устный журнал "И все же, кто он, Муса Джалиль"
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Ганиева Алсу Сахиулла кызы

Без батырлык эзләп яшәмибез, батырлыкка ләкин без әзер –

Кирәк булса, үлемебез белән ныгытырбыз илне, бизәрбез!

Җәлилчеләр кебек! Еллар аша үрнәкләре тора яктырып

Ватан өчен үлү – безнең бурыч!

Батырлыктан туа матурлык!

 

Сегодняшний  устный журнал "И все же, кто он, Муса Джалиль?"

 мы посвящаем 115 -летию  со дня рождения Мусы  Джалиля. Эпиграфом к жизни и  творчеству Мусы Джалиля можно назвать следующее выражение: «Жизнь,  отданная борьбе…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_i_vse_zhe_kto_on_musa_dzhalil.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

Без батырлык эзләп яшәмибез, батырлыкка ләкин без әзер –

Кирәк булса, үлемебез белән ныгытырбыз илне, бизәрбез!

Җәлилчеләр кебек! Еллар аша үрнәкләре тора яктырып

Ватан өчен үлү – безнең бурыч!

Батырлыктан туа матурлык!

Биб-р.:

Сегодняшний  устный журнал "И все же, кто он, Муса Джалиль?"

 мы посвящаем 115 -летию  со дня рождения Мусы  Джалиля. Эпиграфом к жизни и  творчеству Мусы Джалиля можно назвать следующее выражение: «Жизнь,  отданная борьбе…»

1 страница  « Все начинается с детства …»

Ведущий 1:

Родился Муса  15 февраля  1906 года, в Оренбургской области, в семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. За первый год учебы освоил всю программу начальной школы. С детства начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под именем «Маленький Муса». Первый стих 13летнего мальчика опубликуется на первой странице  газеты “Красная звезда”.      

Чтец 1: Бәхет –(я иду воевать)

Кулыма мин «кызыл кылыч»ны алсам,
Шулай шуннан «кызыл фронт»ка барсам,
Олуг бер дәрт белән сафка атылсам,
Кулымны уртага, дошманга салсам,
Бөтен куәт белән шунда сугышсам,
Җиңелми мин һаман да алга барсам;
Менә шунда берәр пуля очса-килсә,
Килеп ул күкрәгемне бишкә киссә,
Үлем кулы килеп басса — егылсам,
Җаным күккә-гарешкә очса-китсә — 
Менә шунда бәхетле мин, бәхет — шул.
Минем өчен зур олуг шан, зур бәхет ул,
Шулай, эшчем, кораллан, бар сугышка,
Юлыңнан кайтма син, кирәк егыл-үл!

Ведущий 2:

Муса был очень смышленым и за 1 год закончил программу четырёх начальных классов, после чего отец устроил его в мусульманское учебное заведение «Хусаиния» - духовное училище. Больше всего Мусе нравились уроки родной литературы, рисования и пения. В медресе была богатая библиотека, где маленький Муса читал стихи Габдуллы Тукая, МаджитаГафури, Дердменда. А чуть позже, в городской библиотеке, будущий поэт познакомился с книгами Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова.

 Чтение было самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Он так увлекся чтением, что решил завести собственную библиотеку. Денег на покупку книг не хватало. Поэтому он решил сделать их сам. Он сшил из тетрадных листов маленькие книжечки. В одну книжечку он записал легенду, услышанную от бабушки. В другую записал сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую книжечки – частушки и народные песни.

В 1:

Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжечки, собирался дальше писать. Но однажды, когда Мусы не было дома, младшая сестра Хадича раскапризничалась. А матери было некогда. Чтобы как-то успокоить ее, мать дала ей яркие книжечки Мусы. Когда Муса вернулся домой, от книжек остались одни клочки…

Муса очень дорожил своими друзьями, и сам был хорошим, верным другом. Дружбе и друзьям посвящает Джалиль свои стихи, такие  как «Мой пес» и  другие. Конечно же  Муса  как и все дети бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке. И любил организовывать татарские игры.

Чтец 2:  Акбай   (звучит песня)- (мой пес)

Минем бар бер маэмаем,                                    

Кара борын Акбаем.

Күп йөгерә, күп өрә,

Күп ишетә, күп күрә.

Хәзер аңа мин сугыш

Һөнәрләрен өйрәтәм.

