Презентация "Рассуждение"
презентация к уроку (6 класс)

Презентация по родному русскому языку 6 класс,на тему : "Рассуждение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rassuzhdenie6.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассуждение

Слайд 2

Цель Знать: типы речи их признаки Уметь: отличать тексты по типу речи при помощи модели вводить в текст аргументы

Слайд 3

Повторим изученное Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких? Что вам известно о тексте повествовании? (В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В данном типе текста чаще всего используются глаголы ) Каковы особенности описания? (В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он). Это можно отразить в одном рисунке. Для передачи описания используются прилагательные )

Слайд 4

Терминологический диктант Запишите названия типов речи. Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений. 2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому. 3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Слайд 5

Задание на повторение Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. а) 1) Моя собака. 2) Зачем мне нужна собака? 3) Как мы однажды с собакой… б) 1) Зачем нужно ходить в школу? 2) Мой счастливый школьный день. 3) Как я прогулял уроки. в) 1) Как я играл в футбол. 2) Моя любимая игрушка. 3) Почему я люблю играть в футбол?

Слайд 6

Задание на повторение Ответы: А) Описание Рассуждение Повествование Б) Рассуждение Описание Повествование В) Повествование Описание Рассуждение

Слайд 7

Понаблюдаем вместе! Что такое рассуждение? Поработаем со словарем. В словаре С.Ожегова мы можем прочитать: Рассуждение – это : 1 – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. 2 – высказывание, обсуждение.

Слайд 8

Орфографический словарь Научимся правильно писать данное слово. Рассуждение Суждение Судить

Слайд 9

Подумаем вместе! – В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…) – Какова основная задача этого типа текста? (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину) – Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания? (Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета) – Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа. – Рассуждение имеет свои особенности. (В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Слайд 10

Схема сочинения-рассуждения Тезис Доказательство (аргументы) Вывод Как это работает? 1) определить основную мысль рассуждения (сформулировать ведущий тезис) 2)подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения 3) сформулировать вывод. - Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.). – В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод (ТДВ)

Слайд 11

Толковый словарь – Что такое тезис? Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. – Что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. – Что такое вывод? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Слайд 12

Практическая работа Определите, к какому типу нужно отнести данный текст? 1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебро м.

Слайд 13

Практическая работа Определите, к какому типу нужно отнести данный текст? 2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

Слайд 14

Практическая работа Определите, к какому типу нужно отнести данный текст? 3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

Слайд 15

Сочинение- рассуждение Бег – имя существительное Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег… В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи. – Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?

Слайд 16

Домашнее задание: Закончите сказку «Курочка Ряба». Задание: опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое. Модель ответа : Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи. Во-первых, _________________________ ; во-вторых, ____________________________ ; в-третьих, ____________________________». Значит, _____________________________. Обрадовалась баба, и плакать перестала.

Слайд 17

Лексическая работа – Существуют в языке слова-конструкторы , которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает… Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова: во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться… При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно… Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания .

Слайд 18

Спасибо!