Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
учебно-методическое пособие

Батуева Елена Базаровна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 г.Улан-Удэ»

Системно-деятельностный подход на уроках бурятского языка

      В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода — развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке  материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

      Предмет «Бурятский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. И для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках бурятского языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

     Специфической особенностью бурятского языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение большинства людей как к предмету необязательному (по сравнению с русским языком и математикой), что влечет за собой отсутствие активности на уроке, и в результате – негативное отношение к предмету, в целом. Немалую роль в этом играет отношение родителей, но решение этих проблем, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету.

С какими проблемами сталкиваются младшие школьники:

на уроке трудно, не понимает;

скучно (в условиях выполнения задания по учебнику);

в силу «личных проблем» (логопедия, стеснительность, медлительность и т.п.) ребенку трудно выразить самого себя.

Дети знают: Приветствие, названия животных, местоимение би, ши и т.д.

В ходе занятия: ранее изученные звуки повторили, новые взяли, лексику повторили, физкульт паузу провели, новую страничку изучили.

Проблема: дети устали, дети стали отвлекаться, листают учебники, тетради, «копаются» в пеналах.

Что делать? Рисуем (прошли тему, например, режим дня, дети рисуют чем они помогают дома с письменными и устными комментариями).

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание  компьютерной анимации и слайдов.
При обобщении темы считаю необходимым проведение таких уроков, как уроки-исследования, уроки-экскурсии, и обязательно уроки с использованием ролевых игр.
Здоровье – сберегающая технология является очень важной в настоящее время. Поэтому учителю нужно думать о том, как привить интерес к своему предмету и стараться поддерживать его, чтобы процесс овладения языком не был утомительным. Мы тоже работаем над этой проблемой и прилагаем все усилия для того, чтобы дети с интересом относились к предмету и не переутомлялись на уроках. Проводим нетрадиционные уроки: ток- шоу, телемост, урок- конференция. урок-путешествие и т. д. Например, 3 классу очень нравится играть в «Поле чудес» с угадыванием слов после прохождения лексики. Эти уроки помогают повысить интерес к предмету. Они хороши еще и тем, что помогают детям обрести уверенность в себе, избавиться от страха говорить публично, так как есть возможность спрятаться за роль, которую играешь.
Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико-ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых ФГОСом, личностных , предметных, метапредметных результатов.

Внеклассная работа служит не только сильным фактором привития интереса к предмету английского языка, но и является способом реализации творческих способностей детей. Готовясь к различным мероприятиям на английском языке, дети изучают дополнительную литературу, учат стихи, песни, знакомятся с традициями и обычаями стран изучаемого языка. рост количества учащихся, принимающих активное участие в творческих конкурсах,

Итак, рассмотрим этапы урока в рамках системно-деятельностного подхода на примере урока бурятского языка в 3 классе:

Технология деятельностного подхода включает в себя последовательность определенных шагов:

1.Мотивация;

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности;

3.Постановка учебной задачи, определение темы и цели урока;

4.Построение проекта выхода из затруднения;

5.Первичное закрепление во внешней речи;

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8.Включение в систему знаний и повторение;

9.Рефлексия деятельности.

Мотивация или Оргмомент (2 мин)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, настрой на урок, я часто использую игровые формы работы, стараюсь проводить урок в едином сюжете, чтобы один этап переходил в другой в одной линии. Так, например, сегодня (часто) у нас на уроках присутствуют наши друзья, братья «табан хурган».

вычленяется содержательная часть урока.

Был использован прием: игры в ассоциации, после чего дети были подведены к тому, чем они будут заниматься на уроке.

Актуализация знаний (5 мин)

Повторяем ранее изученный материал в форме опять же игры. Проводим в группе и индивидуально. Сегодня поработали в группе в целях экономии времени. А индивидуальные провожу для выяснения уровня лексического багажа, затруднения каждого ученика.

Создание проблемной ситуации – прием ввода в проблемную ситуацию осуществляется через игровой момент (персонаж говорит о своем любимом блюде и хочет узнать о вкусах детей).

Постановка учебной задачи – дети затрудняются в написании дифтонга АЙ, путают с гласным звуком Э.

Проект выхода из затруднения.  Чтобы дети сами решили эту проблему, они стараются выяснить почему и определяют правило написания дифтонга АЙ. Организуется самостоятельная поисковая работа через диалог учителя и учащихся.

Этап закрепления полученных знаний опять же в игровой ситуации – «накрываем стол», исправляя ошибки, проговаривая, комментируя свои действия.

Самостоятельная творческая работа с применением новых знаний. Как бы создается ситуация успеха - каждый хочет красиво оформить открытку и правильно написать, доставить и себе и другим удовольствие, эмоциональную удовлетворенность.

Итог урока: чему научились, где можно применить

Высокий уровень учебной мотивации, заинтересованное изучение предложенного материала, психологическая стабильность и внутренний комфорт учащихся – это результат системно-деятельностного подхода на уроках бурятского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...