Михаил Шолохов Творчество Михаила Шолохова
презентация к уроку

Говнина Ирина Петровна

Рассказы 
Продкомиссар
Сборник Донские рассказы
Сборник Лазоревая степь
Роман Тихий Дон. Проблема авторства романа. Нравственные проблемы в романе. События, описываемые в романе
Роман Поднятая целина. Композиция. Герои
Военные произведения
Рассказ Судьба человека
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_mihaila_sholohova.pptx2.35 МБ
Файл tvorchestvo_mihaila_sholohova.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество Михаила Шолохова

Слайд 2

«У Михаила Шолохова была одна особенность… Он не соглашался ни на какие поправки, пока его не убеждали в их необходимости. Он настаивал на каждом слове, на каждой запятой. Мы знали об этом».

Слайд 3

Рассказ “Продкомиссар” (“Звер ь ”), 1924 Хлеб нужен армии и центру вот как… <...> Злостно укрывающих - расстреливать!.. Первое художественное произведение писателя. Впервые опубликован в газете «Молодой ленинец». В произведении отражен период жизни писателя, когда он работал продинспектором.

Слайд 4

Рассказ “Продкомиссар” (“Звер ь ”), 1924 “Я хотел им показать, что человек, во имя революции убивший отца и считавшийся "зверем" (конечно, в глазах слюнявой интеллигенции), умер через то, что спас ребёнка (ребёнок-то, мальчишка, ускакал).” М. Шолохов в письме М. Колосову

Слайд 5

Сборник “Донские рассказы” “Алешкино сердце” “Жеребенок” “Лазоревая степь” “Нахаленок” “Родинка” “Чужая кровь”

Слайд 6

Сборник “Донские рассказы” “Алешкино сердце” Тема поведения людей в экстремальных условиях “Жеребенок” Проблема человека и войны, человека и совести “Лазоревая степь” Тема справедливости и мести “Нахаленок” Тема жизни простых крестьян, их прав и свободы “Родинка” Тема гражданской войны “Чужая кровь” Тема войны; тема преемственности поколений

Слайд 7

Сборник “Лазоревая степь” “Лазоревая степь” “Нахаленок” “Чужая кровь” “Смертный враг” “Калоши” “Путь- дороженька”

Слайд 8

Сборник “Лазоревая степь” “Лазоревая степь” Тема справедливости и мести “Чужая кровь” Тема войны; тема преемственности поколений “Нахаленок” Тема жизни простых крестьян, их прав и свободы “Смертный враг” Тема борьбы нового со старым “Калоши” Тема выбора; тема любви и материальных ценностей “Путь-дороженька” Тема гражданской войны; тема выбора

Слайд 9

Сборник “Лазоревая степь” “Продкомиссар” “Кривая стёжка” “Илюха” “Батраки” “Червоточина” “Семейный человек”

Слайд 10

Сборник “Лазоревая степь” “Продкомиссар” Тема борьбы старого с новым; тема семьи; тема “Илюха” Тема любви и свободы “Кривая стёжка” Тема несчастливой любви; тема выбора; тема мести “Батраки” Тема справедливости; тема борьбы старого с новым “Червоточина” Тема борьбы старого с новым; тема семьи “Семейный человек” Тема выбора; тема семьи; тема ответственности за свои поступки

Слайд 11

Роман “Тихий Дон” (1928-’40) Роман-эпопея в 4 томах. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России. Государственная премия (1941) Нобелевская премия (1965)

Слайд 12

Проблема авторства романа Рукописи. Компьютерный стилистический анализ. Недоказанность иного авторства. Совпадения реалий романа и биографии Шолохова. Личная пристрастность и политическая ангажированность критиков. Несоответствие содержания романа знаниям и опыту Шолохова. Хронологические противоречия. Стилистический анализ текстов. Ошибки разбора почерка подлинного автора. Рудименты старой орфографии. Признаки более раннего написания 1-й части «Тихого Дона». Доводы в пользу иного автора Доводы в пользу Шолохова

Слайд 13

Роман “Тихий Дон” Создавался на протяжении почти 15 лет (с конца 1926 года) . В романе не менее 883 персонажей, из них не менее 251 подлинного исторического лица. В центре романа — поиски героями истины, своего пути. Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, способность к самопожертвованию, трудолюбие. Реализм в изображении войны, её жестокости и ужасов. Историческая достоверность романа.