Чаптырам да сикертәм,

Көн дә шулай йөдәтәм.

Ул окоптан окопка

Хат ташырга өйрәнсен.

Командирын дошманнан

Яклашырга өйрәнсен.

Менә шуның барысын да

Мин өйрәтәм Акбайга.

Акбай әзер һәрвакыт

Туган илен сакларга.

Звучит на тат яз  «Алтынчеч» («Золотоволосая») фон

В 2:

В 1921 годуМусаДжалиль  поступает на военно-политические курсы, затем в институт народного образования, а в1922году переезжает в Казань и поступает на рабфак, в 1927 году по приглашению едет в Москву становится студентом МГУ.

Как вы думаете, почему поэт так много учился? ( чтобы что-то нести людям, отдавать им свои стихи, нужно быть мастером своего дела, а для этого нужно много учиться )

 Серьезно занимается восточной, европейской и русской литературой.

  Муса  Джалиль – один из основателей татарского театра оперы и балета. Совместно с НазибомЖигановым работает над созданием оперы на татарском языке «Алтынчеч» («Золотоволосая»), главным действующим лицом которой является народ.

Джалиль был профессиональным писателем, до войны вышло 12 его сборников. Все его стихотворения, к какой бы теме не относились, так близки и понятны народу.

Хоть и не очень долгую жизнь прожил Муса Джалиль, она была очень насыщенной. Кипучий, деятельный по натуре, Муса создал детскую организацию “ Красный цветок”, в который вошли около 40 мальчишек и девочек. Они ставили в деревне спектакли, проводили вечера, собрания, выпускали стенгазету и рукописный журнал, который Муса почти целиком заполнял своими стихами, пьесами и рассказами.

Он очень много хотел сказать людям в своих произведениях…

Биб-рь:

2 страница

МУСА ДЖАЛИЛЬ -  ПЕРЕВОДЧИК

В 1:

Трудно представить духовную культуру любого народа без переводной литературы. В истории татарской литературы художественный перевод всегда играл исключительную роль. Эта история очень древняя, многогранная и интересная. Корнями восходит к древним временам, формируется в средние века, и с тех пор перевод каждой эпохи имеет свои отличительные признаки. Художественным переводом, как правило, занимаются профессиональные поэты и прозаики. Не обошло это увлечение и молодогоДжалиля. И, конечно, это переводы, прежде всего – с русского языка на татарский.

В 2:

Он перевел стихи А.Л.Барто, 27 стихотворений  С.Я.Маршака, Н.А.Некрасова, 14 стихотворений  А.С.Пушкина, Т.Г.Шевченко, В.В.Маяковского, Н.Тихонова, В.Лебедева-Кумача, Ш.Руставели.

 Без учета этих переводов облик поэта был бы неполным, ибо в них проступают черты самого поэта. Первые подобные опыты поэта относятся к началу 1920-х годов. В годы учебы в Москве он делает первые попытки перевода, занося стихотворения в общую тетрадь. В годы работы в Татарской оперной студии Джалиль переводит много песен, романсов, арий, сцен из опер и оперных либретто.

Джалиль делает попытку переводить и прозу. В его архиве было найдено начало перевода романа В.Катаева «Белеет парус одинокий», но он обрывается на 33-й странице .По- видимому, проза его не увлекла.

Биб-рь 3:

3  страница

«Резвитесь дети, смейтесь дети. Вы – счастье торжество страниц …»

В 1:

Муса очень любил детей. Он часто бывал в школах и детских домах. Разучивал с ребятами пляски и песни, читал стихи, рассказывал сказки, ставил вместе с ними кукольные представления. А через несколько лет в 1927 году, Джалиль стал редактором детского журнала “ Маленькие товарищи”, который издавался на татарском языке в Москве. Потом он был редактором другого журнала “Октябренок”. Вот тогда-то он особенно много писал для детей.В 1940 году издал сборник детских песен, выпустил сборник стихов “Кечкенәдуслар” для детей, которых очень любил.

Чтец 3: Куян-  заяц

Куян салкыннан

Туңган куырылган,

Башы салынган,

Колагы шиңгән.

Әйдәгез, дуслар,

Аны терелтик;

Җылы бүлмәгә

Мәктәпкә илтик.

Куян уянды,

Куркып уйланды,

Сикереп урманга

Чабып югалды.

- Куян, синкайда?

