Внеклассное мероприятие "Весёлые посиделки"
план-конспект занятия (7 класс)

Чернатова Виктория Викторовна

Цель мероприятия - обобщить и закрепить знания учащихся    7 – х классов о жанрах устного народного творчества. 
Задачи: вспомнить  историю возникновения пословиц и поговорок;
развивать и совершенствовать общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие, творческое мышление и воображение;  память, русскую речь,   расширять кругозор; 
воспитывать интерес к родному языку,  любовь к русской культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов с ОВЗ на тему:  «Веселые посиделки».

Цель:  - обобщить и закрепить знания учащихся    7 – х классов о жанрах устного народного творчества. 
Задачи: вспомнить  историю возникновения пословиц и поговорок;
развивать и совершенствовать общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие, творческое мышление и воображение;  память, русскую речь,   расширять кругозор; 
воспитывать интерес к родному языку,  любовь к русской культуре.

Оборудование: самовар, чай, баранки, скатерть, ТСО, раздаточный материал.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.

Ход мероприятия

Ведущий.

Вот мы с вами оказались на деревенских посиделках.

Посиделки -  (поседки, беседы, вечерки), собрания (сборища) сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Вот и мы с вами сегодня собрались для того, чтобы повеселиться,  развлечься, поиграть  и немного потрудиться. А чтобы нам было веселее проводить время, мы проведем его за чашечкой ароматного и душистого чая!

Символом России является русский самовар и чай. Чай- популярный напиток в России. Впервые чай появился на Руси в 1638 году. Четыре пуда чайного листа подарил русскому царю Михаилу Федоровичу монгольский Алтын-хан. И началось в России чаепитие. Появилось много пословиц и поговорок о чае, о самоваре.

Выпей чайку- забудешь тоску.

За чаем не скучаем, по три чашки выпиваем.

Чай пить - не дрова рубить.

Если чай не подавали, значит, уважение не оказали.

Сладко пить – счастливо жить.

- Вспомним, какие жанры фольклора мы с вами изучали. Я вам буду называть различные произведения УНТ, а вы называть к какому жанру они относятся.

  • Птице даны крылья, а человеку - разум. (пословица)
  • В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь… (сказка)
  • Проворонила ворона вороненка. (скороговорка)
  • Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…… (песня)
  • Без рук, без ног, а ворота отворяет.      (загадка)
  • Приди к нам, весна, 
    Со радостью! 
    Со великою к нам 
    Со милостью!  (закличка)
  • Песней душа растет.  (поговорка)
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть,
    К нам сорока подлетела
    И тебе водить велела. (считалка)

Ведущий.

Жанры УНТ это - считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки, поговорки,     частушки,  заклички,  песни и др. 
Почему нигде не указан и не назван автор?   Все произведения имеют авторов, но мы их не знаем. Это произведения устного народного творчества. Перед нами народное искусство. 
- Почему такие произведения называются народными? (Потому что их сочинил народ)

- Как же рождались эти произведения? ( Один сочинил, потом рассказал другому, потом третьему. Так это произведение и дошло до нашего времени.)

 - Но почему творчество устное? (Потому что передается из уст в уста, не записывается.) 
-  УНТ возникло, когда еще не были придуманы буквы, не было письменности, а когда письменность появилась , никто серьезно к устному народному творчеству не относился , не записывал их.

-  Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. 

- Давайте более подробно поговорим о пословицах и поговорках.

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях.

           Трудовые люди долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни   господина («Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест»; «Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку»; «Мужицкими мозолями бары сыто живут»).

Как говорится: «Пословица к слову молвится».

- А сейчас давайте немного поиграем.

1).Определите среди произведений У.Н.Т. пословицу, скороговорку, загадку.

Поспешишь — людей насмешишь.

Наша река широка как Ока.

По деревьям скок, орешки щелк.

Верчусь весь век, а не человек.

У Кондрата куртка коротковата.

День придет и заботу принесет.

Около кола колокола.

Каков корм, таков и конь.

Висит сито не руками свито.

Без друга на сердце вьюга.

Купалась, купалась и сухою осталась.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Лежит меж грядок — зелен и сладок.

2).«Перестрелка пословицами». Я начинаю пословицу, а вам нужно ее закончить.  

  • Человек без Родины - ………(что соловей без песни).
  • Нет друга – ищи, ……………(а нашел – береги).
  • Без труда не вытащишь ………(и рыбки из пруда).
  • Не имей сто рублей, …………(а имей сто друзей).
  • Любишь кататься, …………..(люби и саночки возить).
  • Сколько волка не корми, …….(а он все в лес смотрит).

