Модернизация форм обучения
статья

Сапиева Лариса Тасолтановна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического совета школы

Модернизация традиционных форм работы и использование новых педтехнологий.

     Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача развития личности требует перехода к новой( системно-деятельностной )образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт и с изменением технологи обучения.    

   В этих условиях традиционная классическая  модель образования  становится непродуктивной ,обозначая при этом конкретную проблему   превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      

     Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.

              Значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в том числе и по осетинскому языку и литературе открывает внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся различные педтехнологии,среди которых мы выделим некоторые.Это

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Групповые технологии

1). Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

     Этим методом активно пользуются учителя кафедры. Это было продемонстрировано на открытых уроках, проведенных Цаллаговой С.Ю. в 7 «Д» классе и Цховребовой М.А. в 9 классе на уроке литературы.

Педагогическое мастерство учителей  основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

2.Из основных методические приемы  технологии критического мышления хочется остановиться на часто используемый в работе учителей приеме «Кластер» -  графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

     Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

            Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения.И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

           В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания..

          Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

       Арт кластера был применен на уроке – составление рассказа по серии картинок,проведенном в рамках семинара СОРИПКРО «Духовно –нравственное

Воспитание на уроках осетинского языка» во втором классе Калабековой

             Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации

Таблица 

Технологии уровневой дифференциации 

Проектная технология  также активно используется учителями кафедры

Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач

    Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

 Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Какие задачи решает использование такой формы обучения.Ипльзуется в нчальной ступени.

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Кейс – технология

       Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему). Сармат Косирати- 11б Елбакиева Илона и Диана Цебоева

           В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

          Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни помогают ЗСТ

Организация учебной деятельности с учетомосновных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

     Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников,  спрсобстуют повышени концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

         На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.    

     традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Разнообразные приемы,методы ,технологии – это не самоцель. Важен результат.Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей. формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции,воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение  к различиям,дают им ощущение творческой свободы. И ,самое главное,приносят радость

   Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация процесса обучения младших школьников

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на н...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...