Слайд 14

События, описываемые в романе Первая мировая война Февральская революция Октябрьская революция Гражданская война

Слайд 15

Роман “Тихий Дон” (1928-’40) Годы создания Книга Период, описываемый в романе События 1928 1-я книга 1912-1916 гг. Предвоенное время, события империалистической войны. 2-я книга 1916-1918 гг. Февральская революция 1917 г., корниловщина 1929- 1932 3-я книга 1918-1919 гг. Война на юге России. Верхнедонское восстание 1937- 1940 4-я книга 1919-1922 гг. Разгром белоказачьего движения, установление Советской власти на Дону.

Слайд 16

Нравственные проблемы в романе ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ, СУЩНОСТЬ ВОЙНЫ ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, ОТНОШЕНИЕ К ЗЕМЛЕ, ТРУДУ ПОДВИГ И ПАТРИОТИЗМ ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, СЕМЬЯ, МАТЕРИНСТВО ПРАВДА И ЛОЖЬ ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ, ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА

Слайд 17

Роман “Поднятая целина” (1932, 1959) Роман в двух томах. Посвящен коллективизации на Дону и движению «25-тысячников». Первоначальное название “С кровью и потом” выражало драматический пафос происходящего в деревне в период коллективизации. Второе название — “Поднятая целина” - подсказано Сталиным о том, что надо осваивать целину в широком смысле.

Слайд 18

Роман “Поднятая целина” Основная тема — коллективизация на Дону. Внешний конфликт — борьба сторонников и противников послереволюционных преобразований. Внутренний конфликт — переживания Майданникова, Размётнова и других героев. Нагульнов, Давыдов, Размётнов

Слайд 19

Роман “Поднятая целина” Композиция: начало — пейзажная зарисовка конца января, приезд Половцева, приезд Давыдова, формирование группировок “светлых” и “мрачных” действий: ускорение действия пахота, убийство Хопрова, любовь, раскулачивание Лапшинова, щукаревские сцены, бабий бунт, конец романа — “мрачные” сцены: возвращение Островнова и разговор Половцева и Лятьевского.

Слайд 20

Роман “Поднятая целина” Герои романа сторонники коллективизации сомневающиеся противники коллективизации руководители- коммунисты Любишкин Демид Молчун Демка Ушаков Кондрат Майданников беднота “середняки”, в первую очередь — Тит Бородин Хопров Половцев Лятьевский “кулаки”: Лапшинов Гаев Островнов

Слайд 21

Военные произведения Несколько опубликованных отрывков из недописанного романа «Они сражались за Родину». Рассказ «Судьба человека» (1956). Несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.), опубликованных во время работы военным корреспондентом. Рассказ «Наука ненависти» (1942) Несколько публицистических текстов патриотической направленности в послевоенные годы («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.).

Слайд 22

Рассказ “Судьба человека” Тема войны и потери близких; тема доброты Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны. Шолохов в рассказе раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома. Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы . «…около отцовского плеча вырастет тот, который… сможет всё вытерпеть, всё преодолеть…»

Слайд 23

М. Шолохов вошел в историю русской литературы ХХ века как летописец сложного времени, сумевший отразить его трагические и героические страницы. Он защищал право народа на человеческую жизнь талантливо и ярко.



Предварительный просмотр:

РАССКАЗ “ПРОДКОМИССАР”. В начале 1924 года под названием «Зверь» готовился для публикации в альманахе группы писателей «Молодая гвардия». Сначала этот рассказ неправильно поняли и не хотели печатать в альманахе, но после объяснений Шолохова все же разрешили его публикацию. В итоге альманах все  же не вышел и Шолохову предложили напечататься в газете “Молодой ленинец”. Так и произошло в 1925.

