РП Родной (рус.яз) 4 кл. на 2020-2021
рабочая программа

Озонова Ольга Валерьевна

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoy_rus.yaz_4_kl._kanakina_na_2020-2021.docx67.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 15»

Рассмотрено школьным методическим объединением

Руководитель ШМО

_____________Н.Н.Ипатова

Протокол № ___от _______2020

Утверждаю:

Директор МБОУ «ООШ № 15»

______________И.В.Плеханова

Приказ № ______от _______2020

Рабочая программа

по родному языку (русскому языку)

4б класс

2020-2021 уч. Год

Всего часов на учебный год: 34

Количество часов в неделю: 1

Уровень: базовый

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана МБОУ «ООШ № 15» и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение,2015год.

Учебник «Русский язык»

Авторы: В.П. Канакина  и В.Г. Горецкий

Учитель:

Озонова Ольга Валерьевна

Категория: нет

Стаж: 2 года

г. Улан-Удэ

2020г

Пояснительная записка

     Настоящая рабочая программа по родному русскому языку в 4 классе составлена в соответствии с:

  •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ № 15 г.Улан-Удэ» на 2020-2021 учебный год

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Цели изучения учебного предмета «Родной  язык (русский язык)»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований,  заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку  курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».  Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию  характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа в год. 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).

Общая характеристика учебного предмета «Родной  язык (русский язык)»

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Родной  язык (русский язык)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

        В содержании курса «Родной  язык (русский язык)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.  

        Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

        Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.        

Основные содержательные линии программы учебного предмета

«Родной  язык (русский язык)»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
  • изучение исторических фактов развития языка;
  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Требования к результатам освоения  программы

 начального общего образования по родному  языку (русскому языку)

Изучение предметной области должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • приобщение к литературному наследию русского народа;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • расширение знаний о  родном  языке  как  системе  и  как  развивающемся явлении,  формирование аналитических  умений  в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Родной  язык (русский язык)» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;
  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;
  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
  • употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;
  • использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;
  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение принципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Родной  язык (русский язык)» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Родной  язык (русский язык)» в 4-м классе является сформированность следующих умений:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.  

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в  процессе редактирования текста.  

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 4 ч.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Нормы оценки по родному языку (русскому языку)


Диктант. 
Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 17 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.

«5» – ставится.если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). 
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. 
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. 

Ошибкой в диктанте следует считать:


• нарушение правил орфографии при написании слов; 
• пропуск и искажение букв в словах; 
• замену слов; 
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; 
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 

                                                              За ошибку не считаются:

 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; 
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; 
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. 

                                                 За одну ошибку в диктанте считаются: 
● два исправления; 
● две пунктуационные ошибки; 
● повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы».

●  Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове; 
- недописанное слово; 
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
- дважды записанное одно и то же слово в предложении. 

Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; 
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; 
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; 
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания
                                                           Контрольный диктант. 
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); 
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. 

Оценки за контрольный диктант. 
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; 
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; 
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; 
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 
«1» – более 8 орфограф. ошибок. 
Оценки за грамматические задания. 
«5» – всё верно; 
«4» – не менее 3/4 верно; 
«3» – не менее 1/2 верно; 
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; 
«1» – не выполнено ни одно задание. 

Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

  •   Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  •       В.П.Канакина, В.Г. Горецкий и др. Русский язык. 4класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. /– М.: Просвещение, 2014.

Литература для учащихся

  • В.П.Канакина, В.Г. Горецкий и др. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. /– М.: Просвещение, 2014.
  • В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Проектор
  • экран

Наглядные средства обучения.

  • Таблицы по русскому языку для 4 класса
  • раздаточный материал
  • Схемы
  • Таблицы

Интернет-ресурсы

Календарно – тематическое  планирование

Родной язык (Русский язык)

4б класс

34 ч. в год, 1 час в неделю

№ урока

п/п

Дата

Наименование  раздела, темы

Элементы содержания

Планируемые  результаты

ЭОР

Дом.задание

предметные

УУД

личностные

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 14ч.

1

2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Слова, связанные с качествами и чувствами людей

(например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Научиться делать выводы о значении речи в жизни человека, анализировать речь людей, наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее.

Коммуникативные: договариваться, приходить  к общему решению

.Регулятивные: определять цель, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yaziku-na-temu-ne-stidno-ne-znat-stidno-ne-uchitsya-klass-3864585.html

Упр.4

Упр.7

3

4

Вся семья вместе, так и душа на месте

Слова, называющие родственные отношения (напри-

мер, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха,

падчерица).

Научиться делать выводы о значении речи в жизни человека, анализировать речь людей, наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее.

