Сценарий
методическая разработка (9 класс)

Елена Анатольевна Сысоева

Литературно-музыкальная композиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kompozitsii.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Через книгу к свету и добру»

(для учащихся 8-9 классов).

Цель : проанализировать образ учителя в отечественной литературе.

Задачи:

рассмотреть теоретический аспект  становления учительства в прошлом;

описать образ учителя в отечественной  художественной литературе;

проанализировать образ учителя   на современном этапе.

Предмет изучения: учитель на страницах отечественной литературы.

Объект  изучения: образ учителя в произведениях Л.Н. Толстова, В. Быкова , М.П. Прилежаевой, В.Г. Распутина, Н.З. Соломко.

Методы исследования: обзор художественной литературы; обзор материалов средств массовой информации по теме исследования; поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте

посеянных им семян. »

(Дмитрий Иванович Менделеев -

русский учёный-энциклопедист)

Видео - заставка – слова В.В. Путина о том, что 2023 объявлен годом «Педагога и наставника».

Учителя, педагоги, наставники... Сколько еще синонимов можно

подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей,

для школы. Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. В педагогических системах Ушинского, Макаренко,  Сухомлинского можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.

- Константин Дмитриевич Ушинский

                                                "Если педагогика хочет

                                                               воспитывать человека во всех

                                                                          отношениях, то она должна прежде

               узнать его тоже во всех отношениях"

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Константин Ушинский - прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России. Автор многочисленных научных трудов и произведений для детей. Его любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающие зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам.

- Антон Семенович Макаренко – известный на весь мир педагог, писатель.

                              «Мой метод - это единственное средство

справиться с трудными и травмированными детьми,

      нуждающимися в помощи».

Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания, как беспризорников, так и детей, росших в семье. Автор многочисленных публикаций, среди которых самой

значимой стала «Педагогическая поэма». Имя Антона Макаренко известно даже тем, кто не имеет к педагогике абсолютно никакого отношения. Но это не мешает вести жаркие споры вокруг той уникальной методики воспитания, которую он сам разработал и внедрял в жизнь. Многие видят в нем гения, другие говорят о нем, как о жестком человеке, не дающем спуску своим ученикам. Что бы там ни говорили, Макаренко сам уверял, что его метод - это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни.

- Василий Александрович Сухомлинский - педагог-новатор Советского периода , создатель своей собственной обучающей системы. Член-корреспондент Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда, заслуженный учитель.

                   « Не стоит стесняться выражать свои чувства,                                                         быть впечатлительным, отзывчивым

                                       и иметь тонкую натуру. Стыдиться должны те,

                         у кого душа «окаменела и стала нечувствительной»,

                                       а вот чтобы стать «человеком»,

                                       нужно учиться всю жизнь».

             На протяжении всей своей жизни Сухомлинский считал, что в школе всегда должно быть четыре важные вехи: культ человека, культ книги, культ Родины и культ родного слова. В школе, где работал известный педагог, книгу превозносили, а личная библиотека Сухомлинского могла похвастаться девятнадцатью тысячами томов, которые были в свободном доступе для всех желающих. Ключевым принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать принцип «радость познания». Он стремился научить учеников любить науку, книгу, школу, чтобы знания стали страстью и интересом.

Звучит песня «Учитель» в исполнении шоу группы «Улыбка».

Одновременно демонстрируются кадры из художественного фильма «Работа над ошибками» (2015 г.)

- Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

- Целый ряд писателей обращается к традиционной «школьной» теме, в которой ведущая роль принадлежит учителю.

- Мы приглашаем вам совершить литературный экскурс:

«Учитель…  Какой он на страницах  художественной  литературы».

1. Лев Николаевич Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки по им же написанным учебникам. В повести «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.

Наш герой Карл Мауер является в повести учителем детей в семье Иртеньевых. Глава семьи доверил Карлу Ивановичу воспитание и обучение Николеньки и Володи.

В классной комнате его голос становился требовательным и строгим. И дети его слушали внимательно, не шаля и не отвлекаясь. Тут уже Карл Иванович выступал не просто в роли учителя, он наставник детей, ведущий их по жизненному пути.

Николенька  часто предлагает читателю рассмотреть портрет своего учителя: длинная фигура, доброе лицо, большой орлиный нос, редкие седые волосы, голубые глаза, больная рука с недостающим средним пальцем.
Что касается отношения самого Карла Ивановича к детям, которых он воспитывал и обучал, то можно сказать следующее: он их, конечно, сильно любил, но эти чувства не были слепыми, учитель зорко следил за шалостями и провинностями, не допускал излишней избалованности. Он мог быть добрым дядюшкой, а мог вдруг стать строгим наставником, не терпящим возражений.
Хороший учитель всегда оставит благоприятный след в душе человека. Лишь его добрые глаза и благородные нравы заставляют нас идти по правильному пути. Благодаря Карлу Ивановичу наш главный герой Николенька вырос таким добрым и чутким человеком.

