Тема "Журавль и цапля"
план-конспект урока (7 класс)

Тип урока: комбинированный.

Цель: знакомство русской народной сказкой «Журавль и Цапля».

Задачи урока:

учебные:

- закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;

- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;

- отрабатывать навык выразительного чтения произведения.
коррекционно-развнвающие:

- корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями по карточкам;

- пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

- развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.

воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_tema_zhuravl_i_tsaplya.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ «Специальная (коррекционная)

школа № 6г. Нижнеудинска»

Урок: Чтение

Тема: Русская народная сказка «Журавль и Цапля»

Урок составила: Богданова Галина Анатольевна

Вариант:1

Тип урока: комбинированный.

Цель: знакомство русской народной сказкой «Журавль и Цапля».

Задачи урока:

учебные:

- закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;

- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;

- отрабатывать навык выразительного чтения произведения.
коррекционно-развнвающие:

- корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями по карточкам;

- пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

- развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.

воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Технологии: Здоровьесберегающие.

Методы: Активные, исследовательские, презентация.

Оборудование: музыкальный центр, учебники, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые словари.

                                                          Ход урока

  1. Организация начала урока (музыка «Начало сказки»)

-О каком жанре литературы мы сегодня будем говорить?

Ответы  обучающихся (сказка).

 2.   Повторение пройденного материала.

а) Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

Учитель

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

-Для начала вспомним определение «Сказка».

- Какие бывают сказки? (Народные, авторская или литературная).

-Чем отличается народная сказка от авторской?

Ответы  обучающихся (авторские написал автор, а народные - народ).

Назвать русские    народные    сказки.    

-Вы уже знаете, что сказки можно поделить на три группы, в
соответствии с их содержанием: бытовые, волшебные и сказки о
животных. Возьмите конверт, который лежит у каждого на краю парты,
в конверте находятся полоски с названиями сказок и три полоски с
надписями «сказки о животных», «бытовые сказки», «волшебные сказки».
Ваша задача — распределить данные сказки в три столбика и доказать,
почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку
.

(Названия сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».)

- Сказка отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть вам слово или выражение, а вы должны его продолжить и предположить, в какой сказке оно может встречаться.

Жили-были ...

Ждёт-пождёт ...

Жить-поживать ...

Добрый молодец ...

Красна-девица ...

За тридевять земель ...

Оценка работы учащихся с комментариями.

3.     Изучение нового материала.

а) Объявление темы и цели урока.

Учитель

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Мы будем учиться читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить её продолжение.

- Посмотрите на доску. Кто изображён на этих иллюстрациях? (Птицы - журавль и цапля.)

(сообщение обучающихся: Журавли – это отряд крупных птиц семейства журавлеобразных. Внешний вид всех журавлей имеет общие характерные черты: длинные ноги, удлиненная шея и длинный тонкий клюв. Эти особенности позволяют птицам легко передвигаться и собирать пищу на водно-болотных угодьях, являющихся основной средой их обитания.

Цапли являются очень узнаваемыми птицами, которых нельзя перепутать с другими видами из-за характерных особенностей строения. Их отличительные черты: длинные худые ноги и длинный клюв, имеющий прямую острую форму. Также у цапель особый изгиб в области шеи, обусловливающий необычное положение. головы.

-Послушайте звуки и определите какая птица их издаёт?
- Сказка, которую мы будем сегодня читать, именно об этих двух
птицах, и называется она «Журавль и Цапля». Как вы думаете, к какой
группе сказок можно отнести сказку с таким названием?

-Как может повести каждая из птиц в сказке?

б)        Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

Учитель

-Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою
точку зрения.

- Какой показалась вам эта сказка: грустной, весёлой, какой-то незаконченной?

в) Речевая разминка.

Учитель

- Попробуем сказать быстро: «Это присказка, а не сказка, сказка
будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

- Объясните, как вы понимаете эти выражения.

г) Объяснение значения непонятных слов из сказки.