Коммуникативные: договариваться, приходить  к общему решению

.Регулятивные: определять цель, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yaziku-na-temu-vsya-semya-vmeste-tak-i-dusha-na-meste-klass-3932731.html

Написать сочинение о твоем отношении к родственнику

5

6

7

Красна сказка складом, а песня - ладом

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникове-

ние которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе,

так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословица-

ми и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Научиться  определять по словарю устаревших и заимствованных слов значение слова, наблюдать за использованием этих слов в речи.

К: адекватно использовать речевые средства для решения задач

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

П: осуществлять  поиск необходимой информации  с использованием учебной литературы.

Формирование учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу.

https://urok.1sept.ru/статьи/210429/

Записать сказку, нарисовать Метелицу

8

9

10

Красное словцо

не ложь

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Научиться  определять по словарю устаревших и заимствованных слов значение слова, наблюдать за использованием этих слов в речи.

К: адекватно использовать речевые средства для решения задач

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

П: осуществлять  поиск необходимой информации  с использованием учебной литературы.

Формирование учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=Y_3vOd8H-BI&feature=emb_logo

Упр. 9

Упр.16

11

12

13

Язык языку весть

подаёт

Лексика, заимствованная русским

языком из языков народов России и

мира. Русские слова в языках

других народов 

Научиться  слово, называющее того, к кому обращена речь; уметь выделять обращение в начале, в середине и в конце предложения.

К: договариваться , приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать условия и требования заданий.

Формирование положительной мотивации к изучению нового материала.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-na-temu-yazyk-yazyku-vest-podaet-4-klass-4157817.html

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yaziku-na-temu-yazik-yaziku-vest-podayot-3922190.html

Упр.4 стр.47

Упр.9 стр.51

Упр.13 стр.54

14

Проект

Откуда это слово появилось в

русском языке?

Представление результатов проектных заданий,

выполненных при изучении раздела

Научиться   переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

К: участвовать в презентации выполненной работы.

Р: адекватно  воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

П: работать с разными источниками информации, уметь готовить и презентовать материал.

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Язык в действии (6 ч)

15

16

Трудно ли

образовывать

формы глагола?

Трудные случаи образования формы

1-го лица единственного числа на-

стоящего и будущего времени глаго-

лов (на пропедевтическом уровне)

определять признаки глаголов прошедшего времени;

- изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам;

- образовывать формы глаголов в прошедшем времени;

- обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Р: определяют и формируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

П: действуют по алгоритму, образцу.

К: строят устные высказывания.

сохраняют мотивацию к учебе; проявляют интерес к новому учебному материалу.

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-rodnogo-yazika-v-klasse-po-teme-trudno-li-obrazovivat-formi-glagola-4000538.html

Упр.2 стр.59

Упр.6 стр.61

17

18

Можно ли об

одном и том же

сказать по-разному?

Наблюдение за синонимией синтак-

сических конструкций на уровне

словосочетаний и предложений

(на пропедевтическом уровне)

Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова - синонимы в речи

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развивать познавательный интерес к изучению русского языка

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-obucheniyu-gramote-na-temu-ob-odnom-i-tom-zhe-po-raznomu-2813990.html

Упр.3 стр.65

Упр.6 стр.67

19

Как и когда

появились знаки

препинания?

История возникновения и функции

знаков препинания (в рамках изу-

ченного). Совершенствование навы-

ков правильного пунктуационного

оформления текста

совершенствовать  умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Р:- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

П:- строить сообщения в устной и письменной форме;- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.

К:- - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

развивать  учебно  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

https://www.youtube.com/watch?v=m_qvis7EohQ

Упр.4 стр.72

20

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать

по-разному?»

Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по вопросному плану.  

К: использовать речь для регуляции  своего дейтвия.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, давать адекватную оценку правильности выполнения действий.

П: учиться основам смыслового  восприятия  текстов.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой.

Секреты речи и текста 14ч.

21

Задаём вопросы

в диалоге

Правила ведения диалога:

корректные и некорректные вопросы

Научиться  слово, называющее того, к кому обращена речь; уметь выделять обращение в начале, в середине и в конце предложения.

К: договариваться , приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать условия и требования заданий.

Формирование положительной мотивации к изучению нового материала.

Упр.6 стр.78

22

23

Учимся передавать

в заголовке тему

и основную мысль

текста

Особенности озаглавливания текста

ументь определить главную мысль текста, выделять части текста, умения устанавливать связь между предложениями текста, устанавливать связь заголовка с темой текста составлять план.

К: договариваться , приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

П: развивать память и внимание; развивать словесно – логическое мышление; закреплять умение составлять предложения из данных слов.

