Литературно-творческий проект "Колористика в творчестве С. А. Есенина"
план-конспект урока

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsvetopis_v_tvorchestve_esenina.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

cfoto

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357355 РФ Ставропольский край Предгорный район  пос. Пятигорский ул. Красноармейская, 1,

тел: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47 / факс:   8 (87961) 48-2-34, 48-7-47

Литературно-творческий проект

…ЗНАКОМЫЙ ВАШ, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН…

Колористика (цветопись)

в творчестве поэта

(в рамках муниципального (заочного) конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» Всероссийского конкурса

 литературно-художественного творчества

«Шедевры из чернильницы – 2020».

Номинация «Литературоведение»)

                                                                                           

                                                                                        Выполнила:

                                                                                                                      Сатушева Влада Сергеевна

                                                                                                                обучающаяся 7-в класса

        (20.03.2006 г.р., 13 лет)

                                                                                                                      тел. 8 903 415 27 32

                                                                                                                      Адрес проживания: 357 355 СК,

                                                                                                                      Предгорный р-н,

                                                                                                                      пос. Пятигорский, пер. Школьный, 9                                                                                                                      

                  

                                                                          Руководитель: Рыбалко Ольга

                                       Александровна   

 2020

Краткая аннотация проекта

Наступивший 2020 год будет ознаменован рядом памятных дат и событий. 3 октября 2020 года исполнится 125 лет со дня рождения С. А. Есенина. К этому юбилею нами был подготовлен проект «Колористика в творчестве С. А. Есенина», в котором мы посредством посещения заочных экскурсий  Государственного музея-заповедника С. Есенина в селе Константиново,  библиотек поселка и школы, посредством использования  ресурсов Интернета, проведя сравнительные анализы большого количества произведений поэта, пришли к определенным выводам. В ходе работы было определено, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче чувств и настроений лирического героя поэзии С. А. Есенина. Своеобразным итогом работы стал разработанный нами эскиз триколора есенинской поэзии.

Цель проекта:       Выявить, какими языковыми средствами создается колористика в стихотворениях поэта.

Задачи: Проанализировать стихотворения С.Есенина, определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче чувств и настроений лирического героя.

  1. Выписать из стихотворений С.Есенина цветовые эпитеты.
  2. Понаблюдать за соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта.
  3. Сделать выводы о цветовой гамме в поэзии С.Есенина.

Актуальность: Певцом голубой Руси, поэтом золотой деревенской избы, алых зорь называют С. Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина удивительно многоцветен. Тема «колористики» или «цветописи» очень нас заинтересовала. Именно поэтому мы выбрали данную тему для проекта.

Методы исследования:

  1. Поисковый. Работа с литературой и интернетресурсами по теме.
  2. Аналитический. Отбор  самой важной и интересной информации по теме.
  3. Сравнительный. Сравнительный анализ произведений С.А. Есенина.
  4. Эмпирический. Наблюдения. Моделирование.
  5. Синтетический. Обобщение полученной информации.

Тема данной работы: «Колористика (цветопись) в поэзии Сергея Есенина».

Под ««цветописью» будем понимать такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики.

Ход  исследования: Проблема цвета и цветописи сопровождает человека на протяжении всей его многовековой истории. Цветообразы - одна из отличительных категорий поэтики, по которой можно судить о работе автора над выбором образа и его роли для понимания мыслей и идей творца цвет «отражает основные принципы поэтики писателя».

Белый цвет используется поэтами, в первую очередь, для характеристики предметов и явлений с позиций чистоты, радости, праздничности, обновления, характеризуя образы зимы, весеннее цветение, окрас животных. Так, у Есенина снег «ложится белой пеленой», «распускает крылья белая лебедушка».

В основном цветообразы синего Есениным применяются в связи с положительными эмоциями, с воспоминаниями о родине, размышлениями о своей судьбе, восхищением миром природы, приобретая оттенок нематериальности, духовности, божественности, выполняя в большей степени не изобразительную, а символическую и морально-оценочную функции.

Зеленый цвет у поэтов в основном символизирует весну, молодость, обновление Его употребление в тексте рассеивает негативные эмоции, привносит спокойствие, умиротворение, свежесть Зеленый реализуется, сочетаясь с природными цветообразами . У Есенина это цвет «зеленых холмов», по которым носятся табуны коней, «царство зеленой весны».