- Яшелтугайда.

- Куян, синкайда?

- Еракчүлләрдә.

 - Куян, синкайда?

 - Калынурманда.

 - Куян, синкайда?

 - Карлы буранда.

Әйдәгез, дуслар,

Кырны, урманны,

Чүлнеактарып

Табыйккуянны.

Чтец 4: Суык бабай- дед мороз

Суык бабай, кил безгә

Яңа ел бәйрәменә.

Чыршы әйләнәсендә

Җыр җырлап әйләнергә.

Ефәк-кушак билеңдә,

Көмеш балта кулыңда,

Зифа буйлы бер чыршы

Үсеп тора юлыңда.

Балтаң белән чыршыны

Кисеп аудар чанаңа.

Ул киенеп-ясанып

Килсен безнең арага.

Уенчыклар-бүләкләр

Безгә тагын алып кил,

Соңга калма , бабакай,

Атлап түгел, чабып кил.

Чтец 5:  Карак песи  кот ворюга

Чоландагы ак майга 
Ияләшкән күселәр,
Мин чоланны сакларга
Куштым ала песигә:

— Мияу, мияу, пескәем!
Барчы, зинһар, чоланга,
Майны сакла күседән,
Оясыннан чыгарма!

Песи күргәч күселәр
Койрыкларын кыстылар.
Йөрмәделәр чабышып,
Ярыкларга постылар.

Мияу, мияу, пескәем!
Колак салдың сүземә!
Каравылдан бушагач,
Сөт бирермен үзеңә!

Иртә белән майга дип
Керсәм, күзем акайды:
Явыз песи берүзе 
Ялт иттергән ак майны!

В 2:

Много было у Джалиля творческих замыслов, о многом хотелось ему написать … В стихотворении “Цветы”,написанном незадолго до гибели, поэт создаёт гимн детям. Они - символ жизни. В этом стихотворении показана вера Джалиля в торжество разума, жизни и света над мраком, безумием.

Чтец 6: Чәчәкләр-  цветы

Барыгызболынга, балалар!
Йөгрегез, уйнагыз, көлегез!
Елмайсынкүрепшатаналар,
Юансынбоекканкүңлегез.

Болындакүпматурчәчәкләр,
Барсы да татлыхушислеләр.
Нәркисләр, сөмбелләр һәм мәкләр
Нәкъсезнеңирнегезтөслеләр.

Чәчәкләр, үсегез, чәчәкләр,
Дәртбирепбезнеңшаткүңелгә.
Сезгәбушатлыклар, рәхәтләр
Бит җиңепалынгангомергә.


В 1:В свободное от боя время поэт писал стихи.  А также писал письма своим самым близким людям: жене Амине и дочери
Чулпан.

Чтец 7 –юноша: (Чтение письма к  дочери)

28 февраля 1942 г. Милая моя Чулпаночка!
Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения. Я собирался сделать тебе очень хороший подарок, приеду, - сделаю. Ну, пока, дорогая, до свидания! Я уже сажусь в вагон. Крепко целую. Папа

Чтец 8 –юноша:

12 января 1942 г. Дорогой Амине

…. Я спросил: "Чулпаночка, я уезжаю, до свиданья! Можно мне уехать?"
Она, не открывая глаза, утвердительно покачала головой. Значит, "можно". Значит, дочь отпускает папу на священную битву.
Это был трогательный момент. Если даже я не вернусь из этой поездки и Чулпаночка вырастет, сохраняя в душе туманное воспоминание об отце, этот ее последний ответ в последние минуты расставания будет самым существенным в ее жизни: она, лишившись отца, все же гордо будет думать, что она сама отпустила папу на великую войну. Она сказала: "можно", и этот, может быть, бессознательный ответ 4-летней девочки означал ее слово самому дорогому, самому любимому человеку: "Поезжай, папа! Защищай Родину, уничтожай фашистов гадов! Ничего, что я останусь без папы... пока, а может даже и... навсегда. Ну, ничего, поезжай, так надо!" Вот что я прочел в ее глазах, когда она сказала: "можно". Она вырастет и осознает что, а это уже героизм 4-летней девочки, во имя Родины расставшейся с дорогим папой…

                   Ну, до свидания, милая!.. До победы!..
                                                                                         Муса

В 2:

Когда поэт уехал на фронт, у него осталась пятилетняя дочь Чулпан, которую он очень сильно любил. «МояЧулпаночка» - так обращался он к ней в письмах с фронта.

