Рабочие программы по родной (русской) литературе 5-9 классы
рабочая программа

Симакова Вера Анатольевна

В данной папке представлены рабочие программы по родной (русской) литературе для 5-9 классов. Произведения, изучаемые на уроках, могут быть использованы в качестве второго аргумента для экзаменациооного сочинения 9.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rab.progr_.po_rodn.russk_.lit_.5-9_kl.zip176.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса составлена на основании:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской    Федерации»;
  2.  «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1);
  4. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;
  5. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (русского) языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. 

Представленная программа предусматривает изучение родной литературы в 7 классе из расчета 0,5 уч. часов в неделю: 17 часов.

В УМК для 7 класса входит:

1.Программа общеобразовательных учреждений Литература. 5-9 классы. Авторы   В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М. « Просвещение», 2017 год.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим... Дидактические

материалы по литературе. 5-9 классы.

2. Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным

содержанием обучения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом 

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  •  воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  •  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  •  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Содержание учебного предмета

1. Введение (1 ч)

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

2. Устное народное творчество (1 ч)

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

3. Из литературы XVIII века (1)

И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три  льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

4. Из литературы XIX века (2 ч)

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте.  Основные темы, мотивы  стихотворения «Москва», «К  Пушкину»

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

5. Из литературы XX  века (12 ч)

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палы-ча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

   

Тематическое планирование по родной (русской) литературе в 7 классе

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Роль родного слова в формировании личности человека.

1

2

Устное народное творчество. Представление о героизме русского народа в былинах «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

1

3

И.И.Дмитриев. Отражение человеческих пороков в баснях И.Дмитриева «Два веера», «Нищий и собака», «Три  льва», «Отец с сыном».

1

4

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте.  Темы и мотивы стихотворений «Москва», «К  Пушкину».

1

5

В.М Гаршин. Проблема героизма и подвига в рассказе «Сигнал».

1

6

А.Т.Аверченко. Юмор в рассказе  «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя.

1

7

Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «Юрина война»).

1

8

В.О.Богомолов. Будни войны в рассказе «Рейс «Ласточки».

1

9

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1

10

Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Тема памяти и связи поколений.

1

11

В.Н.Крупин. «Женя Касаткин». Тема детского страдания в рассказе.

1

12

Р/Р Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе". Подготовка к написанию.

1

13

С.А.Баруздин. Истинные ценности в произведении «Тринадцать лет».

1

14

А.В. Масс. Тема детства в рассказе «Расскажи про Иван Палыча».

1

15

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Истинная красота в рассказе.

1

16

Контрольное тестирование № 1 в рамках промежуточной аттестации.

1

17

Е.А.Евтушенко.  «Картинка детства». Уроки нравственности в произведении.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...