В творчестве Есенина достаточно употреблений желтого, связанного с мотивом увядания, неудовлетворенности.

Во всех культурах золотой ассоциируется с солнцем, царственной властью, божественным началом, величием. Все эти связи нашли отражение в поэзии Есенина - особенно в соотношении с образами солнца, мотивами православной культуры, восхищением миром природы.

Красный цвет (и его оттенки) в творчестве Есенина выражен очень ярко. У Есенина красный - это цвет природы, сильнейших эмоций, захватывающих его при виде заходящего солнца или зарождающегося дня, «там, где капустные грядки красной водой поливает восход», «гаснут красные крылья заката».

 Алый и розовый у Есенина также упоминаются в связи с нежными образами зари или заката. Их символика не выходит за рамки традиционного вкладываемого смысла - красок любви, романтики, страсти, счастья, покоя, мечтаний. Например, «выткался на озере алый свет зари», «ярче розовой рубахи зори вешние горят».

У Есенина на раннем этапе его творчества (1910-1916 гг) цвет еще не играет той роли, что была присуща ему на последующих этапах. Более заметны образы света и тьмы, обращенные как к реалиям объективной действительности (образам луны, солнца, звезд), так и духовному миру человека «от луны свет большой прямо на нашу крышу», «снова мрак и разбитые грезы»

В московском периоде раннего этапа творчества Есенина (1913-1914 гг) цвет активнее участвует в формировании словесной ткани произведений, помогая читателю понять авторское отношение к описываемому явлению.

В петроградский период этого этапа (1915-1916 гг) цвет прочно вошел в число влияющих на реализацию авторского замысла изобразительных средств.

Четвертый этап жизни и творчества Есенина делится на два периода. Первый период определен рамками - конец 1923 – конец 1924 гг. Нравственный кризис продолжается и после возвращения в Россию. Все это не могло не отразиться на творчестве поэта и на цветописи его произведений.

Исследование показало, что мир поэзии, созданный С. Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цвет в его поэзии присутствует всегда, даже если слова со значением цвета не употребляются.

Мы  исследовали 100 стихотворений С.Есенина, предварительно разделив цвета по группам:   1)Красный, малиновый, багряный

                       2)Золотой, жёлтый

                       3)Серебряный, седой

                       4)Синий, голубой

В итоге нами были выделены 115 цветовых эпитетов.

Таблица цветовых эпитетов в поэзии Сергея Есенина

Желтый, золотой (златой тучки и др.)

49

Синий, голубой (июнь голубой и др.)

32

Красный, малиновый, багряный, оттенки (над красным бугром и др.

20

Серебряный, седой (седое облако и др.)

14

ИТАК:

1, 2,3 места по своему количеству в творчестве С. Есенина занимают желто-золотой, сине-голубой и красно-малиновый цвета.

Представить триколор есенинской поэзии, на наш взгляд, можно следующим образом:                                                        

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст – это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А. Есенина и исследуя используемые им цвета, мы приходим к пониманию его внутреннего мира, образов, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ. «Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл.» Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным. Мир природы - залог бессмертия красоты, вдохновения и мудрости. Цицерон говорил: "Творения природы совершенней творения искусства". Проанализировав материал по данной теме, мы пришли к следующему заключению: в произведениях С.Есенина человеческая жизнь и природа не просто копируются, а показаны как неразгаданные тайны, постигать которые нам помогает колористика его бессмертных стихотворений.

Интернет ресурсы проекта:

  1. Сайт о Сергее Есенине
  2. Классика: Есенин Сергей Александрович: Собрание сочинений в библиотеке Максима Мошкова
  3. Есенин. Сборник стихотворений
  4. Сергей  Есенин в Библиотеке поэзии
  5. Есенин в Антологии русской поэзии
  6. Избранные стихотворения и поэмы Сергея Есенина на русском и английском языках Перевод Петер Темпест
  7. Произведения Сергея Есенина на русском и английском языках Перевод А. С. Вагапова
  8. Есенин на Стихии
  9. Александрович Есенин. Детальная биография
  10. Галина Бениславская. Воспоминания о Есенине

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....

Жизнь и творчество С.А.Есенина.

Презентация к лекции о жизни и творчестве С.А. Есенина на уроке литературы в 9 классе ...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.

Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».

Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...