Применение личностно-ориентированной технологии на уроках русского языка (Педагогическая мастерская)
методическая разработка (6 класс)

Драгун Елена Геннадьевна

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

  • Урок русского языка в 6 классе. Творческая мастерская "Весна идёт!" с использованием технологии личностно-ориентированного образования.
  • Творческая мастерская на уроке литературы в 6-ом классе "Зимнее утро" А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lichnostno-orientirovanaya_tehnologiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение личностно-ориентированной технологии на уроках русского языка (Педагогическая мастерская)

                                                                                   Драгун Е. Г.

                                                        учитель русского языка  и литературы

                                                       МОУ «СОШ № 12 г. Балашова

                                                       Саратовской области

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. [3; с. 14]

Почему отдано предпочтение именно этой технологии?  Во-первых, в центр ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к  максимальной реализации своих качеств. В-третьих, педагог осознаёт ценность развития личности ребёнка.

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ученика. Главная идея – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка.  Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Своеобразие идей личностно-ориентированных технологий определяется ориентацией на свойства личности и её формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребёнка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы.[ 2, с. 52]

В рамках личностно-ориентированного обучения  как самостоятельные технологии можно выделить педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, исследовательская деятельность учащихся, технология коллективной мыследеятельности. Достаточно часто на уроках автор использует технологию педагогической мастерской.        

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Мастерская – необычная форма проведения урока – получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.)

В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам; работая вместе с учениками, учитель не торопиться отвечать на вопросы, он подаёт необходимую информацию малыми дозами.  Официальное оценивание работы учеников исключается, но социализация, представление работ всему классу даёт возможность самому ученику оценить её достоинства, изменить или исправить.

Покажем основные этапы работы педагогических мастерских.

  1. Фаза индукции. Создаётся эмоциональный настрой и включается подсознание детей. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, мелодия, текст, рисунок, репродукция и т.п. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений. Формулировка учениками проблемы. Задание должно быть максимально приближено к потребностям учеников, опираться на имеющийся у них опыт.
  2. Работа с материалом. Ученики анализируют материал, выдвигая различные идеи. Отметим, что в работе мастерских нет неудачных или плохих идей. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.
  3. Социализация. Работы учеников вывешиваются и идёт свободное общение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей.  Предупреждаем учеников, что отрицательные моменты не обсуждаются, в каждой работе находим интересное. Необходимо соблюдать принцип добровольности: если кто-то из учеников сегодня не хочет представлять свою работу, то он имеет на это право.
  4. Рефлексия. Это очень важный момент, когда ученики учатся говорить о своих чувствах,  возникающих в процессе работы. Здесь же они могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

Посмотрим, как идеи мастерской могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-ОМ КЛАССЕ

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ  «ВЕСНА ИДЁТ!»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели урока:

  1. активизировать лексику по теме, обогатить речь учащихся оценочными прилагательными;
  2. развивать воображение, творческое мышление;
  3. воспитывать любовь к родной природе.

Ход урока.

1. ФАЗА ИНДУКЦИИ.

–  Презентации с музыкальным сопровождением.

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Нам сегодня предстоит разобраться, как видели эту чудесную пору художники, мастера слова, музыканты.

- Чтение стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды»

- Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова «Весна»

2. РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

1) - Весна - это особая пора, когда природа просыпается. Она пробуждает животный и растительный мир, даёт жизнь восхитительным запахам и звукам. Весной всё вокруг такое оживлённое, свежее, благоухающее, что хочется слиться с природой воедино и переживать такие же светлые, чистые чувства.

2) Работа с репродукциями картин Н. Ромадина «Розовая весна», В. Бакшеева «Весенний день», И. Левитана «Весна – большая вода».

- Картина рождает в нас чувства, заставляет мыслить, пробуждает воспоминания. Тютчев  это выразил  гениальными строчками:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

3) Работа с текстом в парах.

        Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Весна – большая вода». Возрождение жизни – тема это картины. Широко разлились весенние воды, тихие, светлые стоят в воде ещё не одетые в листву берёзки с тонкими изогнутыми стволами. Их розоватые ветки сливаются с голубизной неба. Картина наполнена воздухом. Золотистые лучи на песчаном берегу, прозрачная вода, в которой как бы растворяются стволы деревьев, оставленная человеком лодка у берега, деревенские избы – всё это окрашено в радостно-тёплые тона.

Задание: выпишите имена прилагательные, обозначающие цвет, с помощью красок изобразите цветовую гамму данного текста.

4) – Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. Так, жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи тёплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый – холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали и тоски.

- А какое у нас настроение на уроке? Выразите его с помощью красок. (Учитель проходит по классу и наблюдает, какую краску выбирают дети для выражения своего настроения).

5) – Рассмотрите репродукции картин и красками изобразите своё настроение (индивидуальная работа). Работы вывешиваются.

6) – При описании пейзажа часто употребляются глаголы со значением цвета: краснеть, голубеть, желтеть и др. Обратимся к таблице.

Вдали, среди зелёных елей, желтеет одинокая берёзка.

Виднеется, выделяется по признаку цвета

Конец лета. Желтеет трава, пожелтели листья клёна.

Становится какого-нибудь цвета.

- Определите значение выделенных слов.

1) На горизонте под солнечным лучом светлеет полоса поля. 2) Спокойна, неподвижна река, лишь серебрится след от плывущей лодки.  3) Начинает зеленеть берёзовая роща.

