Рабочие программы по родному языку и родной литературе
рабочая программа

программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛОВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СТАРОПОЛТАВСКОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»                                                           «СОГЛАСОВАНО»                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

на ШМО учителей гуманитарного цикла                          зам.директора по УВР                                               Директор МКОУ «Иловатская СШ»                                                           

Руководитель ШМО                                                            Шапина Н.В.                                                               Самарина Л.А.

Шапкарина Н.Ю._________                                                ___________                                                               _______________

Протокол № __от ______2020г.                                         «___»  ___________  2020 г.                                      Приказ № __ от__________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной  литературе

для 9 класса

                                                                                     

                               

Автор-составитель:

                                                                  Шапкарина Н.Ю.,   учитель русского языка и  литературы.

Срок реализации программы:   2020 – 2021 учебный год

2020 – 2021 учебный год

2.2. Пояснительная записка

Рабочая программа по родной  литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

1.   ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 5 -9 классы. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.

        Цели:

  •       воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

  • сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;
  •  на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения  как объективной художественной реальности;
  • выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях   творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;
  • показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
  • определить национальное  своеобразие и мировое значение русской литературы;
  • объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов:

 Личностные результаты:

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные со общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2.3Содержание учебного курса «Родная русская литература»

Введение.(1час)

Богатство русской классики.Её роль в жизни современного человека.

Фольклор.(1час)

История в произведениях фольклора. Русская историческая песня.

Древнерусская литература.(2 часа)

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня».

Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем».

Классицизм как литературное направление (2 часа)

Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика»

Сентиментализм.( 1 час)

 Н.Карамзин « История государства Российского»

Романтизм.( 1 час)

 В.А. Жуковский. Баллада   « Светлана».

А.Пушкин ( 2 часа)

Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы»

А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем.

М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час)

К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». (1час)

А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час)

Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час)

Н.В.Гоголь.( 2 часа)

Н.В.Гоголь.  Повесть «Коляска».

Образ Петербурга в повести «Невский проспект».

Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского « Доходное место». (1час)

Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час)

Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час)

М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час)

Рассказ А.И.Куприна« Чудесный доктор» (1час)

Творчество Р.Рождественского(1час)

Творчество Е.Евтушенко(1час)

Творчество А. Вознесенского(1час)

Творчество В. Высоцкого(1час)

Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час)

В.П.Астафьев « Царь- рыба» (1час)

Творчество В.Г. Распутина(1час)

Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час)

Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час)

А.Алексин « Безумная Евдокия» (1час)

Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (1час)

Многообразие тем и образов. (1час)

Содержание учебного предмета «Родная русская литература.» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Родная русская литература.» является приоритетным для формирования УУД.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Содержание учебного предмета «Родная русская литература.» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

Формы контроля:

•        индивидуальный

•        групповой

•        фронтальный.

В том числе:

- устный опрос;

- беседа;

- выразительное чтение;

 - подробный и сжатый пересказ;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- создание презентаций;

- сочинение синквейнов;

- написание эссе;

Виды контроля:

•        предварительный,

•        текущий,

•        тематический,

•        итоговый.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.

Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.

Программа предусматривает

Формы организации урока: коллективная, парная, групповая.

Виды занятий: заочная экскурсия, игровой урок, урок-путешествие, защита проектов и исследовательских работ, инсценированный урок, круглый стол, семинар, урок-исследование, урок-зачет.

Технологии:

•        технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования;

•        технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

•        Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

•        Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

•        Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

•        Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

•        Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

•        Технология индивидуализации обучения.

•        Информационно-коммуникационные технологии.

2.4 Тематическое планирование

Перечень и название раздела и тем курса

часы

Содержание раздела

Основные виды учебной деятельности  

Раздел 1.

Введение. Фольклор.

2

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • определять основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература, литературный характер, литературный тип.

конспектировать статью учебника и лекцию учителя.

Раздел 2.

Из древнерусской литературы.

2

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • определять характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов;
  • определять типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности;

анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Раздел 3.

Из литературы 18 века.

3

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • давать оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • выявлять основные проблемы;
  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка;
  •  выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
  • обосновывать свое мнение о произведении и героях;
  • выразительно читать отрывки произведений;

решать тестовые задания.