- Ребята, в сказке вам встретятся такие слова, как:

сватовство (посвататься) и верста (семь вёрст). (Слова записаны на карточках и прикреплены к магнитной доске.)

- Как вы думаете, что такое «сватовство»? Если не знаете, то
попробуйте спросить у соседа по парте.

- Для подтверждения или опровержения ответа посмотрите значение слова в толковом словаре.

- Как вы думаете, это слово устарело или встречается и сейчас в нашей речи?

- А что значит «посвататься»? Объясните значение этого слова.

- Найдите в толковом словаре значение слова «верста».

- Употребляют ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем
сейчас расстояние?

д) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте.

Учитель

Вопросы учителя по содержанию сказки:

- Прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?

- Как называется начало сказки? Оно связано со сказкой?

- Как вы думаете, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?

- Чем Журавль не понравился Цапле?

- Обидел ли Журавля отказ Цапли? Почему?

- Как повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясните, почему.

- Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их
отказах друг другу. Почему это происходит?

- Попробуем составить рассуждение с опорой на алгоритм.
Карточка   с   алгоритмом  рассуждения  прикрепляется   на  магнитную

доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.

- Какие качества птиц показаны нам в этой сказке?

- Как вы думаете, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться? Почему?

- Объясните значение выражения «несолоно хлебавши». Попробуйте заменить это выражение другим, но с тем же смыслом.

Слабоуспевающим школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего не добился, съел несоленую пищу.

Физминутка.

Представьте себя цаплей, которая пытается  пройти по кочкам на болоте  до безопасного места (от своей парты пройти до доски).

После представить себя лебедем (на одной ноге взмах руками, затем на другой также).

4. Закрепление изученного материала.

а)        Повторное чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда отказывает.

б)        Анализ содержания сказки, работа с пословицами.

- Работа по карточке № 2. Нужно подобрать правильный вариант окончания пословицы, объяснить ее смысл и определить подходит ли она к сказке.

Карточка № 2

Семь раз отмерь, ...

и семь раз отрежь.

один раз отрежь.

Сначала думай, ...

потом говори.

потом делай.

От одного слова ...

никогда не будет ссоры.

да навек ссора.

-Какую мысль пытается донести до нас народ в этой сказке?

5. Подведение итогов урока.

а) Вопросы учителя.

-Ребята, что бы вы посоветовали героям этой сказки?

-Чему учит нас эта сказка?

-Пригодятся ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?

б) Выставление оценок с комментариями.

в) Объяснение и запись домашнего задания.

   Самостоятельное придумывание продолжения сказки и её рассказывание.

-        Ребята, мы с вами уже сказали, что в этой сказке как будто нет
конца, она заканчивается тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту
друг к другу свататься и никак не могут договориться. Попробуем изменить
концовку этой сказки, придумать своё продолжение.

Более сильным учащимся даётся свобода для творчества,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учимся рисовать воробья и цаплю"

учимся рисовать воробья и цаплю...

Тестовые задания по сказке В.Телешова "Белая цапля".

Материал представляет собой тестовые задания по литературе 6 класса (ОС "Школа 2100") по сказке В. Телешова "Белая цапля". Тесты проверяют, насколько хорошо усвоили учащиеся текст сказки....

Исследовательская работа "Биологические особенности обитания серой цапли на территории Афанасьевского района"

Авторская аннотация к исследовательской работе «Биологические особенности обитания и жизнедеятельности серой цапли на территории Афанасьевского района»    В этой исследовательской работ...

Тема преступления и наказания в сказке Н.Телешова "Белая цапля".

Обычно в сказках на жестокость способны только злые герои. Н.Телешов отступает от сказочного шаблона.Для чего он это делает? Перед каким нравственным выбором стоит принцесса Изольда? Какие наказания н...

Телешов Белая цапля Тест

Тест. 10 вопросов...

Преступление и наказание в сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"

конспект урока литературы в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Образовательная программа 2100»....

Преступление и наказание в сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"

конспект урока литературы в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой  «Образовательная программа 2100»....