- Передайте содержание данных высказываний, заменяя, где это возможно, слова и словосочетания глаголами со значением цвета.

        Наступила долгожданная красавица-в..сна. Небо по-весеннему становит(?)ся голубым. Луч(?) со..нца (с,з)делал з..лотыми верхушки деревьев. Стал ч..рным рыхлый снег. Повсюду ..екут и звенят разг..ворчивые ручьи. Звучит весенняя капель. На мелких проталинках в..днеются синие подснежники, п..является светло-з..лёная травка. Благоухает воздух пробуждающегося леса.

7) – Вернёмся к репродукциям. Составьте небольшой текст, используя глаголы и прилагательные со значением цвета.

(Ученики работают  с репродукциями картин Ромадина и Бакшеева, читают друг другу тексты, обсуждают, представители групп читают  лучшие работы вслух)

3. РЕФЛЕКСИЯ. Обсуждение результатов занятия. Написание синквейна.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сегодня на уроке мы услышали и  увидели, как выражается весна в различных видах искусства:  живописи, поэзии, прозе. Но у каждого человека своё восприятие. Напишите сочинение-миниатюру «Как я нарисую весну», используя знания, полученные на уроке.

        Синквейны, написанные детьми на уроке, показывают их отношение к мастерской:

Я.                                                                             Я.

Весёлая, радостная.                                               Радостная, увлечённая.

Отвечаю, слушаю, рисую.                                    Учусь, думаю, мечтаю.

Мне очень понравилось.                                       Получаю новые знания.

Интересно!                                                             Классно!

(Фофонова Катя)                                                   (Кобызева Полина)

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ

«ЗИМНЕЕ  УТРО» А.С. ПУШКИНА

1. ФАЗА ИНДУКЦИИ.         - Скажите, у вас дома есть копилки? А что вы копите? Сейчас я вам тоже раздам копилки, только необычные. Сегодня мы наполним эту копилку. Как вы думаете, чем? Словами и мыслями.

ЧТО Я ВИЖУ

ЧТО Я СЛЫШУ

ЧТО Я ЧУВСТВУЮ

        - Итак, мы должны опустить в нашу копилочку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, посмотрите и послушайте.

(Фильм «Зима»)

        - О зиме, этом удивительном и прекрасном времени года писали многие русские поэты.  Не обошёл эту тему и А.С. Пушкин. Вспомним стихотворение «Зимнее утро».

(Чтение стихотворения)

2. РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ.         - Теперь вам предстоит внимательно перечитать каждую строфу стихотворения, обратить внимание на каждое слово. Мы попробуем представить себя на месте поэта, понять его настроение. Какие чувства переживает герой стихотворения, что он переживает, ощущает? Мы будем не просто читателями, а читателями внимательными, думающими. К концу занятия наша копилка наполнится словами, мыслями, чувствами, образами.

        1 строфа -  Вы проснулись, выглянули в окно и увидели всё, что описывает поэт. Что вы почувствовали, какое настроение возникло у вас? (радость, восхищение, удивление, любовь)

- Какие краски мы возьмём, чтобы изобразить цветовую гамму этой строфы? (голубая – мороз, жёлтая – солнце, розовая – рассвет)

 / ученики рисуют цветовое пятно в таблице, которую  мы называем копилкой, в течение урока так  «рисуется» каждая строфа /

         2 строфа -  тревога, грусть, печаль, беспокойство; краски – серая, фиолетовая, синяя, чёрная и «закружить» белой.

                                    (Далее ученики работают в парах)

3 строфа -   спокойствие, умиротворение, величие, покой;  краски - голубая, жёлтая, белая,  зелёная.

4 строфа -  уют, тепло, свет, мечтательность; краски -                                        жёлтая, оранжевая, красная.

         5 строфа – нетерпение, радость, полёт, бег саней; краски:   зелёная, голубая, жёлтая (солнечный день).

 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (представление и обсуждение работ, работы вывешиваются, идёт свободное общение, дети высказывают своё мнение)

- У каждого на занятии своё настроение, поэтому мы чувствуем всё по-разному. Мы видим, как от картины к картине меняется наше настроение, меняются цветовые гаммы наших ощущений.

        - Попробуем перечитать стихотворение, используя материалы нашей копилки. Постарайтесь передать все настроения, которые автор вложил в своё произведение, а также и свои эмоции.

4. РЕФЛЕКСИЯ.  Метод незаконченного предложения:

- Мне понравилось…

- Я поняла, что…

- Я научилась…

- Я сегодня работала…

        - Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем спасибо за ваши исследования и находки.          

Обобщим принципы работы мастерской:

- равенство всех учащихся, включая педагога;

- ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;

- отсутствие отметки (оценка есть, но только положительная);

- отсутствие соперничества, соревнования;

- чередование индивидуальной и групповой работы;

- важность не только результата творчества, но и самого процесса;

- разнообразие используемого материала;

- непременное сочетание со здоровьесберегающими технологиями.        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Антонова, Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, №7.
  2. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. М.: Педагогический университет «1 сентября», 2009.
  3. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии. М.: Дрофа, 2006.
  4. Загрекова, Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004.
  5. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.
  6. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. ТЦ «Учитель», 2002.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008.

ТЕЗИСЫ

Государственная политика основывается на гуманистическом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка

В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....

Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Отчет для аттестации на высшую категорию о  применении современных образовательных технологий с примерами  из практики учителя русского языка и литературы...

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...