РОДНОЙ ЯЗЫК: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
статья

Галиева Ирина Александровна

Преподавание родных языков становится очень важным в современном мире. Изучение родного языка – это долгий процесс, который требует много времени и терпения. В Актанышском районе родные языки изучают во всех школах, а в одной из них – Мари-Суксинской -  изучается марийский язык. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_vchera_segodnya_zavtra.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Галиева Ирина Александровна,

 учитель марийского языка и литературы

МБОУ «Мари-Суксинская основная

общеобразовательная школа»

 Актанышского муниципального района РТ

РОДНОЙ ЯЗЫК: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Преподавание родных языков становится очень важным в современном мире.Изучение родного языка – это долгий процесс, который требует много времени и терпения. В Актанышском районе родные языки изучают во всех школах, а в одной из них – Мари-Суксинской -  изучается марийский язык.  Изучение марийскогоязыка как родного в нашей деревне началось давно. В 1890-х годах в деревню приехал учитель Василий Михайлович, мари. В частном доме он открыл школу. А в 1898 году построили здание школы. Учителем в то время стал Макаров Николай из деревни Арлан, расположенной в Башкирии, по национальности тоже мари. Макаров учительствовал до 1910 года. После него детей начал учить житель деревни Мари-Суксы Миляев Арслан Минлибаевич. В 1915 году он ушёл на фронт. Его заменили учителя из деревни Арлан - отеци дочь – Вишневский Кузьма и Вишневская Анна. Но они тоже проработали недолго. После революции 1917 года с военной службы возвращается Минлибаев Иликбай. Учительскую деятельность он вёл вместе с женой Мурзиной Кавар. Активная деятельность Минлибаева не давала покоя белогвардейцам, он был ими расстрелян. В конце 1919 года учительствованием в нашей деревне стал заниматься Гордиев Михаил из Каракуля вместе с женой Ириной. После них в школе работали Миляев Морзагали и Исанов Султангарай. А потом за короткий промежуток времени поменялось много учителей. Отрадно, что благодаря великим трудам этих людей уже в конце 19 века в нашей деревне марийский язык изучался как родной.

Первыми преподавателями марийского языка и литературы в военное и послевоенное время были Тимкина Бика Мухамадиевна (1938-1970), Мурзина Камал Ишимбаевна (1945-1977). С 1977 года марийский язык и литературу в школе вела Мосолова Альфера Булатовна, мой учитель-наставник. В 1994 году я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением, чтобы воспитывать его знающим свой язык и культуру.

Сегодня у сельской школы святая миссия – это сохранить родной язык, давать качественное обучение родного языка. Изучение родного языка – это долгий процесс, который требует много времени и терпения.В настоящее время благодаря вниманию районной администрации, отдела образования и руководителей школы кабинеты родных языков преображаются: в них оформляются стенды, приобретается учебная и методическая литература, обновляется мебель. В районе проходят семинары учителей родных языков, где учителя делятся опытом работы друг с другом. Ежегодно в городе Казань проводится Всероссийский мастер-класс учителей родных языков.

А освоение информационных образовательных технологий - веление времени.

Процесс компьютеризации образования выстраивался на основе новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса. И теперь применение современных образовательных и информационных технологий на уроках марийского языка и литературы становится важным условием для совершенствования процесса обучения. В современных школах учащиеся стремятся к визуальному восприятию информации.

Современная школа требует от учителя родного языка существенного сокращения времени на передачу знаний и применения таких технологий, которые будут активизировать познавательную деятельность учащихся.Сегодняшний учитель должен быть грамотным и мобильным. Также он должен уметь анализировать свою деятельность, быть готовым к сотрудничеству, мыслить самостоятельно и предугадывать результаты труда. Именно такие требования ставятся к современному уроку в условиях стандарта нового поколения.

«Урок - первая искра, зажигающая факел любознательности и моральных убеждений», - сказал В.А. Сухомлинский. Чтобы зажечь эту искру, пробудить в ребенке интерес к языку, восхищение и удивление, приходится использовать современные технологии, новые методы обучения.

С 2014-2015 учебного года наша школа начала работать над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с сингапурской компанией EducareInternationalConsultancy«Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение обучающих структур на уроках марийского языка и литературы даёт большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах.

Опираясь на методику сингапурского обучения, на уроках марийского языка и литературы активно используются различные структуры. А учитель меняет свою роль: он становится модератором дискуссии, наставником и помощником.

Итак, хотелось бы верить, что использование новых современных технологий в преподавании марийского языка и литературы поможет поднять качество обучения, развить самостоятельность обучающихся и воспитает уверенных, любознательных, любящих свой язык и родину патриотов, уверенно смотрящих в будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. "Итоги III Всероссийского конкурса мультимедийных презентаций на иностранном языке «Страны изучаемого языка – вчера, сегодня, завтра» http://профконкурс.рф Молодёжная редакция профобразования http://проф-обр.рф

Завершился еще один, уже третий по счету конкурс мультимедийных презентаций на иностранном языке. В конкурсе приняли участие 400 обучающихся из  профессиональных образовательных организаций ...

Методическая разработка занятия по немецкому языку на тему: "Берлин: вчера, сегодня, завтра".

Занятие способствует приобретению страноведческой и культуроведческой информации, позволяет углубить знания о столице Германии. В ходе занятия активизируются лексические структуры.Занятие предусматрив...

Презентация на конкурс "Страны изучаемого языка - вчера, сегодня, завтра"

Презентация, представленная студентом Скоровым Артёмом Юрьевичем на IV Всероссийский конкурс мультимедийных презентаций на иностранном языке "Страны изучаемого языка - вчера, сегодня, завтра" 2017 год...

«Русский язык. Вчера. Сегодня. Завтра»

В данной статье мы попробуем оценить современную языковую ситуацию, проанализировать роль русского языка в современном мире....

Самостоятельная работа по английскому языку по теме "Вчера.Сегодня. Завтра"

Самостоятельная работа по английскому языку составлена по используемому УМК Spotlight-6....

Дискуссия на английском языке на тему "Толерантнось: вчера, сегодня, завтра"

Данная дискуссия реализуется в рамках коммуникативного подхода при формировании языковой компетенции обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений и приурочена к Международному Дню терпим...