День славянской письменности и культуры
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хомякова Ольга Владимировна

Данное мероприятие  посвящено Дню славянской письменности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_slavyanskoy_pismennosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Утверждено руководителем школьного методического объединения
  2. Хомякова Ольга Владимировна
  3. Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 167»
  4. Учитель русского языка и литературы
  5. "Аз – свет миру". День славянской письменности и культуры. 
  6. Мероприятие предназначено для учащихся 6-8 классов.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с возникновением славянской письменности, привить любовь к родному языку.

Задачи мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие творческого воображения, эмоционального настроя, развитие интереса учащихся к учёбе, развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся; воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, бережного отношения к книгам.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.

                                Ход мероприятия.

 Учитель: ( на фоне тихой музыки) В России, как и в других славянский государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.
Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.
Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

(Звучит русская народная музыка, выключается свет, на экране показывается слайд с князем Владимиром, появляется Боян с гуслями.)       (слайд 1)

Боян: Не сияет на небе солнце красное, не  любуются ими тучки синие. То приехал к нам на златом венце грозный князь Владимир Красное Солнышко. Да хвалили с славили князя народ русский за доброту и милость, зо то, что породил на земле русской свет христианство.

                                (Заходит князь Владимир)

Боян: И глядит – то князь на диво дивное, чудо чудное, да невиданное на славянский праздник, как славянский праздник, как во средней школе да Брянской.

                (Владимир усаживается, звучит запись колоколов)

Владимир: Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах. Пускай летят во все стороны Руси гонцы с вестью о том, что все будут крещены в водах Днепра.

И гласится в этой вере:

Будьте люди, а не звери!

Это вам в небесной сфере

Золотой сияет крест!

Да будет Русь едина и бог един!

Теперь мы одна держава!  

(Звучит музыка, князь уходит, на слайде появляются изображения с первыми книгами) (слайд 2)

Ведущий 1:  А вместе с христианством на Руси появились первые книги – Библия и Евангелие,  они были привезены, так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были  люди, которые помогут – это были два монаха, Кирилл и Мефодий. Они придумали славянскую азбуку. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. Начинают открываться школы. Славянская письменность стала основой современного письма. В Москве этим двум знаменитым людям стоит памятник.

(слайд 3 фото Кирилла и Мефодия),  (слайд 4 памятники).

Ведущий 2: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

Ведущий 1: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. (слайд 5).

Ведущий 2: Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

Ведущий 1: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.

Ведущий 2: Братья Константин (после принятия христианства Кирилл) и Мефодий родились  в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был  известен солунцам.

Ведущий 1: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но  старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. (слайд 6)

Ведущий 2: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить проезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(слайд 7)

                (На сцену выходят Кирилл и  Старец)

Кирилл: Я слышал, что Вы знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыне.

Старец: Зачем тебе это нужно, мальчик? Да. Я понимаю латинскую грамоту и могу объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от   того, что  я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого  больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл: И все  же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Старец: Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

  (Кирилл и Старец уходят).

Ведущий 1: Через год Старец снова встретил Кирилла.

Старец: Послушай, мальчик, ты по-прежнему  хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Кирилл: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Старец: как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл: Я взял книгу Григория Богослова не  греческом и  латыни и, сопоставляя их  фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не  только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.

                 (Старец и Кирилл уходят)

Ведущий 2: Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своим учением.                        (слайд 8)

                        Вот азбука – начало всех начал,

Открыл букварь, и детством так и дунуло!

А Константин – философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо  в чернила окунал.

Он понимал, что  буковки  - основа

Грядущего написанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Ведущий1: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания , полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

Ведущий 2: По поручению византийского императора Михаила 3  Константин-Кирилл приступил к созданию  славянской азбуки. Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился  к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости.  Отказавшись усмирить восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь.  Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян.

        (слайд 9)

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии
в Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, все пишут кириллицей.

Что зовутся издревне славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 1: В течение трёх лет Кирилл и Мефодий  трудились в Моравии.  Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.

Ведущий 2: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на  упорную и длительную борьбу в течение  многих лет, потерпело неудачу у западных славя, но зато  прочно утвердились в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

(слайд 10).

Ведущий 1: Ученики Кирилла и Мефодия открыли свои школы, и в конце 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

Ведущий 2: Ребята, какой же праздник без игр и развлечений? У нас в гостях сегодня, конечно же, скоморохи.   (Появляется скоморох)  (слайд 11)

Скоморох: Здравствуйте, ребята! Я так рад вас видеть, рад тому, что вы пригласили меня в гости. А кто такие скоморохи? Что вы о них знаете?    (ответы детей)

Я не просто  к вам пришел, а пришел с заданиями. Приготовил для вас загадки. Хочу посмотреть, что вы знаете о том, чем мы пишем, что читаем.  

Эй, народ честной, подходи!

Собрались русичи!
Пора и в игры играть, шутки шутить, загадки сказывать!

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проводит,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Без языка,
Без голоса,
А все расскажет.
(Книга) 

Тридцать три сестрички –
\Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Алфавит)

Оно так часто просит пить,
Но понемногу пьет.
А если будешь торопить,
И целиком его топить
Наделает хлопот.
(Перо)

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь впятеро умней.
(Книга) 

Как называется первая славянская азбука?

Что значит красная строка?

От чего произошло слово азбука?

Скоморох: Какие вы молодцы! оказывается вы много знаете об азбуке, книгах. Молодцы! Мне пора уходить, но я с вами не прощаюсь. А о том о чем мы с вами говорили никогда не забывайте. Читайте книги, чтобы были умные и грамотные, такие как Кирилл и Мефодий.  До свидание.

Ведущий 1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой, четкой и легкой для письма. Они понимали о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их , сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.  (слайд 12)

Ведущий 2: Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения.

(слайд 13).

  (На сцену выходит Военный в треуголке)

Военный: Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «Юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.   (уходит).

Ведущий 2: Во  второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. (слайд 14 18 век с новыми буквами).

Военный: Это буквы « И краткое» и «Ё».

Ведущий 1: В начале 20 века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. (слайд 15   20 в. Упрощение)

(Выходит Красноармеец.)

Красноармеец: Товарищи! Указом  Наркома просвещения упраздняются буквы «i десятиричное), «Ять», «фито», «ижица» и буква «ер» на конце слов. (слайд 16)

Ведущий 2:  Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой  и удобной. Она составляет оптимальное количество букв. Сколько в русской азбуке букв?

Ведущий 1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских братьев Кирилла и Мефодия. (слайд 17)

 Стихи.  (слайд 18  слова на экране)

Мы благодарны просвещенью.

Наука –Солнце, душу грей!

Рукой отцов благословенный,

Иди в историю смелей!

Судьба нас к жизни возродила,

Творцы Мефодий и Кирилл,

Имен их время не забыло,

Народ славянский не забыл.

Заключительное слово учителя. Итог мероприятия.

Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить наш праздник (во время чтения стихотворения фоном идет “Да исправится молитва” Д.С.Бортнянского). 

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

                               Подведение итога

Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией!

  1. 8-930-827-09-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

День славянской письменности и культуры в России

«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...

День славянской письменности и культуры. Великие просветители

Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....

Презентация к уроку "День славянской письменности и культуры"

"День славянской письменности и культуры " - это поздравления, подарки, открытки, картинки, стихи и сценарии празднования.День славянской письменности и культуры отмечается в России 24 мая. Празднован...

День славянской письменности и культуры.

Начальное знакомство с историей празднования Дня славянской культуры и письменности в России и в других странах.: когда, где, почему начали отмечать этот праздник. Материал, знакомящий со святыми равн...