Тематическое планирование Родной (русский) язык 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Королёва Марина Васильевна

Тематическое планирование Родной (русский) язык 9 класс (17 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem._planirovanie_rrya_9kl_-.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Язык и культура ( 6 часов )

1.

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка.  Понятие о русской языковой картине мира.

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. 

Основные тематические разряды ключевых слов русской культуры: обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение понятий русской государственности; обозначение понятий народной этики. Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Понятие о русской ментальности. Орфографический и пунктуационный практикум

-приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

 -понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;

- анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

 - распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного).

2

Крылатые слова и выражения в русском языке

1

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Орфографический и пунктуационный практикум

3

Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка

1

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Общее представление об активных процессах в русском современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Орфографический и пунктуационный практикум

- понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

- понимать особенности освоения иноязычной лексики;  

4

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

1

Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум

- определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

- характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова.

5

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

1

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный практикум

6

Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

1

Общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слова.

Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала

Раздел 2. Культура речи ( 4 часа)

7

Орфоэпические нормы современного русского литературного  языка

1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях

Активные процессы в области произношения и ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Орфографический и пунктуационный практикум.

-осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

-различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;

 -употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

- употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

- понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

8

Лексические нормы современного русского литературного  языка

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Орфографический и пунктуационный практикум

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;  

-опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

- различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

 - анализировать и различать типичные речевые ошибки;

 - редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

9

Грамматические нормы современного русского литературного  языка

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки.

Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш — по пяти груш).

Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). 

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Орфографический и пунктуационный практикум

- объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением;

- построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

- распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

 -редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

-использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

10

Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета

1

Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Орфографический и пунктуационный практикум

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.  Ключевые слова раздела. Обобщение материала

- соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

- использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

 - понимать активные процессы в современном русском речевом этикете.

Раздел 3. Речь. Текст ( 7 часов)

11

Русский язык в Интернете. Виды преобразования текста

1

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Этикет интернет-переписки. Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация.

Виды преобразования текстов: конспект.  Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.  Орфографический и пунктуационный практикум

владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;  

- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

-владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);

-использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

12

Разговорная речь.  Анекдот, шутка

1

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Орфографический и пунктуационный

практикум

- анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

 - анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

 - анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

13

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

1

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.  Орфографический и пунктуационный практикум

14

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

1

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Орфографический и пунктуационный практикум

15

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

Публицистический стиль. Проблемный очерк. Орфографический и пунктуационный практикум

16

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

1

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном  произведении. Текст и интертекст

Афоризмы. Прецедентные тексты. Орфографический и пунктуационный практикум.

Ключевые слова раздела. Обобщение материала

17

Защита проектов по изученному (представле-

ние проектов, результатов исследовательской работы)

1

Презентация проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

Тематическое планирование родного (русского) языка в 6 классе

Тематическое плнирование родного (русского) языка в 6 классе по программе "Русский родной язык" авторы О.М. Александрова и другие...

календарно-тематическое планирование родного (русского языка)

Русский язык – национальный язык русского народа....