Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)"
рабочая программа

Мальцева Татьяна Валериевна

Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская) составлена в соответствии с требованиями ФГОМ ООО и рассчитана на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_literatura_5-9.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

к основной образовательной

программе основного общего образования

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ачитского городского округа

 «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по учебному предмету «Родная литература (русская)»

для 5 - 9 класса

 п. Уфимский

Программа разработана на основании следующих  нормативных  документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3.ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

4.Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

Учебный предмет «Родная литература» изучается в 5-9 классах: в 5 классе –17 часов, в 6 классе –17 часов, в 7 классе - 17 часов,в 8 классе - 17 часов,  в 9 классе –17 часов. За курс основного общего образования: 85 часов.

Рабочая программа предусмотрена для детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

12) развитие умения формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

13) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

13) умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретирует и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.

Предметные результаты изучения предметного предмета "Родная литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

Изучение предметной области «Родная литература» должно обеспечивать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Очная;
  2. Дистанционная (с применением образовательных платформ).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

М. М. Пришвин. «Певец былин».

И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…».

А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…».

С. Н. Марков. «Сусанин».

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).

А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…».

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль» .

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»  («Вновь Исакий в облаченьи…»).

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы

И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…».

Н. М. Рубцов. «Первый снег».

И. С. Никитин. «Поле».

И. А. Гофф. «Русское поле».

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

 В. В. Розанов. «Русский Нил».

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

А. П. Чехов. «Блины».

Тэффи. «Блины».

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

А. П. Чехов. «Казак».

И. А. Бунин. «Троица».

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

А. И. Куприн. «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»  (главы из повести).

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

И. А. Бунин.  «Снежный бык».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

 М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..».

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

Б. Л. Васильев. «Завтра была война»  (главы).

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»     (главы).

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»  (фрагмент).

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…».

Вс. Рождественский. «В родной поэзии                    совсем не старовер…».

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный  сонет».

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,    Господи!..».

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема урока

1.

Родная литература как часть русской культуры. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

2.

Русские народные и литературные сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

3.

Края Москвы, края родные в стихотворениях АС Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

4.

Москва в произведениях русских писателей: А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

5.

Русский лес в произведениях поэтов: И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес», А.В. Кольцов. «Лес».

6.

Родные просторы в стихотворениях В. А. Солоухина «Седьмую ночь без перерыва…» и В. А. Рождественского «Берёза»

7.

Рождественская сказка А. И. Куприна «Бедный принц»

8.

Тепло родного дома в произведении И. А. Ильина «Рождественское письмо»

9.

Семейные ценности в рассказе И. А. Бунина  «Снежный бык»

10.

Отечественная война 1812 года в произведении Д. В. Давыдова «Партизан» (отрывок)

11.

Чувства добрые в сказке К. Г. Паустовского  «Похождения жука-носорога»

12.

Урок прошлого в произведении Ю.Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова»

13.

Школьные контрольные: К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты)

14.

Школьные контрольные: А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»

15.

Родной язык, родная речь в произведениях И. А. Бунина «Слово» и В. Г. Гордейчева «Родная речь»

16.

Проверочная работа по теме «Русский характер - русская душа».

17.

Анализ проверочной работы по теме «Русский характер - русская душа».

Тематическое планирование 6 класс

Тема урока

1

Русские былины - богатыри и   богатырство: М. М. Пришвин. «Певец былин»

2

Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина". Б.В.Шергин "Детство в Архангельске", "Миша Ласкин".

3

Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы», А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н.М. Рубцов. «Первый снег»

4

Масленичные рассказы. А. П. Чехов.  «Блины»

5

Масленичные рассказы. Тэффи. «Блины»

6

Всюду родимую Русь узнаю: К…Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

7

Всюду родимую Русь узнаю: Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»

8

Изображение обороны Севастополя в произведениях А. Н. Апухтина «Солдатская песня о      Севастополе» и А. А. Фета «Севастопольское братское кладбище»

9

Севастополь – город русской славы в произведении Рюрика Ивнева «Севастополь»

10

Познай самого себя. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

11

Не опоздать с добротой.  В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»

12

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»)

13

Реальность и мечты в книге С. Велтистова «Миллион и один день каникул» (фрагмент)

14

Реальность и мечты в книге С. Велтистова «Миллион и один день каникул» (фрагмент)

15

На русском дышим языке: К. Д. Бальмонт. «Русский язык» и Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

16

Проверочная работа по теме «Русский характер - русская душа».

