Сопровождение к презентации урока родной литературы (русской)
методическая разработка (9 класс)

Урок по родной литературе ( русской)  по рассказу Ю. Буйды "Продавец добра"  в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное календарно-тематическое планирование

 по родной русской литературе в 9 классе  (17ч в год)

Тематический блок

Тема занятия

Дата  проведения

Мир детства

Ю.Куранов «Царевна»

6.09

Нравственность

Ю.Буйда «Продавец добра»

13.09

В.Крупин «А ты улыбайся!»

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?»

20.09

Человек и семья

А.Алексин «Подумаешь, птицы!»  

27.09

В.Солоухин «Под одной крышей»

04.10

А.Платонов «Семен»

12.10

Ю.Яковлев «Вратарь»

19.10

В.Солоухин «Моченые яблоки»

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»

26.10

Рождественские рассказы

Саша Черный «Рождественский ангел»

16.11

В.Токарева «Рождественский рассказ»

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»

23.11

Человек и природа

С.Георгиев «Собаки не ошибаются»

30.11

И.С.Тургенев «Живые мощи», «Перепелка»

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»

07.12

Мама

В.Астафьев «Шинель без хлястика»

14.12

Н.Тихонов «Мать»

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?»

21.12

Человек и война

Л.Пантелеев «Гвардии рядовой». В.Крупин «О войне»

28.12

1.  Я представлю вашему вниманию урок по русской родной литературе: Ю Буйда «Продавец добра»

2.    Знакомство с КТП.

3.       Вначале урока знакомимся с биографией автора рассказа, с  фамилией, творчеством…

4.     Переходим к теме урока (рассказ детьми  прочитан)

5.     Так как рассказ короткий, то ребята быстро его пересказывают

Рассказ о "городском сумасшедшем". Герой рассказа Юрия Буйды Родион Иванович не пил, даже курить бросил, поэтому жители города не понимают, отчего он сошел с ума -- по их мнению, сумасшествие может быть вызвано лишь пьянством.

И вот он разносит по домам собственноручно склеенные коробочки, в которых "лежит добро".

Он не просит много денег за "добро", ему достаточно и простой благодарности. Цель "продавца добра" -- не заработать, а дать больше добра людям. Рассказ учит тому, что главное в жизни -- это не вещи.

Как верно сказал герой рассказа, будучи еще в здравом уме, "добра-то много, да добра нет".

А "духовное добро" люди все чаще подменяют, к сожалению, "добром материальным.

6. Записываем в тетрадь, что такое ДОБРО как  морально-этическая категория.

7.  Задаю вопрос:  Для чего автор поведал нам эту печальную историю? Что хочет сказать главного?

( конечно, ребята пытаются высказаться,  находят в тексте  слова, в которых  говорится о Добре)

8.   Выясняем значение слова РОДИОН, и сравниваем  мужа и жену.

  Таким образом, и здесь мы можем противопоставить мужа и жену, муж находится там, где Бог, там, где нет греха, а жена – там, где темные силы. Она типичная жительница городка, поэтому можно говорить о том, что Родион Иванович противопоставлен не только своей жене, но  и всем жителям.

. Такое поведение героя только подчеркивает его непохожесть на других и подчеркивает его одиночество. Он одинок, как тот самый монах, проживший много лет в одиночестве на далёком острове. И не смотря на то, что он сошел с ума, он тоже пытается искупить грехи людей, предающихся земным радостям, не заботящихся о душевном состоянии.

Жизнь Родиона  была однообразна и не представляла собой никакого интереса для людей городка и для рассказчика, от лица которого ведется повествование.

Рассказчик пытается нам показать, как сама жизнь заставила маленького человека сойти с ума. Он говорит, нам что сегодня наша жизнь стала странной: для, того, чтобы быть добрым, человек должен сойти с ума.

Родион Иванович очень хотел, чтобы у людей было добро. Он таким образом постарался его материализовать. И если добра нет в душе людей, то, может быть, оно будет, когда они его купят, как покупают обычные вещи, и тогда его станет больше на земле?

9.   Выясняем, какие проблемы автор затрагивает в этом рассказе.

      1.    Добра

  1. Одиночества
  2. Бога.   Вот и в этой истории, похожей на притчу, присутствует Бог. Не обязательно канонический православный — напротив, у героя Юрия Буйды он принимает совершено необычный вид: то ли дурачка, то ли юродивого.

           Вспоминаем  здесь      «Юшку» А. Платонова

10 Возвращаемся к вопросу : Для чего автор поведал нам эту грустную  историю? Автор считает, что  ( слайд № 13)

 Отвечаем  так:  Рассказчик, , спустя несколько лет,  все-таки понял истинный смысл слова «Добро». Как и каждый человек должен сам дойти до этой сути. Как?

Так давайте мы, читатели, сделаем добро за Родиона Ивановича! Давайте научимся дарить радость друг другу, чтобы не сходить с ума, не теряться в больших городах в одиночестве. Кажется, что каждый день на нас сваливается так много трудностей, что продохнуть нельзя, но и трех секунд достаточно, чтобы сотворить маленькое доброе дело. Улыбнуться прохожему, поддержать слабого, сказать своим родным "Доброе утро" - все это уже поможет сделать мир лучше. Подарить доброте частичку нашего времени. И будем помнить русскую пословицу: "Жизнь дана на добрые дела"

11. Записываем  выводы.         Сначала формулируем устно, потом записываем.

12. Д.з..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....

Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность фор...