2. В повести Василя Быкова «Обелиск» автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.

        Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников “отличников учебы и послушных зубрил”, прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.

        Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что “не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили”.        Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче. Мороз     добровольно сдался  немцам, так как не мог бросить своих учеников одних в предсмертный час.

 И до последнего момента учитель оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

 (Сопровождается показом отрывка из фильма).

3. Повесть Марии Павловны Прилежаевой  «Юность Маши Строговой о судьбе молодой учительницы, о первых шагах ее трудовой жизни, которые пришлись на грозные военные годы. Отношение героини к жизни, к людям, к своему делу являют собой образец высокой нравственности.

Маша Строгова только закончила школу и поступила в университет на педагога. Началась война и ей вместе с семьей пришлось эвакуироваться из Москвы. Дальше адаптация в новом месте, обучение в университете, тоска по друзьям и горе от потерь войны. Казалось бы, 20 лет – самая юность, влюбленность, свобода и взросление. Но, к сожалению, приходится принимать и внешние обстоятельства. После выпуска – работа в школе с детьми, малый опыт, страх перед уроками и большое желание научить чему-то важному своих учеников. Эхом в сердцах учеников отзывается "Слово о полку Игореве". Переживающим трудные годы войны детям оказывается близок князь Игорь, "лучше убитым быть, чем полоненым быть".

Говорят же, что педагог – это призвание. Маша не хочет просто скучно вести урок, она хочет вложить в ребят такие понятия как доброта, честность и искренность. Научить дружить, читать разную литературу и не бояться ничего в этой жизни.

4. В послевоенные годы от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время. Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». 

Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель Валентина Григорьевича. Она названа в произведении своим именем. Это Лидия Михайловна  Молокова.

В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги. Этот бескорыстный поступок директор оценил как «… преступление. Растление. Совращение». Учительница была уволена и уехала к себе домой. Даже оттуда она отправила своему ученику посылку с крупными яблоками, о которых рассказывала, и макаронами.

Потом Лидия Михайловна так и не вспомнила об этой посылке, а он этот урок запомнил на всю жизнь, в его судьбе она сыграла огромную роль: помогла осознать, что нельзя пройти мимо чужой беды. Французский язык наш герой так не выучил, а вот уроки доброты и милосердия усвоил на всю жизнь. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Настоящим учителем можно назвать только того, кто учит доброте и неравнодушию к окружающим – главная мысль этого произведения.

(Сопровождается показом отрывка из фильма).

5. Наталья Зоревна Соломко «Белая лошадь – горе не моё».

Эта светлая и чистая повесть рассказывает нам о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих подопечных стремление к добру и справедливости.

(Сопровождается показом отрывка из фильма).

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога с учениками до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

- Монтаж:                        

Стихотворение Ирины Сеньчуковой

Быть учителем нелегкая работа…

1. Быть учителем нелегкая работа.

Нужно много знать, уметь, творить.

Днем и ночью хлопоты, заботы-

Как бы все успеть и не забыть!                                     2. Не забыть бы лишнюю линейку,

Ручку, ластик, мел и карандаш.

Для Аленки, Светы и Андрейки,

Кто свое забыл, тому отдашь.

3. Не забыть бы похвалить Маринку

За пятерку (слабую пока).

Посадить поближе, в серединку,

Шумного мальчишку-новичка.

4. Не забыть проверить расписанье

И про лыжи записать в дневник.

Поругать слегка за опозданье,

Тех, кто так опаздывать привык.

5. Не забыть проверить все тетрадки

И конспект на завтра почитать.

Атлас новый принести ребяткам,

Дочку в садик с вечера собрать.

6. Темнота за окнами ложится,

Заставляя всех глаза закрыть.

Только нашему учителю не спиться:

Как бы все успеть и не забыть!

7. А на утро с доброю улыбкой,

Вы войдете в свой любимый класс

И в глазах прочтете без ошибки,

Как все дети сильно любят Вас!

Звучит мелодия песни «Философы в 13,5». На этом фоне слайд-шоу фотографии учителей, работающих в классах.

- И закончить композицию хотелось бы строками синквейна:

Учитель!

Справедливый, требовательный

Учит, воспитывает, помогает

 Человек, любящий свое дело

Наставник

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"

интересный тематический сценарий последнего звонка....

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"

Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).

Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...