Представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал

Наталия Алексеевна Дёмина

Тема педагогического опыта"Работа над устной и письменной речью учащихся на уроках родного языка и литературы с применением инновационных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района

Республики Мордовия

Портфолио

учителя родного, русского языков

и литературы

Дёминой Наталии Алексеевны

2020 год

Общие сведения об учителе

Ф.И.О.: Дёмина Наталия Алексеевна

Дата рождения: 20 мая 1975 года 

Образование: высшее,окончила филологический факультет МГУ им. Н. П. Огарёва, 1999 г.

Специальность: преподаватель мордовского и русского языков и литературы

Место работы: МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель родного, русского  языков и литературы

Трудовой и педагогический стаж: 25 лет

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

«Работа над устной и письменной речью учащихся на уроках родного языка и литературы с применением инновационных  технологий».

Автор опыта:

Дёмина Наталия Алексеевна

учитель родного языка и литературы

МБОУ «Шугуровская СОШ»

2020 год

Эрзянь кель – тон мазый цецянь кизэ.

Эрзянь кель, тон Равов прыця лей!

Мон тонь эйсэ вечкезь стихсэ моран,

 Кандан мелявкст, арсемат ды мельть.

Е. Пятаев

   Я, учитель родного языка и литературы. Вот уже 25 лет я занимаюсь преподаванием своего предмета, учу, знакомлю школьников с его красотой и поэтичностью. Эрзянский язык! Как напевен, красив и прост он в общении и как сложен в обучении!

В течение шести лет я работаю над проблемой «Работа над устной и письменной речью учащихся на уроках родного языка и литературы с применением инновационных  технологий».

Актуальность  опыта.

     Актуальность  опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

     В современных условиях востребован духовно здоровый человек, который знает и любит свой родной язык, помнит и чтит традиции и обычаи своего народа, связывает свою судьбу с судьбой родного края.                                                                                                                                                                                                              Моя задача - научить детей не только правильно говорить и грамотно писать, но и донести до них много нового о своей родине, о знаменитых земляках, научить понимать величие и красоту родной природы, чувствовать свою сопричастность к проблемам своей страны, республики, района, села и иметь страстное желание их решать. Поэтому уроки для меня и моих учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

    Показателем интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей человека является его речь. Поэтому совершенствование и обогащение речи учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания родного языка и литературы в школе.

    На первый взгляд может показаться, что  эта задача неактуальна: все  учащиеся, изучающие родной язык, в определенной мере владеют родным языком – они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать. Однако многие из них плохо читают,  понимают прочитанное; не умеют слушать, следить за мыслью говорящего,  несовершенна их письменная и устная речь. Катастрофически падает интерес к чтению, особенно к  произведениям мордовских писателей, все меньше ребят посещают библиотеки. Все это приводит к обеднению словарного запаса, невыразительности родной речи.

     Не овладев родной речью в школе, не овладев коммуникативными умениями, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим взаимодействовать с другими людьми, устанавливать и поддерживать контакты, неспособным защитить словом свои интересы.

     Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс изучения эрзянского языка? Как повысить качество знаний учащихся?  Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?

Кроме того, актуальность данной темы обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.

Основная идея опыта.

     Для того, чтобы воспитать духовно богатую, образованную и творческую личность, необходимо помочь учащимся овладеть языком как средством общения. Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки.

    Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к развивающему и личностно-ориентированному. Этот подход требует становления педагога как профессионала, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. В условиях смещения образовательных акцентов на личностную сферу учащихся объективно возникает требование совершенствования технологии обучения, соответствующей данному направлению, а именно: интеллектуальному и речевому развитию обучаемых.

   Я считаю, что обе формы речи (устная и письменная) должны быть взаимосвязаны, но, к сожалению, в начальной школе преимущественное внимание уделяется формированию письменной речи,  в то время как устная речь развивается недостаточно. Поэтому пятиклассники начинают говорить, пользуясь короткими, однообразными по структуре предложениями, их активный словарь беден и невыразителен. Для их речи характерна прерывистость, интонационная нерасчлененность, монотонность. Они не умеют полноценно общаться с учителем, другими взрослыми, друг с другом.