Раздел 4.

Из русской литературы 19 века.

14

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится: 

  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
  •  определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • выявлять основные проблемы;
  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка;
  • выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях;
  • выразительно читать отрывки произведений;
  • создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению;
  • составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения;
  • составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему;
  • писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение;

решать тестовые задания.

Раздел 5.

Из русской литературы 20 века (продолжение).

13

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • выявлять основные проблемы;
  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка;
  •  выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
  • обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений;
  • создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению;
  • составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения;
  • составлять конспект и план литературно-критической статьи;
  • готовить доклад или реферат на литературную тему;
  • писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение;

решать тестовые задания

Итого:

34

2.5 Поурочное планирование

 

№урока

Тема урока

часы

Тип  урока

Форма  контроля

Домашнее задание

дата

план

факт

1

Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека.

1

УОН

Составление  плана статьи.

Владение изученной терминологией по теме «Периодизация древнерусской литературы»

Конспект

2

История в произведениях фольклора.Русская историческая песня.

1

УОН

Выразительное чтение художественного текста, рецензирование ответов одноклассников.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Конспект

3

История на страницах проиведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня».

1

УОН

Составление характеристики героев произведений древнерусской литературы, определение характерных для произведений древнерусской литературы образов и приёмов изображения человека.

Индивидуальные задания

4

Русская воинская летопись.       « Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

УОН

Составление плана анализа фрагмента текста, воспроизводить содержание текста с опорой на план. Выполнение тестовых заданий.

Беседа

5

Классицизм как литературное направление

1

УОН

Конспектирование обзорной лекции учителя «Русская литература XVIII века».

Конспект

6

Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика»

1

УОНЗ

Конспектирование лекции учителя о Ломоносове. Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Аналитическое чтение

7

Сентиментализм. Н.Карамзин « История государства Российского»

1

УОН

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопросов к тексту оды

Беседа

8

Романтизм. В.А. Жуковский. Баллада   « Светлана».

1

УОН

Устный рассказ о поэте.  Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Анализ эпизодов

9

Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы»

1

УОН

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Анализ эпизодов

10

А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем.

1

УОН

. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Анализ эпизодов

11

М.Ю. Лермонтов « Беглец».

1

УОН

Формулирование вопросов к стихотворениям.

Выявление характерных тем, образов и приёмов изображения человека.

 Уметь анализировать художественный текст.

Анализ стихотворений

12

К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение».

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ стихотворений

13

А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес».

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ стихотворений

14

Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение»

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

15

Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска».

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

16

Образ Петербурга в повести «Невский проспект».

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

17

Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского                  « Доходное место».

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

18

Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда»

1

УОНЗ

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

19

Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные».

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

20

« Чудики» в рассказах М.Зощенко

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ образов

21

М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

22

Рассказ А.И.Куприна                  « Чудесный доктор»

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

23

Творчество Р.Рождественского

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Чтение наизусть

24

Творчество Е.Евтушенко

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Чтение наизусть

25

Творчество А. Вознесенского

1

УОНЗ

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Чтение наизусть

26

Творчество В. Высоцкого

1

УОН

. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Чтение наизусть

27

Тема войны в творчестве поэтов 20 века.

1

УОН

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Чтение наизусть

28

В.П.Астафьев « Царь- рыба»

1

УОНЗ

. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Анализ эпизодов

29

Творчество В.Г. Распутина

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Конспект

30

Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии».

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ эпизодов

31

Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат».

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

32

А.Алексин « Безумная Евдокия».

1

УОНЗ

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ образов

33

Русская литература конца 20 века- начала 21 века: темы, герои.

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Конспект

34

Многообразие тем и образов.

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Зачёт

Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.   Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9-11 классы. CD-ROM for Windows, 2010.

2.        http://school-collection.edu.ru/

3.        Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016.

4.        Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.

5.        Средства ИКТ.

6. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9класс.М.: «ВАКО».2016

7. Под ред. П.А.Николаева. Русские писатели 19 века. Библиографический словарь в 2-х ч. М.: Просвещение.2015


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛОВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СТАРОПОЛТАВСКОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»                                                           «СОГЛАСОВАНО»                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

на ШМО учителей гуманитарного цикла                          зам.директора по УВР                                               Директор МКОУ «Иловатская СШ»                                                           

Руководитель ШМО                                                            Шапина Н.В.                                                               Самарина Л.А.

Шапкарина Н.Ю._________                                                ___________                                                               _______________

Протокол № __от ______2020г.                                         «___»  ___________  2020 г.                                      Приказ № __ от__________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку

для 10 класса

                                                                                     

                               

Автор-составитель:

                                                                  Шапкарина Н.Ю.,   учитель русского языка и  литературы

Срок реализации программы:   2020 – 2021 учебный год

2020 – 2021 учебный год

2.2. Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку 10 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

1.   ФГОС СОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ

  1. Примерные программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 10-11 классы. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.

Цели изучения предмета «Родной язык»:

  • качественное повышение уровня речевой культуры;
  • формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения;
  • повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
  • формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.

Задачи:

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

-  умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений;  фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом,  уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

2.3 Содержание учебного предмета «Родной язык» 10 класс

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (12ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лекси-ческой сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы        употребления        причастных        и        деепричастных        оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов грамматической нормы        в        современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.) Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

2.4 Тематическое планирование

Раздел

часы

Содержание раздела

Планируемые результаты освоения

Язык и культура

10

Пункт 2.3

Личностные результаты:

-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Предметные результаты:

-  умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений;  фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом,  уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения.

Культура речи

12

Пункт 2.3

Личностные результаты:

-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Предметные результаты:

-  умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений;  фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом,  уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст

12

Пункт 2.3

Личностные результаты:

-осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,  осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Предметные результаты:

-  умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений;  фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом,  уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения.

2.5 Поурочное планирование

№ уро-ка

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

Язык и культура (10 часов)

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

2

Система русского языка, его единицы и уровни.

1

Русский язык как развивающееся явление

3-4

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

1

5-6

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

 7-8

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»

2

9

Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1

10

Анализ контрольной работы

1

Культура речи (12 часов)

11

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

12

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность.

1

13

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

14

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

15

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

16

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1

17

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

1

18

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

19-20

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»

2

21

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

22

Анализ контрольной работы

1

Речь. Речевая деятельность. Тест (12 часов)

23

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1

24

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1

25

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия

1

26

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1

27

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика

       1

28-29

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)

2

30-31

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи

2

32-33

Язык художественной литературы. Разговорная речь

2

34

Контрольная работа в форме теста по теме

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛОВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СТАРОПОЛТАВСКОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

на ШМО учителей гуманитарного цикла                                 зам.директора по УВР                                                    Директор МКОУ «Иловатская СШ»                                                           

Руководитель ШМО                                                                    Шапина Н.В.                                                                   Самарина Л.А.

Шапкарина Н.Ю._________                                                         ___________                                                                   _______________

Протокол № __от ______2020г.                                                   «___»  ___________  2020 г.                                         Приказ № __ от__________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

для 10 класса

                                                                                     

                               

Автор-составитель:

                                                                                      Шапкарина Н.Ю.,   учитель русского языка и  литературы

Срок реализации программы:   2020– 2021 учебный год

2020 – 2021 учебный год

                                               

2.2. Пояснительная записка

Рабочая программа по родной русской литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

1.   ФГОС СОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ

  1. Примерные программы по учебным предметам. Родная русская литература. – 10-11 классы. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.

        Цели:

  •       воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

  • сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;
  •  на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения  как объективной художественной реальности;
  • выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях   творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;
  • показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
  • определить национальное  своеобразие и мировое значение русской литературы;
  • объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов:

 Личностные результаты:

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные со общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2.3Содержание учебного курса «Родная литература»

Проблемно-тематический блок «Личность»:

И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»: А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.

А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры». Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:

 И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

 Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.

 Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.

В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.

 Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:

 Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

 Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

Формы контроля:

•        индивидуальный

•        групповой

•        фронтальный.

В том числе:

- устный опрос;

- беседа;

- выразительное чтение;

 - подробный и сжатый пересказ;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- создание презентаций;

- сочинение синквейнов;

- написание эссе;

Виды контроля:

•        предварительный,

•        текущий,

•        тематический,

•        итоговый.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.

Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.

2.4 Тематическое планирование

Проблемно-тематический блок

часы

Содержание раздела

Основные виды учебной деятельности  

Раздел 1

«Личность»

3

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • определять основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература, литературный характер, литературный тип.

конспектировать статью учебника и лекцию учителя.

Раздел 2

«Личностьи семья»

9

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • определять характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов;
  • определять типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности;

анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Раздел 3

«Личность  общество  государство»

10

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • давать оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • выявлять основные проблемы;
  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка;
  •  выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
  • обосновывать свое мнение о произведении и героях;
  • выразительно читать отрывки произведений;

решать тестовые задания.

Раздел 4

«Личность  природа  цивилизация»

4

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится: 

  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
  •  определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • выявлять основные проблемы;
  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка;
  • выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях;
  • выразительно читать отрывки произведений

Раздел 5

«Личность  история  современность»

7

Пункт 2.3

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Итого:

34

2.5 Поурочное планирование  10 КЛАСС

№урока

Тема урока

часы

Тип  урока

Форма  контроля

Домашнее задание

дата

план

факт

1

А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю

1

УОН

Составление  плана статьи.

Владение изученной терминологией по теме «Периодизация древнерусской литературы»

Конспект

2

М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности

1

УОН

Выразительное чтение художественного текста, рецензирование ответов одноклассников.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Конспект

3

Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»

1

УОН

Составление характеристики героев произведений древнерусской литературы, определение характерных для произведений древнерусской литературы образов и приёмов изображения человека.

Индивидуальные задания

4

Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда»

1

УОН

Составление плана анализа фрагмента текста, воспроизводить содержание текста с опорой на план. Выполнение тестовых заданий.

Беседа

5

Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда»

1

УОН

Конспектирование обзорной лекции учителя «Русская литература XVIII века».

Конспект

6

Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька»

1

УОН

Конспектирование лекции учителя о Ломоносове. Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов.

Аналитическое чтение

7

Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька»

1

УОН

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопросов к тексту оды

Беседа

8

Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры»

1

УОН

Устный рассказ о поэте.  Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий.

Анализ эпизодов

9

История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена

1

УОН

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Анализ эпизодов

10

Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесо-вых и Житовых – в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры».

1

УОН

. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Анализ эпизодов

11

Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры»

1

УОН

Формулирование вопросов к стихотворениям.

Выявление характерных тем, образов и приёмов изображения человека.

 Уметь анализировать художественный текст.

Анализ стихотворений

12

Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ стихотворений

13

Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец"

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ стихотворений

14

Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь».

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

15

Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

16

Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

17

Э. Веркин. «Облачный полк». Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

18

Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный»

1

УОН

Выявление тематики текстов, их проблематики.

Анализ сцен

19

Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина        «Кавказский пленный».

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Аналитическое чтение

20

Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санька»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ образов

21

Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санька»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

22

Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санька» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

23

Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»)

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Чтение наизусть

24

«Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Чтение наизусть

25

Современная цивилизацияв рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»

1

УОН

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Чтение наизусть

26

Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»

1

УОН

. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Чтение наизусть

27

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эми-грации». Оценка автором деятельности русской эмиграции

1

УОН

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Чтение наизусть

28

Роль        личности        в истории(дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»)

1

УОН

. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Анализ эпизодов

29

Роман Ю.О. Домбровского«Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Конспект

30

Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ эпизодов

31

Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ сцен

32

Зачёт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.»

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ образов

33

Повторение

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Конспект

34

Повторение

1

УОН

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Выявление тематики текстов, их проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Зачёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" в 9 классе.

Программа учебного предмета "Русский родной язык" разработана для функционирующих в субъектахРоссийской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с образоватиельным курсом ру...

Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).

Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....

рабочая программа и КТП по предмету "Родной язык" в 6 классе

рабочая программа  и КТП  по предмету "Родной язык" в 6 классе...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" 5-9 класс

Рабочая программа составлена на основе:        •   Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;      ...

Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню родного языка "День родного языка"

Познавательное развлечение "День родного языка" предназначено для детей подготовительной к школе группе....