Всей кровью тебя в бою защищу,        

Клятву родине дам своей, 

И звезду Чулпан на заре отыщу

И опять обрадуюсь ей.

Моя кровь не иссякнет в твоей крови,

Дочь, на свет рождённая мной.

Я отдам тебе трепет своей любви, что спокойно спать под землёй!

Сколько прекрасных стихотворений он посвятил своей дочери: «Колыбельную»,  «Кызыма», «Когда она росла», «Моей дочери Чулпан».

В 1:

Джалиль, дороживший каждой минутой, никогда не жалел времени для дочери, мог возиться с ней целыми днями, находя в этом отдых и отраду. 
Он изменил даже своей давно установившейся привычке — проводить воскресенье в одиноких прогулках по пригородным лесам, — и как только дочь немного подросла, стал брать ее с собой. 
Чулпан родилась 10 апреля 1937 г. Впоследствии Ч.Залилова закончила филологический факультет МГУ и работала редактором издательства «Художественная литература».

Биб-рь:

Поэт уверен, что придёт победа и принесёт детям радостную жизнь. Он просит лишь об одном: не забывать о пролитой крови отцов ради их спасения. У него одна мечта, чтобы не рвались бомбы, чтобы над детьми всегда было чистое небо.

4страница

«Моабитская тетрадь»

В 2:

Но тихим июньским утром 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой же день М. Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой послать его на фронт.

Чтец 9: Песня “Солдатлар”(Ф.Әхмәдиев муз., Р.Әхмәтҗәнов сүзләре) дети поют

Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль. В конце июня попытка наших бойцов вырваться из вражеского кольца закончилась неудачей для Мусы Джалиля. Он был тяжело ранен осколком вражеской мины, потерял сознание и остался среди болот. Так он попал в плен к врагам.

Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом, за малейшую провинность – расстреливали на месте. Но Джалиль не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом, вселяя в людей мужество, веру в победу.

Чтец 9 : КАТЫЙЛЬГӘ  - врагу
Мин тез чүкмәм, катыйль, синең алда,
Кол итсәң дә, тоткын итсәң дә,
Кирәк икән, үләм аягүрә,
Балта белән башым киссәң дә.

Меңен түгел, бары йөзен генә
Юк итәлдем синең сыңарның.
һәм халкымнан, кайткач, шуның өчен
Мин тезләнеп гафу сорармын.

В 1:  Знаменитая бессмертная “Моабитская тетрадь”... Это, собственно, две маленькие записные книжки, “размером с детскую ладошку” – 93 стихотворения и два отрывка. Не все дошло до нас. Но то, что мы теперь читаем, казалось бы, с гораздо большей вероятностью могло исчезнуть, погибнуть. Не погибло! Такой сильный заряд в этих листочках...

В 2 :

В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

В 1946 году бывший военнопленный Н. Терегулов принес в Союз писателей Татарии маленький блокнотик, где было записано 60 стихотворении. В следующем году Андре Тиммерманс, сидевший в одной камере с поэтом, переслал еще одну тетрадку. Стихи этих блокнотов получили ныне широчайшую известность под названием “Моабитские тетради”.

 Чтец 10; “Дуска” шигыре А.Алишка багышланган.

“Дуска” – о друге Алише

Кайгырма, дус, яшьли үләбез дип,
Без алмадык сатып гомерне,
Үзебезчә яшәп, үзебезчә
Без чиклибез аны түгелме?!

Билгеләми гомер озынлыгын
Еллар саны, картлык җитүе.
Бәлки, менә шушы үлем безгә
Мәңге бетмәс яшәү китерер?!

Батырлык һәм илгә турылыкны
Шушы үлем белән белдерик.
Безнең яшьлек шушы хисләр белән
Данлы иде, көчле иде бит!!

Чикләнсә дә гомер, яшьлек безнең
Эзсез сүнә диеп уйлама!
Әйтсен яшьләр: менә шулай яшәп,
Шулай үлсәң иде дөньяда!

В 1:  Стихи, созданные в Моабитской тюрьме не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа. Стихи этого сборника пронизаны чувством горячей любви к Родине.

Во многих стихах, входящих в моабитский цикл, звучит огромная любовь поэта к Родине, к жизни, к народу.