В основе сюжета произведения ― история окружного продкомиссара Бодягина, который, вернувшись спустя шесть лет в родную станицу, узнал о том, что его родной отец ― враг советской власти. За оказание сопротивления при сдаче хлеба отца расстреляли. Но и сам Бодягин, вместе с комендантом Тесленко, гибнет от рук восставших казаков, спасая при этом замерзающего в степи мальчишку.

С этим и было связано недопонимание. В рассказе изображена продразверстка, которая была воспринята негативно. Но Шолохов писал: “Я хотел им показать, что человек, во имя революции убивший отца и считавшийся "зверем" (конечно, в глазах слюнявой интеллигенции), умер через то, что спас ребёнка (ребёнок-то, мальчишка, ускакал). Вот что я хотел показать, но у меня, может быть, это не вышло”

Впоследствии рассказ вошел в сборник “Лазоревая степь”.

РАССКАЗ “АЛЕШКА”. Рассказ «Алёшкино сердце» впервые опубликован в «Журнале крестьянской молодёжи» в 1925 г., № 5, под заглавием «Алёшка». В том же году (1925) вышел отдельным изданием под заглавием «Алёшкино сердце». Входил в авторские сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь”.

В рассказе нарисованы страшные, натуралистически-правдивые картины голода на Дону, в результате которого гибнет вся семья главного героя. Олицетворением бесчеловечности и жестокости предстаёт в произведении жуткий образ соседки Макарчихи, от руки которой погибает одна из сестёр Алёшки. Сам он, чудом выживший, нанимается в батраки к станичному богатею, но настоящим спасителем мальчика становится политком Синицын. Ему-то и сообщает герой о разговоре, услышанном ночью в доме хозяина, предупреждает о предстоящем налёте банды на станицу. Принимая участие в бою красноармейцев с бандитами, Алёшка совершает подвиг, спасая женщину с ребёнком. Главную черту характера героя ― доброту, которой мотивированы в конечном итоге все его поступки, Шолохов связал с обликом персонажа:

«        У Алёшки зубы редкие и большие, и сердце у Алёшки простецкое, сроду ни на кого не серчал, ― реализуя в этом народную примету «Редкие зубы ― добрый человек».

В произведении нашли отражение реальные события, связанные с судьбой семьи Крамсковых из станицы Каргинской. Фёдор Дмитриевич Крамсков, участник Первой мировой войны, во время Вёшенского восстания призванный в повстанческую армию и отступивший с Донской армией на Кубань, домой не вернулся. Его жена, Матрёна Михеевна, умерла от тифа в 1921 году во время голода, вызванного засухой. От голода умерли трое её детей. Дочь Тасю до смерти забила соседка Макарьевна (или Макарчиха); она же едва не убила сына Крамсковых, Алексея, поймав на воровстве в своём погребе.

Рассказ «Жеребёнок» впервые опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1926 году. Рассказ представляет собой трогательную, но трагически завершённую историю жеребёнка, появившегося на свет в разгар боевых действий в ходе Гражданской войны на Дону в одном из красноармейских эскадронов. Дважды эскадронный приказывает казаку Трофиму избавиться от жеребёнка, потому что «вид у него домашний, а на войне подобное не полагается»; тем не менее, жеребёнок остаётся в живых, спасаемой той жалостью, которую испытывают к нему казаки. В конце произведения, животному угрожает реальная опасность: он гибнет, попав в коловерть Дона. Не даёт утонуть ему Трофим, сразу после выхода на берег расстрелянный белым офицером.

РАССКАЗ “ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ”. Дед Захар рассказывает про жестокую расправу над двумя его внуками во время гражданской войны.

Захар с самого своего рождения был крепостным кучером у панов Томилиных. После смерти Евграфа Томилина, наследником остался его сын-офицер, что служил начальником над пленными в Сибири, а в гражданскую войну вернулся домой. У Захара к тому времени внуки уже были в годах. Старший, Семён, женился, а Аникей так и ходил в парубках.

В имении панов Томилиных случился переворот, молодого хозяина выгнали, его имущество растащили, а землю поделили. Но пан не смирился, и, собрав казаков, вернулся и отвоевал своё имение.