3).Подберите к пословице вторую часть.

У страха                         а на деле лих.

Делано наспех               глаза велики.

На словах тих,               и сделано на смех.

Хорош заяц белый,       кто хочет всё знать.

Снег на полях                а охотник смелый.

Хорошо того учить       хлеб в закромах.

Любишь кататься,        такие и плоды.

Для кого работа,           люби и саночки возить.

Какие труды,                 для кого забота.      

Словами туда и сюда,  тот не споткнется.

Далеко глядит               а делами никуда.

Кто знает дорогу,          да под носом не видит.

Ведущий.

Пусть звонкие песни звучат вокруг!
Песня – веселый и умный друг!

Приглашаю всех ребят встать в хоровод и спеть русскую народную песню «Во поле береза стояла». (звучит музыка).

4).Замените выделенное слово в пословице на более точное.  

Пришла   горе, отворяй ворота.

Маленькое работа лучше большого безделья.

Делу — время, потехе — минута.

Щи да каша — еда наша.

Здоровье дороже монет.

С книгой жить — век не печалиться.

Дело мастера страшится.

Друзья познаются в горе.

Один за всех, и все за каждого. 

Встречают — по наряду, а провожают по уму.

5).Выберите пословицу и нарисуйте к ней рисунок.

  • «У страха глаза велики».
  • «Цыплят по осени считают».
  • «Тише едешь – дальше будешь».
  • «Суп ешь с грибами, а язык держи за зубами».

6).Выберите  и назовите только пословицу.  

Здоровье дороже денег.

О здоровье необходимо заботиться.

Как твоё здоровье?

Мир нужен всем людям на земле.

Мир строит, война разрушает.

Нет ничего важнее, чем борьба за мир.

Осень убрала с полей золотые хлеба.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Всегда бережно относись к хлебу.

Испокон века книга растит человека.

В мире много интересных книг.

Из книг мы черпаем знания.

Трудно жить на свете без друга.

От друга нет секретов.

Старый друг лучше новых двух.

7).Найдите  лишнее слово в пословицах. Запишите правильно.

Маленькое дело, работа лучше большого безделья.

Под лежачий, сидячий камень вода не течет.

По застежке, одежке встречают, по уму провожают.

Рот до ушей, хоть веревочки, завязочки пришей.

Готовь телегу зимой, а сани, коньки летом.

Поспешишь — зверей, людей насмешишь.

Так врет, что уши вянут, опускаются.

Жизнь прожить — не ручей, поле перейти.

Слезами, глазами горю не поможешь.

8). Пословицы – загадки.

-  Сейчас ребята, отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками и чем меньше пословиц – подсказок для этого понадобится, тем лучше.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все равно в лес глядит.

Его ноги кормят. (Волк)

Он неуклюж, да дюж.

С ним дружились, а за топор держись.

Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Близ норы она на промысел не ходит.

Она семерых волков проведет.

Ей хвост не для красы нужен.

Она и во сне кур считает. (Лиса)

Он – году начало, зиме середина.

Этот месяц – зимы государь.

Он год  начинает, зиму величает. (Январь)

Его на замок не запрешь.

К старости зубы тупее, а он острее.

Он до Киева доведет.      (Язык)

Он – батюшка, вода – матушка.

Без печки холодно, а без него – голодно.

Он – всему голова!        (Хлеб)

Чем умней она, тем легче плечам.

Она – всему начало.

Дурная она ногам покою не дает.            (Голова)

Ведущий. Вот и подошли к концу наши посиделки. Мы с вами пели и хоровод водили, вспомнили так много пословиц и поговорок, играли, веселились и немножечко трудились!.

Вот настал момент прощанья, 
Говорим всем: до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи;  эстетическое воспитание....

Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"

Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»

Внеклассное мероприятие для старших классов, основанное на народном фольклоре.В него входят  народные загадки, старинные обрядовые песни, шуточные разговоры, инсценировки...

Внеклассное мерприятие "Веселые посиделки"

Веселые скоморохи Фома и Ерема, Тюха и Матюха развлекают народ, шутят, балагурят, поют озорные частушки, проводят интересные игры, задорно танцуют....

Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки"

Мероприятие теоретически - практической напрвленности, способствует развитию творческих способностей учащихся....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"Классный час для учащихся 5 класса "Осенние посиделки"...