   Поэтому именно с пятого класса, учитывая речевые особенности детей этого возраста, я начинаю работу по формированию коммуникативно-речевых умений, развивая обе формы речи, так как устная речь является опорой для становления письменной, и, наоборот, под влиянием письменной формируется устная литературная речь.

     Нужно постоянно помнить о том, что наша цель – воспитание у школьников любви и уважения к слову, умения пользоваться им в повседневной жизни.

Теоретическая база опыта.

  Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков (Д. В. Цыганкин, М. В. Мосин, А. П. Феоктистов, О. В. Кочеваткина, С. Ю. Дмитриева и др.).    Наличие теоретической базы опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

Так через все труды Д.В.Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося». 

    Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.

    Уроки языка и литературы для меня и моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к изучению родного языка и литературы через использование информационных технологий, межпредметных связей, использование разных форм уроков. В течение всего времени преподавания родного языка  мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование», «Сятко»,  «Чилисема», «Эрзянь правда».

      Мной разработаны поурочные планы – конспекты уроков, большое количество дидактического материала, презентации к урокам, тестовые задания, карточки с  дифференцированными и индивидуальными заданиями.  Широко использую таблицы, картины, рисунки, составляю тестовые задания.

     В обучении учащихся применяю компьютерные технологии, которые повышают уровень учебной мотивации.

    Свою задачу как учителя родного языка вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

     Сочетание приемов, форм и средств обучения развивают творческие способности учащихся, формируют умения пополнять свои знания.

Новизна моего опыта заключается в мотивировании учащихся на творческую и познавательную деятельность, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения эрзянскому языку, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

 Стараюсь, чтобы знания ученики добывали сами в процессе работы на уроке. В  своей работе использую различные типы уроков, которые предусматривают разные формы подачи и  усвоения программного материала.

    На уроках родного языка надо научить ребят пользоваться родным  словом, понимать и чувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество. Деятельность современного  учителя невозможна  без использования современных  образовательных  технологий  в процессе  обучения по  предмету.

Проделана следующая работа:

1) внесены изменения в календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой;


2) проанализированы методические рекомендации ученых-лингвистов Д.В.Цыганкина, М.В.Мосина, А.П.Феоктистова, М.Т.Бибина, О.В. Кочеваткиной;


Технология опыта.

      Перед собой я ставлю цели: развивать творческое воображение учащихся, логическое мышление,  внимание; формировать коммуникативно-речевые умения и навыки; совершенствовать методы работы по развитию речи учащихся .

     

Из современных педагогических технологий реализую в своей работе стандарты нового поколения, применяю наиболее приемлемые формы и методы современных технологий.

наибольшее предпочтение отдаю:

-личностно – ориентированному,

- коллективному,

-проблемному,

- исследовательскому обучениям;

 -игровым,

 -информационным технологиям,

-технология развития критического мышления.

Свою педагогическую проблему реализую через использование традиционных и нетрадиционных видов уроков, компьютерных технологий, поисково-исследовательской работы

  • Игровое моделирование;
  • Погружение;
  • Работа в группах и в паре;
  • Синквейн;
  •  Очерк
  • Эссе;
  • Лекции со стопами;
  • Кластер.
  • Для развития творческих, умственных способностей, расширению словарного запаса слов применяю дидактические игры.  Например:
  • 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
  • 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.
  • 3. «Переводчик». Замените эрзянское слово русским.
  • 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
  • 5. «Лингвист». Исследуйте текст.

   Детям нравится игра «Переводчик». Нужно заменить эрзянское слово русским, или наоборот. Работа ведется в паре, при затруднение используются словари. В игре «Лингвист» ребенок  учиться правильно  и выразительно читать текст, отвечать на проблемные вопросы, вступать в диалог с учителем.

  Используя технологию критического мышления, провожу «Лекции со стопами».  После чтения каждой смысловой части текста делаю остановку. В это время ученики в группе или индивидуально обсуждают проблемный вопрос.

Для рефлексии использую прием «Синквейн». Он выполняется в качестве средства творческого самовыражения, для обогащения словарного запаса. Синквейн -  это стихотворение, состоит из пяти строк. Первая строчка – существительное, это и есть тема синквейна. На второй строчке ученики пишут два прилагательных, раскрывающих тему. На третьей строчке записываются три глагола, относящиеся к теме. На четвертой строчке уже пишут предложения,  с помощью которого высказывается отношение к теме. Последняя строчка – слово резюме, которое дает новое название темы

 Родина.                                                    

 Покш, виев.

