Буклет к уроку "Акмулла"
материал

Гаянова Айгуль Равильевна

Буклет к уроку "Акмулла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akmalla_urok.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

обучающая:

а) познакомить учащихся с биографией и творчеством Акмуллы;

б) показать, как сложные взаимоотношения с отцом предопределили социальные мотивы в творчестве Акмуллы;

в) провести анализ стихотворений «»Мои башкиры, учиться надо, учиться», «Письмо к отцу», «Весна», «Ночь и день», «Наставления», «В тюрьме»;

развивающая: способствовать формированию навыков выразительного чтения;

воспитательная: способствовать формированию интереса к башкирской литературе и положительного отношения к ее ценностям.

Оборудование: портрет писателя, тексты стихотворений.

Эпиграф к уроку:

«Постыдно жить невеждою убогим,

Уподобив себя четвероногим…»

М. Акмулла

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из крупных поэтов-просветителей конца 19 века – Мифтахетдина Камалетдиновича Акмуллы. Мы услышим рассуждения о добре и зле, свободе и справедливости и заново обратимся и уточним нравственные устои человеческой жизни.

 3. Сообщение ученика о Мифтахетдине Акмулле.

 4. Чтение и анализ стихотворения «Мои башкиры, учиться надо, учиться».

 5. Беседа по вопросам.

 - К чему призывает Акмулла свой народ?

Говоря о великом значении для человека грамотности и образования, Акмулла опирается на такие достижения возможных «чудес»: создание летательных аппаратов, т.е. самых настоящих самолетов, кораблей и пароходов, какие, благодаря «учености», можно заставить плавать по морям и океанам… Ведь об этом мечтали и описывали в своих стихах поэты разных народов.

А с чем же человек вступает в большую жизнь? Конечно же, с тем «багажом», что является наследием его детства. «Нет большего несчастья, чем между отцом и сыном вражда», - замечает Акмулла.

Ученик читает стихотворение «Письмо к отцу».

 - Почему Акмулла был не понят своим отцом?

 - Упрекая отца в безразличии к его судьбе после смерти родной матери Бибиуммугульсум, он почти тут же желает ему доброго здоровья и благополучия. О чем это говорит?

  Запись в тетрадях: просветительские идеи Акмуллы нашли свое отражение в 3-х основных темах его творчества:

Рассмотрим первую тему. (Учитель читает стихотворения «Весна», «Ночь и день»). В стихотворениях о природе Акмулла размышляет о жизни. В них природа – отражение вечно движущегося и обновляющегося мира. Здесь различные явления окружающего мира даются в диалектической взаимосвязи друг с другом.

 День создан прекраснее ночи.

 Достаточно ночи: рядом с луной звезды.

Коль дождь, кажется, что наслаждение для Вселенной.

Переливаясь оттенками, зеленеет лик земли.

В творчестве Акмуллы прослеживается довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека, который образует тему материального и духовного порабощения человека.

(Ученик читает стихотворение «Наставления»).

 - Назовите в иерархической последовательности те качества, которыми должен обладать человека, с точки зрения Акмуллы?

 - С каким «священным» числом соотносятся эти качества? Почему?

Думая о смысле жизни, поэт определяет свое отношение к проблемам внутренней свободы человека.

Этой теме Акмулла посвятил стихотворение «В тюрьме».

(Ученик рассказывает отрывок из стихотворения «В тюрьме»).

 - Как вы думаете, какого человека Акмулла считал подлинно свободным?

 - Какие средства художественной изобразительности и стилистические фигуры характерны для творчества башкирского писателя? Приведите примеры.

 - Как вы думаете, почему в своих произведениях Акмулла почти не упоминает имен предводителей башкирских восстаний?

 - Как, по мнению писателя, можно изменить мир к лучшему?

На основе ответов учащихся заполняется следующая таблица:

Средство художествен-ной изобразительности или стилистичес-кая фигура

Название художествен-ного произведения

Пример из текста

 1.

Антитеза

«Мои башкиры, учиться надо, учиться»

«Мои башкиры, учиться надо, учиться, // Много невежд среди нас, образованных мало…»

  2.

Перифраза

«Элегия в честь хазрата Шигабутдина Марджани»

«ученый дерзких дум», «сокол среди птиц» (о Марджани»

  3.

Афоризм

«Срубишь ствол дерева – корень останется…»

«Срубишь ствол дерева – корень останется, // Двое нас – кто-то один да останется, // А человек одинокий умрет - // Конь его верный чужому достанется.»

  1. Практическое задание (тест).

1. Когда и где родился Мифтахетдин Акмулла?

 а) 1831 год, Миякинский район, д. Туксанбаево;

 б) 1835 год, Оренбургская область, Шарлыкский район;

 в) 1839 год, город Троицк.

2. Что означает имя Акмулла?

 а) правдивый, чистый, учитель;

 б) религиозный деятель;

 в) общественный деятель.

  1. Где чаще всего любил сочинять свои стихи отрок Мифтахетдин?

 а) у озера;

 б) в доме;

 в) на пригорке у родника.

  1. Против кого направлены социальные мотивы, звучащие в поэзии М. Акмуллы?

 а) против крестьян;

 б) против просветителей;

 в) против мулл-фанатиков.

  1. Почему Акмулла ушел в казахские степи?

 а) более благоприятный климат;

 б) на заработки;

 в) избежать службу.

  1. Каким, по мнению Акмуллы, наиболее важным признаком отличается культурный человек от невежды?

 а) способностью любить;

 б) умом;

 в) совестью.

  1. В каком стихотворении Акмуллы раскрывается тема внутренней свободы человека?

 а) «Кто есть кто»;

 б) «Огонь»;

 в) В тюрьме».

  1. С помощью чего, с точки зрения Акмуллы, можно изменить мир к лучшему?

 а) с помощью войны;

 б) с помощью просветительских преобразований;

 в) с помощью революции.

  1. Поведение итогов урока.
  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений Акмуллы.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Амзинская средняя общеобразовательная школа»

 

УРОК       М. Акмулла

 «Мои башкиры, учиться надо, учиться»

3160ru

Учитель башкирского языка и литературы

Гаянова  Айгуль   Равильевна

2018год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученический буклет на тему "Ядерные реактивные двигатели"

По завершению темы одним из видов работ является создание буклета или публикации.Учимся искать, обобщать и систематизировать информацию.Материалом может служить , как интересующая ученика тема, так и ...

Буклет для родителей по профилактике суицида

В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...

Буклет "Права ребёнка - твои права!"

Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....

Буклет Е. Боратынский

К урокам литературного краеведения....

Буклет о дружбе

Буклет о дружбе для родителей 7 "Б" класса. (подготовка к родительскому собранию)...

Буклет по итогам экологической акции "Живи, родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности. По итогам акции создан бу...

Твой темперамент. Буклет

Буклет содержит основной материал к классному часу "Твой темперамент"...