Урок родного русского языка для 6 класса "Антонимы и точность в речи"
план-конспект урока (6 класс)

Зуева Ирина Александровна

Разработка урока родного русского языка для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока родного русского языка

Зуева Ирина Александровна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №2» г. Балаково Саратовской области

Предмет: родной русский

Тема урока: Антонимы и точность речи

Класс:6

Цели урока:

Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как к хранителю культуры

Предметные:

Совершенствование видов речевой деятельности

Формирование навыков лексического анализа слова

Обогащение активного и потенциального словарного запаса

Метапредметные:

Анализировать языковой материал

Осуществлять самоконтроль и коррекцию

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ключевые понятия, термины урока: антонимы, антонимические пары, многозначные слова, лексическая сочетаемость слов, антитеза, контекстные антонимы

Инструментарий урока: русский родной язык, 6 класс: учебное пособие для образовательных организаций/ О.М. Александрова и др.-М. Просвещение, 2019.-параграф 11, Школьный толковый словарь Ушакова, карточки для групповой работы

Формы работы: учебный диалог, групповая работа

1.Организационный момент(приветствие)

2.Ценностно-эмоциональный этап урока

-Прочитайте, вставьте подходящее по смыслу слово из скобок

Задание записано на доске

  • Это может причинить…(горе/радость)
  • (Вперед/сначала) …подумай, потом отвечай.
  • Вы будете (сходить/выходить) …на следующей остановке.
  • Быстрее (поезжай/ехай)…и возвращайся.

-Объясните, почему вы сделали такой выбор?

Что такое лексическая сочетаемость?

-Как называются лексические единицы горе/радость?

-Зависит ли речь от правильного выбора антонимов?            

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

3.Ценностно-познавательный этап урока

А)Слово учителя

-Удивительный парадокс в том, что контрастные слова не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой. Слово горе вызвало в нашем представлении слово радость. Умелое использование антонимов придают нашей речи правильность и особую остроту.

Б)Работа с учебной статьей

Страница 71 параграф 11

-Прочитайте определение антонимов. В чем их отличие от синонимов?

В)Работа со стихотворным отрывком.

-Итак, антонимы группируются парами, верно подобрав антонимы можно раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, людей. Нет ни одного писателя, который бы не обращался к антонимам.

-Прочитайте отрывок стихотворения на доске или на экране

Ты — прозаик — я поэт,
Ты богат — я очень беден,
Ты румян как маков цвет,
Я ж, как смерть, и тощ, и бледен.
(А.С. Пушкин)

-Назовите слова, характеризующие двух описанных в стихотворении людей?

Я                                                         Ты

                                                               

Поэт                                                            Прозаик

Беден                                                           Богат

Бледен                                                         Румян

-Какими получились герои?

-С помощью антонимов поэт создал образы двух противоположных людей. Как называется прием противопоставления в стихотворении? (Антитеза), прочитайте определение в учебнике.

Прочитайте еще один отрывок на доске.

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)

-Противопоставляем ли мы в обычной жизни слова волна и камень?

-Какая волна? Опишите ее

-Какой камень? Опишите его

-По каким качественным признакам противопоставлены?

Разницу в характере героев автор подчеркнул словами, которые противопоставлены в этом контексте, такие антонимы называются контекстными.

Г)Работа с учебником

Выполнение упражнения 91задание: определить контекстные антонимы (для более сильных учащихся)

Выполнение упражнения 86 задание: восстановить пословицы (индивидуально)

Д)Групповая работа

-Прочитайте под зеленой стрелочкой на странице 71, в чем различие подбора антонимов к многозначным словам.

-Дайте определение многозначным словам.

-При изучении антонимов необходимо учитывать, что у многозначных слов в антонимические отношения иногда могут вступать отдельные их значения.

Задание для первой группы: найдите в толковом словаре значения многозначного слова «близкий». Подберите антонимы к каждому значению и составьте с ними словосочетания.

Задание для второй группы: возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому значению

лёгкая ноша – тяжёлая ноша

лёгкая задача – трудная задача

лёгкий ветерок – сильный ветерок)

свежий хлеб – …(чёрствый хлеб)

свежий ветер – …(тёплый втер)

свежая рубашка - …(грязная рубашка)

чёрная ткань - …(белая ткань)

чёрная работа – (лёгкая работа)

чёрные мысли - …(добрые мысли)

Задание для третьей группы: упражнение 89 параграф111-подберите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение в контексте.

Проверка производится коллективно.

4)Ценностно-рефлексивный этап

Творческая работа

  1. -Напишите сочинение-миниатюру с использованием антонимов, тему выберите самостоятельно, например с таким началом «Вчера было так тепло, а сегодня…)

Домашнее задание дифференцированно на усмотрение учителя или на выбор учащихся.

1)Приведите 10 пословиц с использованием антонимов

2)Упражнение 92, выписать антонимы, найти среди них эпитеты

3) Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок родного русского языка "Типы речи"

Урок предназначен для учащихся 5-7 классов с различным уровнем подготовки. Данный урок является уроком обобщения знаний и способов действий. Поэтому дети работают в группах, выполняя задания. Основной...

урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи

Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"

Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....

8 класс. 3 четверть. Родной русский язык. Контрольная работа по разделу «Культура речи».

В работу включены задания, выполнение которых требует ЗНАНИЙ правильного произношения и ударения, грамматических и лексических норм.Задание № 4 носит как просветительский, так и проверочный характер (...