Мужиков, что выгнали пана, собрали во дворе на расстрел. Мольбы деда Захара о том, чтобы пан пощадил его внуков не помогли. Тридцать два человека расстреляли, и только Аникей выжил. Три пули в него выпустили, на дорогу бросили, колёса пушки по ногам его проехали, а он не издал ни звука. Ноги пришлось ампутировать, и передвигается Аникей теперь на руках. С виду - весёлый, но всё же тоска поселилась в его сердце - двадцать пятый год идёт, а возможности ограничены.

Этот рассказ учит читателя тому, что война - это жестокая бойня и после неё нет победителей и побеждённых, каждый становится пострадавшим.

НАХАЛЁНОК. Впервые рассказ «Нахалёнок» опубликован в газете «Молодой ленинец», № 121―131, 30 мая ― 12 июня 1925 года. Входил рассказ в авторские сборники «Лазоревая степь» (1926) и «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923―1925» (1931).

Время действия произведения ― конец лето 1920 года. Главный герой рассказа, семилетний Минька с обидным прозвищем «Нахалёнок», живёт с матерью и дедом в одной из верхнедонских казачьих станиц. Родители Миньки не были венчаны в момент его рождения, что является предметом насмешек со стороны «соседок-пересудок» и сверстников. Во время Гражданской войны отец мальчика, бывший пастух, прошедший первую мировую и принявший сторону большевиков, погибает от рук белоказаков. Сам Минька становится очевидцем трагических событий, которые оставляют глубокий след в его детской душе.

Рассказ отчасти автобиографический: М.П. Шолохова вспоминала, что отец писателя «звал своего единственного сына Минькой. Сверстники <...> Мишкой и Нахалёнком, так как родители Михаила Александровича Шолохова до 1913 года не были венчаны»

РОДИНКА. Рассказ «Родинка» впервые опубликован в газете «Молодой ленинец», 14 декабря 1924 г. В рассказе «Родинка» повествуется о том, как молодой красноармейский командир Николка потерял отца во время войны с Германией, а следом за ним и мать. Все, что ему осталось от родителей — любовь к лошадям да родинка на ноге с яйцо величиной. Утром на его квартиру, базирующуюся в хате над Доном, приезжает казак и докладывает, что пришел приказ ликвидировать очередную местную банду. Кульминацией произведения, повествующего о борьбе с бандитизмом на Верхнем Дону, стала встреча на поле сражения восемнадцатилетнего командира красного эскадрона, комсомольца Николки Кошевого с отцом, атаманом банды. Атаман убивает Николку, но после этого, признав в убитом сына, сам сводит счёты с жизнью.

ЧУЖАЯ КРОВЬ. Сын главного героя Гаврилы Петр гибнет на фронте. Когда у дома Гаврилы случается перестрелка и в ней убивают всех продкомиссаров кроме одного, Гаврила решает приютить его. Несмотря на то что этот комиссар, придя в сознание, представился Николаем, звать его стали Петр, как умершего сына. Узнав, что Николай коммунист, Гаврила понимает, что его отношение к коммунизму меняется в лучшую сторону. В конце рассказа Гаврила отпускает “чужого” сына “поднимать завод” в другой город, осознавая, что тот не вернется.

СМЕРТНЫЙ ВРАГ. Действия этого произведение развивается в момент начала образование колхозов . Главным героем его является демобилизованный солдат Ефим Озеров, которого выбрали членами совета секретарем, еще одним таким же уполномоченным лицом стал кулак Прохор Рвачев. После этого собрание все население хутора разделилась на два лагеря. Одним под предводительством Озерцова представляли собой бедноту, другой это зажиточные казаки во главе с Игнатом Борщевым..

Ефим настраивал людей на равноправный труд, который как он считал должен уменьшить гнет богатых и обеспечить населению хутора более достойную и сытую жизнь, а вот кулакам это совсем не нравилась.

Вначале они пытались решить все мирным путем, то есть просто подкупить его , предлагали дом в соседнем хуторе., когда это не получилось. Они стали ему вредить. Вначале они подкинули ему отобранных у матери и убитых волчат, волчица унюхав запах пришла к Ефиму и уничтожила почти весь его скот.Он в отместку убил очень дорогую собаку кулака Игната, который это и сделал. После этого тот затаил на его злость.