17

Анализ проверочной работы по теме «Русский характер - русская душа».

Тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема урока

1

Русские народные песни. Старая песня на новый лад (И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)

2

Сибирью прирастает земля Русская (В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» , глава «Тобольск»)

3

Город земли русской: сибирский край (А. И. Солженицын. «Колокол Углича»)

4

Родные просторы в произведениях И. С. Никитина «Поле» и И. А. Гоффа «Русское поле»

5

Русские традиции в лирике: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве» А. А. Фет. «Христос Воскресе!»

6

Русские традиции в произведении А. П. Чехова «Казак»

7

Мастерство писателя в изображении традиций русского народа (В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»)

8

Первая Мировая война в творчестве Н. С. Гумилёва  («Наступление», «Война»)

9

Осуждение войны в рассказе М. М. Пришвина «Голубая стрекоза»

10

Женщина на войне (на примере стихотворений Ю. В. Друниной «И откуда вдруг берутся силы…» и В. М. Тушновой «Вот говорят: Россия…»

11

Долюшка женская в рассказе Ф. А. Абрамова «Золотые руки»

12

«Изумрудная рыбка» – символ дружбы, веры и надежды» (Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»  главы «Изумрудная рыбка»,«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

13

«Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» по рассказу А.Игнатовой «Джинн Сева»

14

«Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» по рассказу А.Игнатовой «Джинн Сева»

15

Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

16

Проверочная работа по теме «Русский характер - русская душа».

17

Анализ проверочной работы по теме «Русский характер - русская душа».

Тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема урока

1

Легендарный герой земли русской                  Иван Сусанин: С. Н. Марков. «Сусанин».

2

Образ Родины в лирике Ф. К. Сологуба и М.А. Кузмина.

3

Отражение истории страны в стихотворениях И. Кобзева, В. Степанова.

4

Образ Волги в творчестве поэта В. Высоцкого «Песня о Волге».

5

Своеобразие решения темы великой реки в стихотворении В. Розанова «Русский Нил».

6

Христианские традиции в русской литературе. И. Бунин «Троица».

7

Тема родства душ в рассказе Ф. Абрамова «Валенки».

8

Изображение драматического процесса взросления в повести Т. Михеевой «Не предавай меня».

9

Изображение трагедии военного детства в романе Э. Веркина «Облачный полк».

10

Художественное своеобразие романа Э. Веркина «Облачный полк».

11

Изображение красоты человеческой души в рассказе Ф.М. Достоевского «Мужик Марей».

12

Пора взросления в повести Б. Васильева «Завтра была война».

13

Человек до и после самого страшного события 20 века в повести Б. Васильева «Завтра была война».

14

Тема любви в повести Г. Щербакова «Вам и не снилось».

15

Язык поэзии и тема творчества. Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

16

Проверочная работа по теме «Русский характер - русская душа».

17

Анализ проверочной работы по теме «Русский характер - русская душа».

Тематическое планирование 9 класс

№п\п

Тема

1

Герой войны 1812 г. в очерке И.И. Лажечникова «Новобранец 1812 года».

2

Отечественная война 1812 года в стихотворении М. И. Цветаевой «Генералам  двенадцатого года».

3

Картины жизни Петербурга в лирике начала XX века (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова).

4

Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Степь».

5

Приёмы создания образа в стихотворении Б. А. Ахмадулиной «Ночь упаданья                   яблок».

6

«Нравственная сила» в рассказе Е. И. Носова «Яблочный спас».

7

Судьба человека в судьбе страны в рассказе А.П. Платонова «На заре туманной юности».

8

Образ главной героини в рассказе А.П. Платонова «На заре туманной юности».

9

Идея и главные образы рассказа Ю.М. Нагибина «Ваганов».

10

Великая Отечественная война в рассказе Е.И. Носова «Переправа».

11

Философское размышление о жизни и судьбах русских эмигрантов в рассказе Б.К. Зайцева «Лёгкое бремя».

12

Судьбы русских эмигрантов в изображении А.Т. Аверченко «Русское искусство». 

13

Автобиографическая повесть Ю.И. Коваль «От красных ворот».

14

Прощание с детством в повести Ю.И. Коваля «От красных ворот».

15

Тема Родины в лирике И. А. Бродского и С.А. Каргашина.

16

Проверочная работа по теме «Русский характер - русская душа».

17

Анализ проверочной работы по теме «Русский характер - русская душа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс

Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)

Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для  8 класса составлена на основе нормативных документов:   Федеральный государственный образовательный станд...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...