Презентация и конспект урока по родному языку "Люблю березу русскую"
материал (6 класс)

Представлен материал урока родного языка с использованием кейс-технологии и технологии проектов. включены творческие задания (рисунок, синквейн), повторение материала по лексике. Развитие патриотических качеств - повторение символики рФ и неофициального символа - березы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rodnoy_yazyk.zip2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Люблю берёзу русскую» (Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы)

Программное содержание: Повторить и закрепить изученный материал; воспитывать любовь к Родине; познакомить с неофициальным символом России – березой; развивать творческие способности; прививать любовь к чтению.

Ход урока.

1-я часть. Вводная.

Добрый день. Сегодняшний урок мне бы хотелось начать немного необычно. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.

У каждого на столе лежит карточка с двумя заданиями (задания пронумерованы). Я читаю вам предложение, а вы ищете на него ответ в соответствии с вашим заданием. Общее задание у всех шестое.

Договариваемся сразу: никто не кричит с места. После выполнения задания представитель группы занесет свой ответ в соответствующее поле кроссворда.

Итак, предложение для

1 группы – Скоро весна одержит окончательную победу над зимой.

2 группа – Солнце согреет землю.

3 группа – Пробьются первые ручейки.

4 группа – Ёлочки сбросят остатки снега.

5 группа – Проснутся подземные жители.

6 группа – Зазеленеет первая травка.

Задание для групп:

  1. Найти в предложении существительное в В.п.
  2. Найти в предложении антоним к слову НЕБО.
  3. Найти в предложении порядковое числительное.
  4. Найти в предложении слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Найти в предложении слово, соответствующее модели приставка – корень – суффикс – окончание.
  6. Вспомните кличку собаки из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

Теперь представитель каждой группы выйдет и запишет свой ответ.

А мы посмотрим , что у нас получится.

п

о

б

е

д

у

з

е

м

л

ю

п

е

р

в

ы

е

ё

л

о

ч

к

и

п

о

д

з

е

м

н

ы

е

т

р

а

в

к

а

Итак, мы правильно выполнили задание  и получили слово – БЕРЁЗА. Как вы думаете, почему именно это слово я загадала? (например, будем говорить о ней на уроке).

Когда я произношу слово БЕРЁЗА, какие ассоциации у вас сразу возникают? (например, природа, тепло, птицы и т.д.) Это все, конечно, правильно, но никто (или мало кто) не сказал, что береза встречается в песнях, стихах, загадках. А ведь о ней очень много различных произведений – и произведений устного народного творчества, и авторских.

Так о чем мы поговорим на уроке? (как изображается береза в различных произведениях)

Прежде чем мы перейдем к знакомству с произведениями о березе, сделаем небольшой прыжок в прошлое и вспомним такой раздел лингвистики, как лексикология, вспомним, что такое нормы речевого общения и каково их применение.

Итак, лексикология-это раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его ЛЕКСИКА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ - это нормы употребления слов в нашей речи в соответствии с их значениями и речевой ситуацией. Нарушение лексической нормы является РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ.

Как соблюдать лексические нормы языка:

  1. Следует употреблять слова в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке и отражены в толковых словарях
  2. Надо правильно выбирать слово из ряда близких ему по значению
  3. Необходимо уместно использовать слово в той или иной речевой ситуации в общепринятых в языке сочетаниях

Посмотрите фото березы в приложении к уроку.

Учитель.У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? (Флаг, герб, гимн).

Учитель. Правильно, есть они и у России.  А знаете ли вы, что у России есть еще один отличительный знак? Назовите его. (Ответы детей).

2-я часть.

1. Работа с текстом. Внимательно и выразительно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Какова его тема? Как можно его озаглавить? Составьте простой план текста.

(У каждой группы на столе лежит текст. Ребята работают с ним несколько минут. Потом представитель каждой группы выходит и озвучивает свои ответы)

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое получила за цвет коры от слова «бер» - светлый, ясный, белый. Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Россию называют страной берез. Русские люди водили хороводы вокруг березки. Гости, приезжающие из других стран, любят фотографировать белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо-дерево.

Береза — поэтическая муза. Поэты «Страны березового ситца» восхищаются березой из века в век. «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось», — писал Пушкин о путешествии на юг в ХIX веке. «Принакрылась снегом, словно серебром», — восклицал Сергей Есенин — уроженец поэтичного села Константиново в ХХ столетии. И наши современники, в числе которых Андрей Дементьев, в долгу не остались: «Бере­зы в ночи — как улыбки… Вот так улыбается Русь».

Песенное дерево. Тополь, рябина, клен. Песен на Руси про любое дерево хватит, но с березой может посоперничать, наверное, лишь елка. Стихи о белоствольном дереве выходят столь поэтичные, что композиторы не могут удержаться от соблазна положить их на музыку. И уж конечно, зелень лугов и белизна заснеженных полей, соединившиеся в одном дереве, вдохновляют на творчество — народ поет. К слову, и аккомпанемент без березы не обходится — у гармоники гриф для клавиш часто делают из березы: материал крепкий.

Белый ствол и шапка зелени. Художественный взгляд на березу — в творчестве Шишкина, Поленова, Боголюбова, Куинджи. Саврасов в одной из своих самых известных картин «Грачи прилетели» показал березу по весне неказистую и даже мрачную. А вот «Февральская лазурь» Игоря Грабаря — с настоящим ощущением праздника. «Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы любит именно березы.

(Выслушиваем ответы групп)

Молодцы! Вы немного устали, поэтому предлагаю небольшую паузу.

Физкультминутка «Березонька» (движения заучить)

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой)

Присаживаемся!

А теперь предлагаю вспомнить, что такое СИНКВЕЙН. И отработать его на стихотворении А.А. Фета, потому что потом вы проделаете данную работу самостоятельно.

2. Чтение стихотворения А.А.Фета «Спроси у них -у дуба, у березы».

Учись у них — у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

А теперь 4 группы получат тексты.

 1 группа – русская народная песня.

2 группа – стихотворение С.А. Есенина.

3 группа – песня в исполнении С.Безрукова и группы «Любэ»

4 группа – «Рассказ о берёзе» Автор: Геннадий Снегирёв

Но групп у нас 5! Наша пятая группа – художники. Вы должны распределиться между собой, потому что ваша задача – зарисовать, как изображается береза в различных текстах (тексты лежат на столе группы)

Выступление представителей групп и оформление папки (текст, синквейн, рисунок)

  1. часть – ПРОБЛЕМНАЯ

Учитель. Ствол берез называют сарафаном, а ветки – косами. Как вы думаете,  почему?

(выслушать ответы детей). Похвалить.

Рефлексия

Подведем итоги. У вас на столах лежат березовые листочки.

Оцените сегодняшний урок по шкале от 1 – 5 (1 – было не интересно, не понравилось. 5 – все очень интересно, урок полезен)

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема:  «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»

Презентация и конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в лирике русских поэтов XX века»...

Конспект урока по родному русскому языку. Тема: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Цели:Специальные: а)познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;б) практические: формировать умение применять на практике знания о языковых нормах.Общепре...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....