Затем к Озерову пришла дворовая девка Дуняша, которую кулак, выгнав на улицу не рассчитавшись с ней за два года работы. Он выслушал ее очень внимательно и написал заявление, рассмотрев дела кулаков, присудили выплатить девке шестьдесят рублей. Это разозлило их еще больше и они решили убить его. Первое покушение произошло ночью в его доме, когда Ефим занимался дома у окна они направили на его дула ружья, он увернулся и покушение произошло не удачном. Но кулаки уже твердо решили, что его необходимо убрать, так как он ломает их привычный уклад жизни, и подкараулив его зимним вечером за деревней, там и убили.

Данное произведение учит тому, что один человек может заставить двигаться толпу и привести их в другое может быть более светлое будущее.

КАЛОШИ. Причина, повлекшая к  преждевременному  разрыву  любовных  отношений  с
Маринкой, вытекала прямо из калош.

ПУТЬ-ДОРОЖЕНЬКА. Жили-были отец и сын Кремневы, делали валенки на продажу. Налетевшие на станицу казаки вознамерились валенки конфисковать. Когда Кремнев-старший на это не согласился, его арестовали и убили. Петька, Кремнев-младший, остался не при делах и пребывал в растерянности до тех пор, пока односельчанин не посоветовал ему идти к большевикам. Чтобы подкрепить свое стремление делом, Петька поджигает склад боеприпасов, принадлежавших белым, после чего едва остается жив. Зато через короткое время у красных он уже имеет немалый статус — секретарь ячейки РКСМ. Но власть вновь переменилась. Петька оказался в руках у махновцев, которые, впрочем, заметили его недюжинную силу и решили перевербовать к себе. Позже бунт в махновской сотне вновь вернет Петра к красным, надо надеяться уже навсегда. Потому что, если власть снова поменяется, то неизвестно какой еще крутой поворот сделает путь-дороженька человеческой судьбы. А ведь все эти виражи не проходят бесследно ни для отдельного человека, ни для всей страны...

ИЛЮХА. В книге рассказывается про парня по имени Илья. Рассказ начинается с момента, как тетя Дарья нашла в лесу медвежью берлогу. От ужаса баба Дарья побежала быстро в деревню к Трофиму Никитичу. Трофим Никитич взял с собой сына Илью и пошел за следом медведицы. Они поймали медведицу, и пошли домой.

Мать с отцом все время жаловались на старость и не могли женить Илью. Он не хотел жениться, да и ему в деревне никто не нравился. Спустя время Илья решил в столицу уехать и избежать женитьбы.

В столице жил дядя Ефим. Он работал в кондитерской Моссельпрома в качестве продавца. Илья собрал вещи в дорогу. Перед уходом отец на него обиделся и захлопнул за ним дверь. Илья пешком дошел до станции и доехал до города. Там дядя его устроил на работу плотиком. Прошло некоторое время.

Илья начал медленно привыкать к городской жизни. Как – то раз идет он домой и видит, как на девушку нападает пьяный мужик. Он пошел и схватил мужика за шиворот и толкнул. Тот от страха убежал. Девушку звали Анной Бодрухиной. Она поблагодарила его и дала свой адрес, чтобы пригласить в гости.

На следующий день Илья после работы пошел к ней домой. Они посидели, чай попили и вели приятную беседу. Илья рассказал, что сбежал из Костромы, чтобы не жениться. Так проходили месяцы. Они много времени проводили вместе. В один вечер Илья пошел к ней домой и увидел надпись на двери «Уехала в командировку. Вернусь через месяц». Месяц для Ильи длился как год. В день приезда он пошел к ней и встретил ее прямо возле входа. Она научила его грамотности и чтению.