Формирование положительной мотивации к изучению нового материала.

https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-v-klasse-na-temutema-i-osnovnaya-misl-teksta-2892854.html

Упр4 стр 80

Упр.8 стр. 84

24

25

Учимся составлять

план текста

Составление плана текста, не разде-

лённого на абзацы

научатся составлять план текста; получат возможность научиться делить текст на части.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;  планировать действия согласно поставленной задаче, осуществлять контроль своей деятельности на уроке;

П: владеть основами смыслового чтения художественных текстов; 

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь работать в команде, слушать и слышать других, развивать умение излагать свои мысли.

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам

https://infourok.ru/urok-po-rodnomu-russkomu-yazyku-tema-uchimsya-sostavlyat-plan-teksta-4-klass-4070353.html

Упр.3 стр.87

26

27

Учимся

пересказывать

текст

Информационная переработка

прослушанного или прочитанного

текста: пересказ с изменением лица

(на практическом уровне)

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание

Р: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, 

П: классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений

К: ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

https://infourok.ru/prezentaciya-ya-uchus-pereskazivat-1365620.html

Упр.2 стр.91

Упр. 5 стр.97

28

29

30

31

Учимся оценивать

и редактировать

тексты

 

Оценивание устных и письменных ре-

чевых высказываний с точки зрения

точного, уместного и выразительно-

го словоупотребления. Редактирова-

ние предложенных и собственных

текстов с целью совершенствования

их содержания и формы; сопостав-

ление чернового и отредактирован-

ного текстов. Практический опыт

использования учебных словарей в процессе редактирования текста

обобщить знания детей о слове, словосочетании, предложении, как единицах речи

Р: совершенствовать умение учащихся выделять главное для раскрытия темы и главной мысли;

П: развивать умение находить и исправлять недочеты в тексте; развивать умение выполнять работу над орфографическими ошибками; развивать память, мышление, речь учащихся;

К: воспитывать аккуратность при письме и оформлении работы.

расширять и обогащать словарный запас учащихся, кругозор, работать над составлением теста из отдельных предложений, учить правильно располагать части текста, озаглавливать текст.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-russkomu-yazyku-na-temu-redaktirovanie-teksta-4-klass-4199638.html

Упр.2 стр.99

Упр.4 стр.101

 Упр.5 стр.104

Упр.8 стр.108

32

Представление результатов выполнения проектного задания

«Пишем разные тексты об одном и том же»

Научиться   переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

К: участвовать в презентации выполненной работы.

Р: адекватно  воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

П: работать с разными источниками информации, уметь готовить и презентовать материал.

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

https://www.youtube.com/watch?v=Be26xKtw9tY&feature=emb_logo

33

34

Резерв

Проектное задание 1

1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов

чаще встречается во фразеологизмах.

2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

3. Выбери одно из слов: альбом, арбуз, жилет, велосипед, десерт, детектив, карий, фиолетовый. Узнай, когда это

слово появилось в русском языке; из какого языка пришло; какое значение имело слово в родном языке (тебе поможет этимологический словарь); какое значение имеет слово в русском языке (поможет толковый словарь).

Проектное задание 2

Напишите небольшие сочинения в разных стилях  на  тему: «Вот и весна пришла!»

Каждое сочинение строится по плану:

  1. Вводная
  2. Основная часть
  3. Заключение

Приложение

Оценочные и методические материалы для

текущего  контроля успеваемости и

промежуточной аттестации

                                                                           2018- 2019 учебный год

Пояснительная записка

К КИМ для осуществления текущего  контроля  успеваемости и промежуточной аттестации учащихся 3 класса по родному  языку

 за 2018-2019 учебный год.

   Задания составлены в соответствии с изученными темами и с учетом требований ФГОС к  универсальным учебным действиям учащихся.

№  п/п

Тема и название КИМ

Дата прове-дения

Источники

1

Контрольное списывание «Музыкант»

06.10

Е.В. Бунеева Методические рекомендации для учителя.Стр181

2

Контрольный диктант «Пахучее облако»»

17.11.

Е.В. Бунеева Методические рекомендации для учителя.Стр.202

3

Контрольный диктант «Рассвет в лесу»

16.02.

Е.В. Бунеева Методические рекомендации для учителя.Стр.255

4

Обучающее изложение « Странный дуэт»

02.03

Е.В. Бунеева Методические рекомендации для учителя.Стр.259

5

Проверочная работа комплексного характера

11.05

В.П.Канакина Проверочные работы. Русский язык.4 класс стр.92-93

6

Контрольный диктант « Лоси»

25.05

Е.В. Бунеева Методические рекомендации для учителя.Стр.262



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 8 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс нюрьхкяня характеристика тя или тона явленияти мокшень кялень синтаксиса....

Программа по родному русскому языку 5-9 классы 2020-2021

Программа по родному русскому языку 5-9 классы 2020-2021...

Программа по родной литературе 5-9 классы 2020-2021

Программа по родной литературе 5-9 классы 2020-2021...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...