Школьная олимпиада по литературе
олимпиадные задания (8 класс)

Чистякова Светлана Николаевна

Используя данный материал, можно подготовить учащихся  8 класса к муниципальной олимпиаде по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_8_klass.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 

по литературе   8 класс      Время проведения- 2 часа
(Всего – 50 баллов) 

1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов) 
                        Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?"

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

"Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.


а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра.

б) Какова композиция произведения?

в) Кто автор?

г) Дайте характеристику персонажей.

д) Какими средствами автор создает образ судьи и певца?

е) В чем мораль этого произведения?


2. Что обозначают выражения? С кем связано их значение? (максимальное количество баллов – 3 балла) 
а) «Титаническая борьба» б) «Панический страх» в) «Сизифов труд» 
3. В греческой мифологии он перевозчик мертвых в царстве Аида. Это мрачный старик в рубище; в своей ладье он переправляет через подземную реку души умерших и берет за это плату в один обол – его, по обычаю, кладут покойнику под язык. Он перевозит только погребенных мертвецов, поэтому брошенные без погребения долго томятся на берегу Стикса, скитаясь между миром живых и мертвых. Кто же перевозчик в царстве мертвых?(максимальное количество баллов – 2 балла) 

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 3 балла). 
“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её...” 

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения? 


5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла). 
а) - Не смейся, не смейся, батьку!..

- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 


б) - А где же ключик?

А англичане говорят:

- Здесь и ключ перед вашими очами.

- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. 


в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

- На плотине-то?..

- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

- Ну, что такое случилось? Сказывай…

- А вот что случилось. 


6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. 


б) Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

в) И грянул бой <…>

В огне, под градом раскалённым.

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча. 

7. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 8 баллов) 
а) Гомер «Илиада»

б) И.Крылов «Волк на псарне»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник»

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»


8. Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра (максимальное количество баллов – 3 балла). 
а) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и… 
б) Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться. 
в) Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя… 
9. Определите жанр произведения (максимальное количество баллов – 5 баллов): 
А) «Вольга и Микула Селянинович»              а) баллада

Б) «Лесной царь» В.А. Жуковский                 б) стихотворение

В) «Полтава» А.С.Пушкин                              в) былина

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов                г) поэма

Д) «Узник» А.С.Пушкин                                 д) басня. 

10Творческое задание.

Максимально:  5 баллов.

Этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используя разнообразные тропы  (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

Ответы на задания 8 кл. 

(Всего – 50 баллов) 

  1. И.А. Крылов. Басня. (15 баллов) 
  1. Всего: 3 б. 

а) Титаническая борьба – очень сильная, напряженная борьба, борьба сильных, могучих героев. Титаномахия, миф о борьбе титанов с богами.

 б) Панический страх – внезапный, безотчетный, бессмысленный, безрассудный и неодолимый страх. Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) — как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.

 в) Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. Сизиф – в древнегреческом мифе строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. 

  1. 2 балла. Харон 
  2. 3 балла. “...Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”. Настя сбегала к Трофиму (пастуху) и по мерке с Настиной ноги заказала пару лаптей.

5.  3 балла а) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; б) Н.С. Лесков «Левша» в) И.С. Тургенев «Бежин луг» 
6.  3 балла а) Гоголь «Тарас Бульба» б) М.Ю. Лермонтов «Бородино» в) А.С. Пушкин «Полтава» 

7.   8 баллов 

а) Гомер «Илиада» – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

б) И.Крылов «Волк на псарне» – басня посвящена войне 1812 года.

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – стихотворение посвящено войне 1812 года, битве на Бородинском поле.

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» – стихотворение посвящено войне 1812 года

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» – разрабатывается летописный средневековый сюжет

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775)

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник» – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я. Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого.


8.  3 балла а) летопись б) послание в) житие

9. 5 баллов

А) «Вольга и Микула Селянинович» -        в) былина

Б) «Лесной царь» В.А Жуковский  -            а) баллада

В) «Полтава» А.С.Пушкин -                         г) поэма

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов -           д) басня.

Д) «Узник» А.С.Пушкин -                            б) стихотворение

10. 5 баллов 


   

  Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе 8 класс.

I. Знание текстов художественных произведений.

  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

            4) Княгиня Волконская.