Чтец 11“Үлемгә” о смерти

Ничә тапкыр синең тырнагыңнан
Котылдым мин, үлем.
«Беттем» дигәнчакта, тормыштагын
Суздымиңакулын.

Синеңбеләнләкинтартышудан
Һичбизмәдекүңлем.
Батырам дигәнсаен, мин упкынның
Эченәрәккердем.

Син: «Соңгысыбулсын бусы»,— диеп
Шелтәләдең мине.
Аныңсаенбулдым мин тискәре,
Аныңсаенкире.

Синеңбеләнуйнау, беләм, үлем,
Күңеллеэштүгел.
Җирдәтыныч, гамьсезкөнитүдән
Бизәрмени күңел?

Мине әлләяшәүбиздердеме,
Бубунтарьлыкнигә?
Юк, үләсемкилми минем бердә,
Бикяшисем килә.

“Ирек” -свобода
Кая гынабашымкуйсам да,
Кайгы талый йөрәкитемне.
Кичятсам да, иртә торсам да,
Әлләнәрсәмҗитмишикелле.

Аяк-кулымбөтенбөтенен,
Буй-сынның да сизмимкимлеген,
Бар нәрсәм дә җитә җитүен,
Җитми бары иркем-хөрлегем.

Үземтеләпйөртербулмагач,
Юкаягым минем, юккулым.
Нәрсәсоңул, иркембулмагач,
Бар булуымбеләнюклыгым.

Белдеммикәниреккадерен
Хөрчагында, дуслар, элек мин?
Татыпавырколлыкҗәберен
Инде белдемтәменирекнең!

Шатландырсаязмышкүңелне,
Кавыштырыпирек-сердәшкә,
Багышлармын калган гомерне
Ирекөченизгекөрәшкә.

Чтец 12“Хуш, акыллым”

 

Чтец 20: “Ышанма”- не верь

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Ул егылган арып»,— дисәләр,

Син ышанма, бәгърем!
Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, якын күрсәләр.

Илдән киттем ил һәм синең өчен
Автоматым асып аркама.
Илемне һәм сине алмаштыргач,
Җирдә миңа тагын ни кала?

Сиңа миннән хәбәр китерсәләр,
«Муса инде үлгән»,— дисәләр,
Син ышанма, бәгърем!
Мондый сүзне
Дуслар әйтмәс, сине сөйсәләр.

Туфрак күмәр тәнне, күмә алмас
Ялкынлы җыр тулы күңелне,
«Үлем» диеп әйтеп буламы соң
Җиңеп үлгән мондый үлемне?

В 2: Пишет ли Муса о мужестве и трусости, о разлуке и верности , о смысле жизни и борьбе –в каждой его строчке бьётся живое сердце поэта. Ничто человеческое не чуждо его лирическому герою. Он гневен (“Палачу”) и нежен (“Сон в тюрьме”), суров (“Раб”) и ласков (“Любимой”). Много песен посвятил Джалиль возвышающей человека любви.

Исследовав “Моабитские тетради”, мы выявили, что 26 стихотворений Джалиль посвятил нежному чувству. Это стихи, посвящённые жене Амине: “Любимой”, “Платочек”

Чтец 13

Төрмәдә төш- сон в тюрьме

Төштә миңа нәни кызым килде,
Чәчләремне сыйпап тарады.
— Ай-һай, әти, озак йөрдең,— диеп,
Күзләремә сөеп карады.

Мин кызымны кыстым күкрәгемә,
Шатлыгымнан шашып, исереп.
Шунда сиздем нинди көчлелеген
Мәхәббәт һәм сагыш хисенең.

Чыгып киттек шуннан без болынга,
Гизеп йөрдек чәчәк диңгезен.
Нинди татлы — яшәү, көчле — сөю!
Нинди якты, иркен — җир йөзе!..

Мин уяндым. Урным шул ук төрмә,
Кулларымда шул ук богаулар,
Баш очымда шул ук кайгыларым,
Уяныр дип, көтеп торганнар.

Аһ, ник үрти мине хыял белән
Тик тилертеп кайтмас язларым,
Ник төш кенә минем шатлык ларым,
Ник бетмәс өн — кайгы, газабым?!

В 1:

Джалиль писал свои пламенные стихи в нечеловеческих условиях. Читаешь его стихи и удивляешься тому, что они написаны смертником. Из 94 стихотворений 67 написаны после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни...

