. Кто такой Куйгорож? (Мифическое существо, которое не могло сидеть без дела)

4) Вопросы сообразительной станции (одинаковые для обеих команд) (Задания для зрителей дать!)

1. Найти скрытые слова в наборе букв и Составляем новые короткие слова.

Самстямстяштешумбрашиялгапильгезарядкаярхцамсмастор

2. Какие слова зашифрованы в ребусах?

IMG_6006.JPG

3. Отгадать загадку

IMG_6017.JPG

4. aJEmdJK1R_E.jpg

5. Узнать профессии людей по их фамилиям и написать перевод

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)  

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

6. Определи, кто какую игрушку выбрал. Подписать персонажи на мокшанском языке

                       Описание: IMAGE0032

5) Музыкальная станция.

Из каждой команды по одному музыкальному номеру («Мокшень крайняй» и «Мокшень веле»)

- Все задания позади, остается подвести итоги и узнать, кто же выиграл  в нашей викторине. Поздравляем команду ________.

В заключении хочется произнести  слова В.И.Щанкина, составителя русско-мокшанского словаря: "Цените свои корни, цените свой родной язык! Если они будут передаваться из поколения в поколение, от бабушек-дедушек внукам и внучкам, от родителей к детям, тогда наши, мокшанский и эрзянский языки будут жить и не исчезнут с лица земли!"

4.jpg                 13669656551106.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знаешь ли ты героев казахских сказок"

Закрепление знаний персонажей казахских народных скзок в виде викторины....

Урок английского языка "Что ты знаешь о столице Британии"

Урок английского языка в 7 классе по теме «Что ты знаешь о столице Британии?»Пояснительная записка       Урок составлен в соответствии с календарно-тематическим пла...

Викторина "Знаешь ли ты английскую и американскую литературу"

    Текст данной викторины был использован для проведения игры в 6-11 классах в рамках недели иностранных языков. Произведения, которые здесь упоминаются, создавались за широкий истор...

Внеклассное мероприятие по биологии"Знаешь ли ты анатомию?"

Данное мероприятие по биологии направлено на проверку знаний учащихся по самым важным темам курса анатомии. Форма проведения в виде игры позволяет проводить его как на уроке, так и как полноценное вне...

Знаешь ли ты Пушкина?

Кроссворд "Подсвечник", с помощью которого можно повторить тему "Лицейские годы А.С.Пушкина"....

Интерактивная игра по географиии"Знаешь ли ты обитателей материков?"

Данный ресурс может быть использован на уроках обобщающего повторения в 7 классе, а также во внеурочное время....

Викторина по творчеству А.С.Пушкина "Знаешь ли ты?"

Викторина предназначена для учаихся 7-8-х классов после изучения творчества великого поэта.Задача учителя - приобить к творчеству А.С.Пушкина....