  1. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.
  1. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.  Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
  1. …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья  при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

II. Историко-литературные задания.

  1. Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

«Илиада» Гомера,  «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 

  1. Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории  Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

 «Капитанская   дочка»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк  и  татарские  шаровары.

 «История  Пугачёва»

Незнакомец был  росту среднего, широкоплеч и  худощав. Черная борода его  начинала седеть. Он  был в верблюжьем армяке и  вооружён  винтовкою.  

5.   Назовите авторов произведений. 

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III. Знание теории литературы.

6. Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

 

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) пословица

   б)     рассказ                  б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                     в) анапест                            в)  гипербола                                    

   г)     хорей                      г) метафора                         г) поэма      

   д)    эпитет                     д) олицетворение                д) антитеза

7. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола  -  это…».

8.  Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1)  Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок, 
    сзади крючок,
    посередине спинка,
    на спинке щетинка.

9. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

                             И, отзыв мыслей благородных,

           Звучал, как  колокол,на башне вечевой  

           Во дни торжеств и бед народных.

                                                                                         М.Ю.Лермонтов.

    2)  Тропами потаёнными, глухими,

          В лесные чащи сумерки идут.

          Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.                      

                                                                                        И.Бунин              

IV. Интерпретация лирического произведения.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ  стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

                                          Чудный град порой сольётся

                                          Из летучих облаков;

                                          Но лишь ветр его коснётся,

                                          Он исчезнет без следов;

                                          Так мгновенные созданья

                                          Поэтической мечты

                                          Исчезают от дыханья

                                          Посторонней суеты.

                                Е. Баратынский

  1. О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).                                                
  2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено?                                                
  1. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?  
  2. Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?    
  3. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

      6.   Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?                                                                                          

  1. Определите стихотворный размер.    

             

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе

  1. Знание текстов художественных произведений.

1.

1)   А.П. Чехов «Хамелеон».

2)   А.С. Пушкин «Дубровский».

3)   Л.Н. Толстой «Детство».

4)   Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 4 б.)

2.

1)  Андрий.  2) Остап  (Н.В. Гоголь. «Тарас  Бульба»). 

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ  (макс. – 3 б.)

                      

  1. Историко-литературные задания.

3. «Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век  до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

 Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).  

 

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 4 б.)

4. В «Истории  Пугачёва» дано деловое описание внешности  Пугачёва. Официально – деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов.

Описание внешности героя в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).  

Оценка: по 2,5 балла за правильный ответ (макс. – 5 б.)

5.

1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

  1. Знание теории литературы.

6.

Жанры                  размеры стихосложения           Средства худ. выразительности

а) пословица              а) ямб                                            а) гипербола

б) рассказ                   б) хорей                                        б) антитеза

в) басня                      в) анапест                                     в) эпитет

г) поэма                     г) дактиль                                     г) олицетворение

д) роман                                                                           д) метафора

                                                                                          е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. – 3 б. + 1 б. за правильное название групп)

 (макс. – 4б.)

7.Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 1 б.)

8.

1) Былина.  2) Житие.  3) Басня.  4) Пословица.  5) Загадка.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

9.

1) Сравнение.   2) Олицетворение.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ  (макс. – 2 б.)

IV. Интерпретация  лирического  произведения.

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 4 балла.

3.Макс. количество – 2 балла.

4.Макс. количество – 2 балла.

5. Макс. количество – 1  балла.

6. Макс. количество – 2балла.

7. Макс. количество – 2 балла.

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

5

 Макс.

5б.

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

4

Есть композиционные и логические нарушения

3

Композиционные и логические нарушения значительны

2

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

1

Высказаны несвязные мысли

0

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

5

5

3-4 ошибки

4

5-6 ошибок

3

7-8 ошибок

2

9 ошибок

1

Более 9 ошибок

0

10

Макс. кол-во баллов за задание IV- 27.

Максимальное количество баллов за всю работу -  58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе...

Школьный тур Всероссийской олимпиады по литературе для 9 классов

Школьный тур Всероссийской олимпиады по литературе для 9 классов...

Школьная олимпиада по литературе для 11 класса

Олимпиада состоит из 6 разного уровня сложности заданий, которые проверяют не только начитанность, но и  умение учащихся анализировать, сопоставлять художественные произведения, а также создавать...

школьная олимпиада по литературе 5 класс

Материал будет полезен учителям литературы при подготовке к олимпиаде...