Касы, кепети, цвети.

Родинась- свал ломаненть вейке.

Уцяска!

Тундо.

Лембе, мазый.

Кецятвы, эжди, касты.

Мон пек вечкса тундонть.

Кенярксчи!

    В процессе работы с текстом  применяю технологию критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся.  Основой этой технологии является трехступенчатая базовая модель. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации. Первая фаза – вызова – ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, осознание недостаточности знаний, которые уже имеются. Вторая фаза – осмысления – активное получение информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями, систематизация процесса познания и собственного понимания. Третья фаза – рефлексия – это получение, осмысление, обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Можно применять при изучении биографии писателей. Здесь надо фиксировать знания, которые учащиеся получили из дополнительных источников информации (другие учебные предметы, книги, фильмы, Интернет).

«Взаимоопрос» - один из способов работы в парах. Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. Этот способ я использую на каждом уроке.

Рефлексия может проводиться на всех этапах урока, выполняя на разных этапах разные функции. Она может быть как в устной, так и в письменной форме. Для рефлексии применяю следующие приемы: синквейн, создание рассказов и т. д.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес учащихся к предмету. Существует множество видов нестандартных уроков:

- Урок – суд;

- Урок – путешествие;

- Урок – размышление;

- Урок – конференция;

- Урок – лекция;

- Урок – игра;

- Урок – диспут.

     Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, потому что, попадая в необычную ситуацию, ребенок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания. Они должны помочь избегать однообразия, активизировать мышление, заставлять учащихся обобщать, систематизировать материал по теме. Примерами могут служить такие типы домашних заданий:

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных предложений;

- подготовка словарных диктантов;

- составление тестов по теме и т. п.

Делая такие домашние задания, ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли учителя.

    К инновационным подходам относится и исследовательская деятельность учащихся. В этом помогает школьный музей и местный краеведческий материал. С помощью поисковых, исследовательских навыков и самостоятельности повышается творческий потенциал, появляется индивидуальный выбор средств деятельности и общения.

    Одной из форм исследовательской деятельности можно считать и сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском языке и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении морфологии, фонетики, лексики.

    Во внеурочное время дети с большим интересом участвуют в мероприятиях, инсценировках, пьесах мордовских писателей. Это способствует развитию устной речи, артистизма, проявлению индивидуальности каждого ребёнка.

    Я рада, что во внеурочной деятельности участвуют русскоязычные ученики. Они поют, танцуют.  Всё это говорит о том, что русским детям нравится наш эрзянский язык и наша культура. В 2015 году в декабре  члены драматического кружка «Вайгельне» получили грамоту особого образца за профессиональное обращение к национальной культуре в открытой творческой олимпиаде «Искусство слова».

    Какие бы технологии не применялись на уроках, учитель должен не только давать знания, но еще и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. На современном уроке используется не одна, а несколько педагогических технологий, потому что отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс.

     Инновационные подходы к преподаванию родного языка основаны не только на осознанием важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся, но и понимание и того, что причина плохого знания родного языка связана прежде всего с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к культуре, к традициям, ценностям, но и овладение принципами деятельного подхода к преподаванию родного языка.

Я стараюсь использовать инновационные технологии на уроках, а также не забывать традиции наших предков, на которых воспитывалось не одно поколение.

Наиболее результативными я считаю следующие формы и методы:

- текстоведческий анализ текста;

- лингвистический анализ текста

- лексические разминки;

- сравнительный анализ текстов;

- сочинения-миниатюры;

- работа с иллюстрациями

- редактирование текста;

- различные виды диктантов, сочинений и изложений;

- работа с разными видами словарей;

- устные высказывания

Также применяю нестандартные формы проведения урока:

- урок – тест;

- урок – игра

- урок – исследование;

В своей работе я использую межпредметные  связи.  Оно способствует формированию интереса учащихся к предмету: делает уроки более яркими и впечатляющими. Я использую такие межпредметные связи, как литература и язык, язык и искусство, язык и музыку, чтоб мои ученики понимали величие и красоту родной природы, любили тот край, где они родились.

