Рабочая программа по русскому родному языку 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Нялина Елена Валентиновна

Рабочая программа  учебного  предмета  "Русский родной язык" для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_7_klass.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "русский язык как родной язык" для обучающихся 7 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника:  Русский родной язык. 7 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. [О.С.Александрова, О.В.Заговоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина,  А.Г. Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых]. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2021.
  3. Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».
  1. Планируемые результаты освоения программы 7-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

● приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

 употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

 употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

 анализировать и различать типичные речевые ошибки;

 редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

 корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

 соблюдать русскую этикетную манеру общения;

 использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

 использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

 использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

 использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

 использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

 использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

 анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;

 распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

 анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

 анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

 уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформальногог общения

 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).

Раздел 2. Культура речи (4 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.

Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.  

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата

Примечание

план

Факт

Русский язык как развивающееся явление.

Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

Употребление устаревшей лексики в новом контексте

Употребление  иноязычных слов как проблема культуры речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

Трудные случаи употребления паронимов.

Типичные грамматические ошибки.

Нормы русского речевого и невербального этикета.

Традиции русского речевого общения

Текст. Виды абзацев.

Заголовки текстов, их типы.

Разговорная речь. Споры и дискуссия.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности

Язык художественной литературы. Притча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по русскому родному языку в 5 классе

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом...

Рабочая программа по русскому (родному) языку 9 класс

Рабочая программа по русскому (родному) языку...

Рабочая программа по русскому родному языку 8 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс

Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» «Русский родной язык»Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается...

Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса

Методическая разработка предназначена для учителей - предметников, завучей, студентов педвузов. Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по русскому родному языку для 10-х классов

Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 6 класс

Настоящая программа по русскому родному языку составлена на основе:1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.2. Федерального государственного ст...