Презентация "Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание"
презентация к уроку (8 класс)

Костина Лилия Сергеевна

Презентация рекомендуется на урок родного (русского) языка в 8 классе. В ней структурированы и перечислены особенности типа речи описания. Функционально-смысловой тип речи рассматривается как универсальная типологическая единица текста, выделяемая на основе различных признаков (коммуникативно-прагматических, логико-смысловых, структурно-семантических).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание. Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №56» г. Курска Костина Лилия Сергеевна

Слайд 2

Функционально-смысловые типы речи. Описание. 1 . Цель, задача, содержание текстов описательного характера. 2. Виды текстов – описаний. 3. Особенности текстов – описаний: 3.1. Композиционные. 3.2. Лексические. 3.3. Морфологические. 3.4. Синтаксические.

Слайд 3

ВСПОМНИТЕ! Описание - это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания : чтобы читатель(слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

Слайд 4

Виды текстов-описаний: Описание предмета Описание места Описание состояния человека Описание состояния среды

Слайд 5

Описание предмета ( Каков предмет?) На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

Слайд 6

Характерные элементы композиции описания Общее представление о предмете Отдельные признаки предмета Авторская оценка,вывод, заключение При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определённая последовательность в описании

Слайд 7

Описание места (Что находится на нём?) Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков поднимались две квадратные башни, раскрашенные ярко. На левой были часы с бронзовыми стрелками. На правой - круглое окошко из разноцветных стёкол. Над этим окошком, на крыше из зелёной жести, сидел Говорящий Сверчок.

Слайд 8

Текст построен по «законам» описания места: Показываются отдельные детали Указание на то, ГДЕ что-то находится Потом указывается на то, ЧТО находится (На занавесе…зигзаг молнии; с боков занавеса…башни; на левой… часы; на правой…окошко; над окошком …Сверчок)

Слайд 9

Описание состояния человека (Каково ему?) Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое:чудится, ждётся. Подойдёшь к цветущей вишне – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.

Слайд 10

Проанализируем текст-описание состояния человека. Сколько частей выделяем в тексте? Каково,по-вашему,значение каждой? Как можно озаглавить текст? Обоснуйте. Какими частями речи передано состояние человека? Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.

Слайд 11

Описание состояния среды (Каково вокруг?) Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась свежая травка. Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы.

Слайд 12

Частными разновидностями описательных текстов являются определение, описание-дефиниция, собственно описание, пояснение. Наиболее частотным в научном стиле является определение , цель которого — охарактеризовать научное понятие путем указания на его наиболее существенные признаки и свойства. Для синтаксиса определений характерны конструкции с общим синтаксическим значением «субъект (носитель признака, свойства) — свойство (признак)». Данная структура часто оказывается осложненной причастными, деепричастными оборотами и словосочетаниями с отглагольным существительным. В коммуникативно-смысловом отношении текст-определение представляет собой тема-рематическую структуру «кустового» типа, когда тема (главный предмет) сохраняется на протяжении всего отрезка текста и характеризуется различными ремами.

Слайд 13

Пример определения Например: Основные принципы современного международного права — это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения. Основные принципы обязательны для всех без исключения государств. Они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права. Принципы имеют обратную силу.

Слайд 14

Описание-дефиниция Наиболее близка к определению дефиниция. Ее отличие от определения состоит в том, что в дефиниции перечисляются только дифференциальные признаки объекта, выделяющие его посредством идентификации с другим родо-видовым понятием. Дефиницию в наиболее простом случае «можно свести к логической формуле: А есть Б (которое характеризуется признаками X и Y)». В дефинициях, как правило, отсутствует полнозначный предикат, в ней устанавливаются отношения тождества. Для синтаксиса типичны конструкции, оформляющие значения «наименование видового понятия — знак отношения — наименование родового понятия»

Слайд 15

Пример дефиниции Например: Гражданское право — одна из основных отраслей права в РФ, представляет собой систему норм, регулирующих на началах равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы заключения договоров совокупность имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных отношений.

Слайд 16

Собственно описание Собственно описание в коммуникативно-смысловом отношении совпадает с дефиницией и определением, отличаясь на структурносемантическом уровне. Если в основе определений и дефиниций лежат достаточно жесткие схемы построения, то собственно описание строится по свободным правилам, при этом сохраняется главная коммуникативная цель — дать характеристику предмету, понятию, явлению с той или иной степенью точности и детализации.

Слайд 17

Пояснение Пояснение как разновидность описательного текста выделяется по функциональному признаку. Его цель — дополнить характеристику объекта, ввести второстепенные детали, уточняющие, иллюстрирующие информацию о свойствах и признаках объекта. Временной план всех перечисленных типов текстов — план настоящего неактуального, настоящего постоянного.

Слайд 18

Сообщение К описательным текстам относится и сообщение , которое рассматривается рядом авторов как трансформированное повествование. Это объясняется тем, что для научного текста абсолютно неактуальным является простая констатация субъекта или объекта в определенные промежутки времени без указания на его особенности, причины возникновения и последствия его перехода в другое состояние. Цель сообщения — информировать о каких-либо объектах, событиях, стадиях их изменения и признаках, их сопровождающих.

Слайд 19

Итоги занятия С каким типом речи работали? Какие виды описаний повторили? В чём особенности построения текста-описания?

Слайд 20

Домашнее задание составить и записать текст-описание, определить его вид, озаглавить текст.

Слайд 21

Использованные ресурсы 1) https://studme.org/166360/literatura/funktsionalno_smyslovye_tipy_rechi 2) https://ru.tax-definition.org/65015-descriptive-text 3) https://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie 4) https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1438


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение расчетных задач типа «Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретического».

Алгоритмы решения расчетных задач типа «Определение выхода про­дукта реакции в процентах от теоретического» по химии в 9 классе.Урок 20 по программе О.С.Габриеляна...

Расчетные задачи типа «Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретического».

Алгоритм решения расчетных задач типа «Определение выхода про­дукта реакции в процентах от теоретического»....

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Статья: «Расстройства аутистического спектра: определение и содержание дефиниции»

Статья: «Расстройства аутистического спектра: определение и содержание дефиниции»...

Определение, свойства и описание алгоритма

Разработка урока по информатике и ИКТ  в рамках ФГОС ООО по теме «Определение, свойства и описание алгоритма» по программе«Использование современных образовательных технологий п...

Дистанционный урок по родному (русскому) языку "Тексты описательного типа"

Дистанционный урок по родному (русскому) языку "Тексты описательного типа"....