ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
статья (9 класс)

Аннотация: В статье представлен дидактический материал по лингвистическому краеведению, который нашёл своё применение в процессе реализации регионального компонента в преподавании русского языка в коррекционной школе III-IV видов. Он поможет проверить у обучающихся уровень сформированности языковых и коммуникативных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аверина Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы
МБОУ СКОШ36 III-IV видов,  к. фил. н.,

г. Озёрск, Челябинская область,

Российская Федерация

ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

,

Аннотация: В статье представлен дидактический материал по лингвистическому краеведению, который нашёл своё применение  в процессе реализации регионального компонента в преподавании русского языка в коррекционной школе III-IV видов.  Он поможет проверить у обучающихся уровень сформированности языковых и коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: дидактический материал, региональный компонент, русский язык, языковые и коммуникативные компетенции.

Изучение русского языка, родного языка, его региональных особенностей, воспитание любви к родному краю, уважения к традициям разных народов, населяющих Российскую Федерацию, – вот непреходящие задачи системы российского образования, и особую актуальность они приобретают в настоящее время. В рамках приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере образования лингвокраеведение  приобретает особую значимость. Лингвистические факты открывают нам богатые ресурсы культурологической, межкультурной, этнографической и другой информации.

Лингвокраеведение определяет стратегию и тактику реализации регионального компонента в преподавании русского языка в школе, оно соответствует актуальным социально-экономическим потребностям общества и государства. Под региональным компонентом  мы понимаем включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала как в тематическом отношении, так и в сугубо лингвистическом.

Для учащихся 9-10 классов коррекционных школ города Озёрска Челябинской области мы реализуем учебный курс «Лингвистическое краеведение Южного Урала». Основная его цель – ознакомление учащихся с этноязыковым, историко-культурным своеобразием и основными особенностями функционирования русского языка на территории Южного Урала. Задача курса – привлечь внимание обучающихся к языковой среде, окружающей их и содержащей материал, помогающий в изучении истории региона, его культуры [1].

Для реализации практической работы нами разработаны дидактические материалы. По полноте охвата курса содержание дидактических материалов соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В них включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Представленный дидактический материал поможет проверить уровень сформированности языковых компетенций  обучающихся по речеведению: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного, например:

Покровское «солнце»

Жители города Озерска, отправляясь на рейсовом автобусе в Челябинск, неизбежно проезжают через село Большой Куяш. И в очередной раз задаются вопросом: что это за развалины храма? Каким он был до того, как его охраной занялось государство? И для кого он тут был воздвигнут,  если (как нам упорно говорят) кругом живут «этнические мусульмане»?..

 В конце XVIII века эти земли купил у башкир титулярный советник Алексей Федорович Турчанинов - уроженец Тамбовской губернии, владелец Сысертских железоделательных заводов, получивший от Екатерины II дворянский титул…

До 1812 года это село называлось по названию расположенного рядом озера - Куяш (от башкирского «кояш» - «солнце»), а потом официально стало именоваться Покровским, в честь храма, построенного во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Уникальность храма не только в его архитектуре, но и во внутреннем устройстве. Зимы на Урале в прошлые века были суровые, потому и обогрев такого помещения должен быть масштабным. С помощью печного отопления нагревался не воздух, а чугунный пол храма, то есть по сути дела источником тепла была не стенка печки или камина, и уж тем более - не тощий радиатор парового отопления, а весь пол.

После  Октябрьской революции и  переименования села Покровское в Большой Куяш чугунные полы «ушли» (видимо, на нужды мировой революции), а сам храм был закрыт и разорен.

Подойдя поближе, можно убедиться, что строили в минувшие столетия на совесть. Об этом свидетельствует кладка стен: кирпич осыпается (устав от заброшенности храма), а раствор меж кирпичами и еще бы лет двести простоял...

Но даже в сегодняшнем плачевном состоянии Свято-Покровский храм самим фактом своего присутствия … приглашает каждого к размышлению над вечными вопросами бытия. И, видимо, чтобы утихомирить укоры совести, куяшцы периодически возвращаются к разговору о восстановлении храма.

Вопросы по тексту

  1. О каких исторических событиях  упоминается в тексте? Что вы знаете о пугачевском восстании?
  2. Понятно ли название храма – Покрова Святой Богородицы?  Подберите синоним к слову покров. Кто такая Богородица?
  3. Какие знакомые названия населенных пунктов и имен вы  встретили?
  4. Найдите в тексте – антропонимы, топонимы, гидронимы. Определите  по словарям значение этих слов (Куяш, Сысерть, Темряс, Кажакуль, Урукуль).
  5. Объясните, используя словарь, что обозначает словосочетание титулярный советник, дворянский титул, мастеровые.
  6. Определите  тему текста, главную мысль, стиль и тип речи.
  7. Докажите, что текст написан  публицистическим стилем.
  8. Какую стилистическую функцию выполняют в тексте имена собственные?
  9. Найдите в тексте фразеологические обороты, дайте их толкование
  10. Объясните,  используя словарь, следующие словосочетания: фамильная  марка, вечные вопросы бытия.

Задание 1. Используя данное речевое клише,  напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую стилистическую роль играют имена собственные в тексте  публицистического стиля?»

Имена собственные - …  Жизнь человека теснейшим образом связана с различными местами, которые обозначаются с помощью географических названий. В тексте  встречаются топонимы (…), антропонимы (…), гидронимы (…). Они  указывают на географический объект, который отражает деятельность в определенных пространственных и временных рамках.

Особенно было интересно узнать из текста, что….  Недаром топоним является носителем культурной информации.

Чтобы  убедить читателя в правдивости созданных картин, автору важно передать колорит определённой эпохи. Ему в этом помогают….

Итак, имена собственные (формируют, отражают) духовно-культурные традиции народа.

Таким образом, региональный компонент, представленный в контрольно-измерительных материалах,  несёт в себе неоценимый образовательный и познавательный потенциал, воспитывает любовь к малой родине, любовь к русскому языку.

Список литературы

  1. Аверина, М.А. Деятельность учителя русского языка  и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся /М.А. Аверина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 86 с.
  2. Аверина, М.А. Методика анализа языковых текстообразующих средств (на материале исторических песен Урала) // Проблемы лингвистического краеведения /М.А. Аверина. – Пермь, 2007. – С.11-15.
  3. Аверина, М.А. Анализ языковых текстообразующих средств — составляющая элективного курса «Лингвистическое краеведение Южного Урала»/ М.А. Аверина  // Инновации в науке. – 2013. – № 18-1. –  С. 98-105.
  4. Аверина, М.А. Лингвокраеведение Южного Урала на уроках русского языка в средней школе/ М.А. Аверина  // Инновации в науке. – 2013. – № 24. –  С. 104-108.
  5. Бахвалова, Т.В.  Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя / Т.В. Бахвалова  //  Педагогическое образование и наука –  2010 – № 7– С.21– 26.
  6. Кадоло, Т.А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка  / Т. А. Кадоло // Вестник ТГПУ – . 2012. 2 (117) – С.126–130.
  7. Узденова, Х.Т. Лингвистическое краеведение как средство формирования гражданской позиции будущих педагогов в условиях университета / Х. Т. Узденова // Научные проблемы гуманитарных исследований –  2011. – Выпуск 1 – С.171–177.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида

В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно  описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других пр...

« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...

Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс

Задачи урока:Обучающие:-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.Коррекционно-развивающие:-коррекция...