      Создание условий для интересной, содержательной, успешной работы и творческой обстановки считаю своей главной задачей. Стараюсь вызывать у детей желание размышлять, вступать в диалог с учителем и даже в чем-то помогать учителю. Дети тщательно готовятся, вносят свои предложения при подготовке к открытым урокам и мероприятиям.  

   На уроках использую интересный материал из журналов «Чилисема» и  «Сятко». Дети сами пытаются писать сказки, рассказы, стихи.    Вместе со своими учениками занимаюсь исследовательской работой.

     Исходя из своего опыта работы,  я заметила, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, нем оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого я стала шире использовать виды творческих работ и заданий. И,  конечно же,  опять на использовании местного краеведческого материала.   При работе, всегда использую сочинения – репортажи, эссе, новеллы, очерки. А также сочинения по картине, сочинения с элементом описания интерьера, своей улицы, своего села, окружающей природы, лирические зарисовки. И при написании того или иного вида работы, идёт использование и закрепление тем родного языка. В задании стараюсь выделить основное. Например, написать сочинение описание своей улицы с использованием собственных имён существительных и глаголов условного наклонения и т.д.  На протяжении написания сочинения решаются несколько задач: развитие творческих способностей, исследовательские навыки, закрепление пройденного материала по родному языку и привитие любви своей малой родины.

     Творческие задания и упражнения – это вид поручений, выполнение которых требует от учащихся, опираясь на богатство понятий, сравнений, связей и способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создать нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающие их индивидуальные склонности. Например: перевести с русского языка на родной язык отрывок текста, составить из набора слов или словосочетаний предложения. А так же  составить по иллюстрации предложения или небольшой рассказ, составить диалог, описать человека по картинке и  т. д. Работая несколько лет над своей проблемой, вижу,  как нравится ученикам составлять кроссворды по литературе и родному языку, рисовать иллюстрации к сочинениям, составлять сказки.

    Выбор сочинений и творческих заданий являются важным элементом в общей системе работ по мировоззрению учащихся. Они помогают глубже понять окружающую действительность, человека, самого себя. Радует то, что эти выполненные учениками творческие работы  тоже приносят свои плоды. Дети охотно пишут свои небольшие  рассказы, стихи,  сказки

      Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. С помощью сети интернет дети совершают виртуальные экскурсии, готовят доклады и рефераты. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно - коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей.

      Я по мере возможности использую на уроках загадки, пословицы, приметы, игры. С отгадками загадок мои ученики тоже выполняют ряд заданий: составляют предложения, находят синонимы, омонимы, проводят фонетический разбор слова, составляют стишки и небольшие рассказы. Сейчас материал по родному языку везде можно найти и успешно использовать.  Наверное, только учителю нужно во всём проявлять творчество.

 

 Результативность опыта

     На уроках эрзянского языка и литературы создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Одним из важнейших условий возникновению данного опыта для меня является переход от традиционного обучения к развивающему и личностно – ориентированному.

    Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определённых результатов: дети более свободно и грамотно пользуются словом  в устной речи и при написании творческих работ. Свои творческие способности подтверждают хорошими результатами в олимпиадах по родному языку и литературе, участвуют в районных, республиканских, межрегиональных конкурсах творческих и исследовательских работ.

   Самым значимым результатом в своей педагогической  деятельности считаю то, что мои выпускники Шугуровской школы поступают в Мордовский государственный университет и педагогический институт на филологический факультет.

      Я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно в поиске нового. Своим опытом делюсь на заседаниях методического объединения, педсоветах, районных семинарах учителей – словесников, конференциях, а также систематически повышаю педагогическую квалификацию. Весь накопленный мною опыт работы размещен на https://nsportal.ru/dyomina-nataliya-alekseevna

Вот так несу свой крест через года…
И верю , труд учителя таков,
Что вспыхнет моя яркая звезда
Поступками моих учеников.

   И я счастлива, если полезна кому-то, если дарю минуты радости и капельки счастья другим, поэтому завтра у меня вновь появиться великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

Список литературы:


  1. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Ривкин, Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС. Теория и технологии/ Е. Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2014.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. http://rae.ru/forum2011/87/1337
  5. http://www.bestreferat.ru/referat-187978.html

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...