Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Родная литература
методическая разработка

Пешкина Анастасия Владимировна

Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Родная литература являются частью программы подготовки квалифицированных кадров по профессии профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»

Пешкина А.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина: Родная литература

Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер

                     

Оренбург 2021 г.


Составитель: Пешкина А.В..

Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Родная литература являются частью программы подготовки квалифицированных кадров по профессии профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Содержание

Темы практических занятий

страницы

1

Образ дома в романе «Белая гвардия»

2

Поэзия 60-х годов. Тема родины в лирике Н.М. Рубцова, острая боль за ее судьбу.

3

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова.

4

Нравственная проблема повести «Завтра была война».

5

Летопись народной жизни в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сестры»

6

Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

7

Нравственная проблематика пьесы М.М. Рощина «Валентин и Валентина».

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические рекомендации по дисциплине Родная литература – для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Желаем Вам успехов!!!


Практическая работа №1.

Образ дома в романе «Белая гвардия».

Цель: научиться грамотно анализировать художественное произведение.

Задание: 

  1. Прочитайте произведение.
  2. Расскажите об истории создания произведения.
  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.
  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.  

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Практическая работа №2.

Тема родины в лирике Н.М. Рубцова, острая боль за ее судьбу.

 Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать стихотворения, аргументировать свой ответ, выразительно читать стихотворения.

  1. История создания стихотворения.
  2. Смысл названия.
  3. Тема, идея, проблема.
  4. Жанровая принадлежность.
  5. Образ лирического героя.
  6. Средства художественной выразительности.
  7. Эмоции и переживания, вызванные прочтением данного стихотворения.

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Практическая работа №3.

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова.

Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенные произведения писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Задание: 

  1. Прочитайте произведение.
  2. Расскажите об истории создания произведения.
  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.
  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.  

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Практическая работа №4.

Нравственная проблема повести «Завтра была война».

Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ.

Задание: 

  1. Прочитайте произведение.
  2. Расскажите об истории создания произведения.
  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.
  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.  

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Практическая работа №5.

Летопись народной жизни в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сестры»

Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Задание: 

  1. Прочитайте произведение.
  2. Расскажите об истории создания произведения.
  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.
  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.  

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Практическая работа №6.

Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба».

Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Задание: 

  1. Прочитайте произведение.
  2. Расскажите об истории создания произведения.
  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.
  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.  

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Практическая работа №7.

Нравственная проблематика пьесы М.М. Рощина «Валентин и Валентина».

Цель: научиться видеть основные художественные особенности анализируемого произведения, понимать природу эволюции творческого метода, проводить историко-культурные аналогии с русской литературой 19 века.

Задание: 

  1. Прочитайте произведение.
  2. Расскажите об истории создания произведения.
  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.
  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
  7. Напишите отзыв о прочитанном.  

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.

Литература.

Основная литература:

1. Курдюмова Т. Ф. Литература. Базовый уровень. 10 класс: учебник / Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. - 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2019

2. Курдюмова Т. Ф. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 1: учебник /. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. - 6-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2019

3. Курдюмова Т. Ф. Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2: учебник /. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Марьина О. Б. - 6-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2019

Дополнительная литература:

  1. Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей в 2 т. Том 1 / Ю. И. Айхенвальд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 420 с. — (Серия : Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05638-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/siluety-russkihpisateley-v-2-t-tom-1-441643 10
  2. Ланн, Е. Л. Литературная мистификация / Е. Л. Ланн. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 136 с. — (Серия : Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07670-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/literaturnaya-mistifikaciya-423537
  3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
  4. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
  5. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1800-1830-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 340 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10164-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1800-1830-e-gody437096 2
  6. Михайловский, Н. К. Статьи о русской литературе / Н. К. Михайловский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 408 с. — (Серия : Антология мысли). — ISBN 978-5534-05319-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/stati-o-russkoy-literature441549
  7. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.
  8. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
  9.  Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учеб. пособие для СПО / Г. И. Романова [и др.] ; под ред. Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 232 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
  10. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001
  11. Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для СПО / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 501 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xxveka-426514 15
  12. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

Справочные издания:

  1. Ладыгин М.: Основы теории литературы. Справочные материалы для подготовки к урокам. М.: ВКТ, Астрель, АСТ. 2011 г
  2. Литература, Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаух Н.Л., 2007
  3. Литературный справочник, Анищенко Г.А., 2012
  4. Массовая литература в понятиях и терминах, Черняк В.Д., Черняк М.А., 2015
  5. От проблемы-к аргументам, Справочник, Арестова Е., Зайчикова О., 2012
  6. Русские писатели, XX век, Биографии, Большой учебный справочник, Агеносов В.В., Басинский П.В., Ершова Л.В., 2000.

Интернет-источники:

  1. http://www.russkiy-literatura.ru/ 
  2. http://www.rgdb.ru/ 
  3. http://irina2010.ucoz.ru/index/0-2 
  4. http://www.feb-web.ru/
  5. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
  6. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
  7. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
  8. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Литература" в группах СПО"

Содержание и цели практических работ по литературе.          Практические работы по литературе направлены:- на анализ структуры произведения- образной сист...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА»

Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Информатика»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА»

Методические указания для выполнения практических работ составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине "Математика"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ЕН.01 «МАТЕМАТИКА» 19.02.10 Технология продукции общественного питания

laquo;Организация и  проведения практических работ»:методические рекомендации. - БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА» 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

laquo;Организация и  проведения практических работ»: методические рекомендации. - БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации практических работ по учебной дисциплине (МДК) ОУД.05 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического оборудования

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ,  где   10 часов занимают практические  работы  для специальности...

Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине ОДБ.01 Русский язык

Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине ОДБ.01 Русский язык являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 15.01.31 «...