Чтец 14“Сагыну”(З. Хәбибуллин музыкасы, М. Җәлил сүзләре) песня поют

Гөл чәчәкләрен өзәм мин,
Юлларыңа тезәм мин.
   Бик сагындым, бәгърем, 
   Бик сагындым сине,
Әле дә ничек түзәм мин!

Таң атканда уянырмын, 
Җилкәмә шәл салырмын.
   Таң шикелле балкып 
   Тиздән кайтыр булсаң, 
Каршы чыгып алырмын.

Җилбер, җилбер җил искәндә,
Үләнгә чык төшкәндә,
   Бик күңелле булыр, 
   Бик кызыклы булыр,
Кайтсаң, сагынып көткәндә.

Биб –рь :

5 страница «Герои бессмертны»

В 2:

Война, в самом пекле которой оказался Джалиль, была жестокой и беспощадной. И смерть, о которой не раз писал поэт, стояла за спиной – Мусса затылком чувствовал ее ледяное дыхание. Побои, пытки, издевательства – все это была грубая повседневная реальность. И кровь, запекшаяся на висках, была собственной горячей кровью.

Жизнь Мусы Джалиля и его товарищей оборвалась 25 августа 1944 года: одиннадцать советских антифашистов были гильотинированы в берлинской тюрьме Плетцензее. За несколько месяцев до гибели поэт писал: “Нет, врешь, палач, не встану на колени, хоть брось в застенки, хоть продай в рабы! Умру я, стоя, не прося прощения, хоть голову мне топором руби!” Поэзия и вера не покидали Джалиля.

Учитель:

25 августа 1944 года фашистская гильотина оборвала жизнь одиннадцати советских патриотов: ГайнанаКурмаша, ФуатаСайфельмулюкова, Абдуллы Алиша, Фуата Булатова, Мусы Джалиля, Тарифа Шабаева, Ахмета Симаева, Абдуллы Баттала, Зинната Хасанова, АхатаАтнашева и ГаллянураБухараева (Салима Бухарова). Вечная память героям!!!

минута молчания

Они входили в подпольную антифашистскую организацию и встретили смерть плечом к плечу. Их сплотила борьба. Вера в победу и ненависть к фашистам помогли им выжить в невыносимо тяжелых условиях плена. 

В 1:  Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Кем бы мы ни были, где бы мы ни были,  мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свою жизнь за нашу счастливую жизнь.  Жизнь свою народу отдаю.

Коротка была жизнь поэта, но в наших сердцах он будет жить вечно. Всем своим творчеством, всей своей жизнью он показал людям, как надо жить, как надо любить свою Родину, свой народ, свою землю. Так будем же достойны его памяти!

Есть немало интересных высказываний о Мусе Джалиле. Например, французский общественный деятель, писатель, переводчик стихов Джалиля на французский язык, Луи Арагон сказал:

 “Этот человек умер за всех своих братьев из Казани и Новосибирска, из Одессы и Самарканда, Владивостока и Ленинграда, из Тбилиси и Риги. Он умер также и за нас, французов или чехов. …

Учитель : “Җәлил сугышта батырларча һәлак булды һәм, чын бөек шагыйрь буларак, дөньяга зур әдәби мирас калдырды”  Ж.Жерманетта итальян язучысы.

Аның “Моабит дәфтәре” – кешенең рухи батырлыгына һәйкәл, бу шигырьләр киләчәк буыннарны дулкынландырыр һәм аларда да аңа охшарга тырышу хисе тудырыр.

Николай Тихонов – рус шагыйре

Биб-рь:

6 страница ПАМЯТЬ

Ребята, в годы Великой Отечественной Войны во имя жизни, во имя победы погиб не только М.Джалиль, но и тысячи наших людей. О них мы должны помнить всегда. Наша Родина и народ по достоинству оценили их героический подвиг. Во многих городах и селах стоят мемориалы Славы, обелиски, горят вечные огни, чтобы люди помнили не забывали пламя войны. В нашей стране и за рубежом очень много памятных мест, связанных с именем Мусы Джалиля. Это памятники и мемориалы, постаменты, музеи, улицы, носящие имя поэта-патриота и гражданина своей страны

В 1:

В Казани, неподалеку от знаменитого Кремля, воздвигнут памятник Мусе Джалилю. Поэт, окутанный колючей проволокой, гордо поднял голову, его дух необорим...(Открытый 3 ноября 1966 года (в год празднования 60-летия со дня рождения Мусы МустафаевичаЗалилова) Идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в застенках берлинской тюрьмы Плётцензее патриот как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме)

В 2: Именем Мусы Джалиля назван посёлок Джалиль в Республике Татарстан. Памятники в Альметьевске, Казани, Мензелинске, Москве (открыт 25 октября 2008 года), Нижневартовске (открыт 25 сентября 2007 года), Набережных Челнах, Нижнекамске и Оренбурге.

