Нывма гасга куыст
план-конспект урока (7 класс)

Сапиева Лариса Тасолтановна

Базонга канын нывганаджы сфалдыстадима ама саразын нывы арфыст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Нывы арфыст42.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель осетинского языка и литературы МАОУ СОШ №46

Сапиева Л.Т.

Сочинение-описание по картине Б.Калманова «Мать» с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Цели и задачи:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
  2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
  3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
  4. Активизировать лексику по теме «Описаниепредмета».
  5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.
  6. Воспитывать чувство любви к Родине, к матери, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Оборудование:

- выставка репродукций осетинских  художников;

- портрет Б.Калманова и репродукции его картин;

- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста);

- музыкальный фрагмент  «Семь журавлей»,  «Ныййарӕг мад»

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание глаголов с приставками     ны-;с- ;

 пунктуация при деепричастном обороте.

Разныхас

Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художникаБ.Калманова. В истории осетинской живописи Калманов известен как превосходный мастер, как поэтсюжетных картин. Наша задача - познакомиться с живописью  художника, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.

Текстыл куыст

1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст? (Калманты Б нывты сюжеттӕ).

6. Какую особенность живописи Калманова отмечает автор? (Воспроизведение человеческих чувств в калмановской  живописи).

7Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (скорее живопись полутонов).

8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле).

10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.

(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).

11. Языковые средства, помогающие создать образ  матери в тексте:

  1. Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).

æ. Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд. (Качественные: аив,ӕкъард,тар,райдзаст,рухс,Относительные: дурын,ӕнӕуынон, бынӕттон,фыдӕлтыккон). Прилагательных какого разряда больше? Почему?
Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника

б.Какая еще часть речи, близкая прилагательному, использована автором текста? (Причастие).
Какова их роль в тексте?  Назовите суффиксы причастий..

в..Выпишите прилагательное бæрзонддæр, объясните правописание

12. Особенности синтаксиса.

  1. Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста?
    (Предложения с причастными оборотами, сложные предложения, предложения с однородными членами).

æ. Прочитайте примеры сложных предложений.

б.Подберите синоним к прилагательному  асæст

в. Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (нывтæ нывкæнынад  уацмыстæ).

г.Жанр текста.
Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где   его можно д. где д. где бы вы его разместили? 
(Вступительная статья к альбому репродукций художника).

е.Обобщение.
Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с  картинами художника, особенностями живописи, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение
.

Нывимæ куыст:

 (В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр).

1. Рассматривание картины.

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину? (Создается щемящее, грустное настроение,но  хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тихой печалью и в то же время благордством).

4. Удалось ли художнику передать состяние матери? .

5. Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:

Что с первого взгляда привлекает в картине?

 (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

7. Работа над черновиками по вариантам:

I вариант: Каким изобразил художник небо и природу вокруг матери в предвечерний час?

II вариант: Какими изображены деревья?

III вариант: Опишите руки матери. нежно прикасающиеся к памятнику.

8. Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания? .

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. 

 9. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на эту картину? Опишите свои чувства. 

 11. Обобщение.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

  1. Калманты Б-  нывгæнæг
  2. Нывы композицион арæзты хицæндзинæдтæ(фыццаг пълан, фæстаг план,нынвы астæу).
  3. Нывгæнæджы ахорæнтæ,мады сурæт аразгæйæ.
  4.  Цавæр æнкъæрæнтæ гуырын кæны ныв.

Выбор жанра

В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, размышление-эссе).

Подведение итогов

Б.Калманову удалось создать образ матери героев,отдавших свои жизни за свободу своей Родины.

В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент песни  «Ныййарæг  мад» в исполнении Кима Суанова

Д/З:

 написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ирон æвзаджы урок 4-æм къласы. Темæ: Нывмæ гæсгæ куыст: Т. Яблонская «Райсом»

                  Ирон æвзаджы урок 4-æм къласы.Темæ: Нывмæ гæсгæ куыст:  Т. Яблонская «Райсом»...

Нывма гасга куыст

Хетагкаты КЪ. "Хохы ком"....

Нывæцæн нывмæ гæсгæ. Челæхсаты Магрез «Зымæгон райсом».

Урочы темæ: Нывимæ куыст. Челæхсаты Магрез «Зымæгон райсом»(2 сах.:1сах. нывæцæнмæ цæттæгæнæн урок, 2 сах.нывæцæн ныффыссын)Урочы хæстæ: Хъомыладон: скъоладзауты ирон аивады номдзыд минæвæ...