Спустя время Илья не хотел уходить из ее дома. Кроме того на улице было темно и он попросился переночевать у Анны. Анна возмутилась и заявила, что она замужем. И то что, ездит к мужу раз в месяц. Плохо было Илье после такой новости. Ведь он привязался к ней и даже полюбил ее. Как раз на тот момент Илья получил новую работу и стал членом в РЛКСМ. Неделя прошла, Илья не ходил на работу. Тут он понял, что обязательно должен добиться многих высот. На работе ему предложили обучение в другом городе. Он согласился поехать. Перед отъездом он встретил Анну и понял, что его чувства к ней утихли

КРИВАЯ СТЁЖКА. В основе сюжета произведения положена трагическая история взаимоотношений станичных парня и девушки, Васьки и Нюрки. Социальное неравенство семей, неприязнь Нюркиных родителей к Василию, отсутствие понимания между влюблёнными ― всё становится препятствием на пути к их возможному счастью. Обостряют ситуацию отказ героя идти в армию и, как следствие, побег из станицы. Разум подсказывает парню, что надо возвращаться назад, к людям («…понял Васька, что не на ту стёжку попал, на кривую <…> Пойду, объявлюсь!.. Нехай арестуют. Присудят, зато с людьми… От своих и снесу!..»), но страх гонит обратно («Присудят года на три… Нет не пойду…»). Отчаявшись, он приходит к Нюрке, её родители вызывают милицию. Отстреливаясь, раненый Васька уходит от погони и в порыве мести убивает Нюркину мать. Однако выясняется, что вместо матери гибнет Нюрка, которая «шла в материной кофте за водой».

БАТРАКИ. В основе повествования история батрака Фёдора Бойцова, отец которого трагически погиб, подрядившись к местному попу «подрезать» жеребца, а мать ушла собирать милостыню. Отбыв два месяца на непосильной работе у крепкого хозяина Хреновского посёлка Захара Денисовича Благуродова, не заплатившего ему денег, Фёдор прибивается к комсомольской ячейке хутора Дубовского, своей «кровной родне», и сам вскоре становится комсомольцем. В дальнейшем Бойцов подаёт на Благуродова в суд, выигрывая его и организует в Хреновском комсомольскую ячейку, немало претерпев от поселковых кулаков.

ЧЕРВОТОЧИНА. В одном из лучших шолоховких произведений «внимательно прослеживается весь процесс отчуждения, идущий в семье, где младший пошёл против веры отцов», исследуется то, что более всего поразило писателя в революционную эпоху: «феноменология рождающейся и катастрофически прогрессирующей неродственности в самом естественном средоточии родственности»[1]. Нарастающий конфликт «крепкого» хозяина Якова Алексеевича с младшим сыном «комсомолистом» Степаном завершается в рассказе трагически. Отец и старший брат Максим убивают Степана за потерянных в степи семейных быков.

СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Все помыслы главного героя рассказа, «семейного человека» Микишары, связаны с его большой семьёй. Мобилизованный в ходе Гражданской войны в казачьи повстанческие части, он попадает в драматическую ситуацию: чтобы сохранить себе жизнь, спасти от голодной смерти детей, Микишара вынужден убить двух своих старших сыновей, красноармейцев Данилу и Ивана. Герою кажется, что иного выхода у него нет, что он может пожертвовать двумя ради семерых. Данила и Иван гибнут от рук родного отца, но жертвы Микишары не принимают даже те, во имя кого она была принесена, ― собственные дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"

В данной презентации даны краткие сведения о  Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...

Михаил Врубель и Михаил Лермонтов. Образ Демона

Angels & Demons, Demons — New World Order Chant на Яндекс.МузыкеМ.Врубель Демон сидящий 1890В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оф...

Михаил Шолохов "Судьба человека"

В судьбе Андрея Соколова воплотилась жизнь, трудная и тяжёлая, всех солдат, вставших на защиту своего Отечества, но сохранивших в себе человечность....

Жизнь и творчество Михаила Шолохова.

Презентация по литературе 11 класс. Жизнь и творчество Михаила Шолохова....

Михаил Шолохов "Родинка"

Работа - победитель конкурсов  "Моя вера православная", "Краеведческие чтения", "Живая классика"https://youtu.be/X_YyRi4AxsM...

Презентация. Жизнь и творчество Михаила Шолохова.

Презентация иллюстрирует биографию Михаила Александровича Шолохова....