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани

Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах, а также улицы Мусы Джалиля в городах России

Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также малая планета (в 1972 году)

Сняты фильмы: Моабитская тетрадь. Художественный фильм (Ленфильм, 1968). Красная ромашка. Художественный фильм ДЕФА (ГДР)

 

В 1:

В одном из писем своей жене Амине Муса писал: Жить так, чтобы после смерти не умирать”

Джалиль был прав. Не умер он. Живет он второй жизнью в сердцах людей, в открытых ему памятниках. Живет он в названных его именем улицах, городах. Живет в прекрасном теплоходе, носящем его имя. Его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г.Казани 

25 октября 2008 года на юго-востоке Москвы установлен памятник советскому поэту Мусе Джалилю . Двухметровая фигура Мусы Джалиля изображает его в форме капитана Красной Армии с самым знаменитым сборником его стихов в руке - "Моабитской тетрадью". Надпись на постаменте выполнена на русском и татарском языках.

Мемориальная доска на воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия). 
Его именем названа библиотека города Ижевск в Удмуртии. 

Его стихи, всемирно знаменитая “Моабитская тетрадь” - еще один памятник: и памятник себе, созданный самим поэтом-героем, и памятник всем погибшим в великой войне с фашизмом.

Биб-рь:

Действительно, каждое стихотворение Джалиля - это уроки жизни. Они учат нас жизни, любить Родину, трудиться во имя её процветания. Его произведения вошли в золотой фонд нашей литературы. М. Джалиль оставил потомкам глубокие слова о жизни, отданной во имя великой цели.

Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Хотя Джалиля и нет среди нас, но его стихи живы и будут жить вечно. И пусть сегодняшняя встреча  будет лучшей памятью о поэте-интернационалисте и о тех, кто отдал жизнь за нас.

Мусу Джалиля сегодня читают на всей планете, по его книгам проверяют себя, учатся любить человечество и ненавидеть его врагов.

Стала историей Великая Отечественная война. Новые поколения знакомы с нею только по книгам, пьесам, фильмам, художественным полотнам. Но те, кто завоевал Победу, - навечно в народной памяти. Среди них - светлый, благородный, героический образ Мусы Джалиля.

-Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие  стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.

Җәлил үлемсез батырлык эшләде һәм үзе үлемсезлеккә атлады. Моабит төрмәсендә йөрәк каны белән иҗат ителгән шырпы тартмасы кадәр дәфтәрләр томнар булып әверелде. Җәлилнең үзе турында поэмалар, героик драмалар, опералар язылды, кино куелды. Аның хакында татарлар һәм руслар, башкортлар һәм үзбәкләр, французлар һәм немецлар язды. Аның җырлары, канатлы кошлардай, планетаны әйләнеп чыктылар.

Шагыйрь җыры – ялкынлы җыр,

Һичбер кайчан сүнмәс җыр.

Ил-халкымның батыр улы –

Җәлил үзе – үлмәс җыр!

Җырны әсир итеп булмый,

Богаулап булмый аны:

Җәлилләр җыры танытты

Бу дөньяга татарны!..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Муса Джалиль – поэт герой!

В середине тридцатых годов, после окончания университета Муса Джалиль занимал должность ответственного секретаря татарских писателей при Союзе писателей СССР. С 1935 года заведует литературной частью ...

Классный час "Жизненный и творческий подвиг Мусы Джалиля"

Цель: показать величие подвига татарского поэта, воспитывать у учащихся чувство патриотизма...

Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного Дню памяти Мусы Джалиля Телдән журнал "Тоткынлыкта туган иҗат:"Моабит дәфтәрләре""

Устный журнал - своеобразная форма работы по морально- нравственному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию. Это форма проведения информационн...