Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)
план-конспект урока (5 класс)

Сенди Айслу Чапаевна

 

Цели урока:

Предметные:

1)  различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )

А) находить в предложениях с помощью вопросов имена существительные имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа.

Б ) правильно употреблять их в речи.

Личностные:

1) Воспитание самостоятельности

А) брать на себя ответственность

Б) брать ответственность за работу группы в целом.

2.Воспитание патриотизма

А) воспитание уважения к школе, Родине

Б) воспитания любви семье, родителям.

Метапредметные:

1.Развитие способности к анализу  и обобщению.

2) Развитие устной и письменной речи, творческих и познавательных способностей учащихся с помощью устного народного творчества.

- деятельностная : уметь опознавать число имен существительных.

- содержательная: формировать знания о числах имен существительных.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- Формулировать тему и  цель урока искать пути её решения,  соотносить  цели и  результаты своей учебной деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: -владеть приёмами отбора и систематизации материала.

-анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД:

-Свободно излагать свои мысли.

-Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

-оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Средства обучения:  сюжетные и предметные картинки, загадки, карточки, мультимедийная презентация, цветные жетоны.

2)  опираясь на материалы устного народного творчества тувинского народа развивать устную и письменную речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Число имен существительных28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с.Булун-Терек имени Кара-оол В.Х.

Чаа-Хольского кожууна  Республики Тыва

Число имен существительных

Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе

(изучение новой темы)

               Сенди Айслу Чапаевна,

учитель родного (тувинского) языка и литературы

 1 квалификационной категории.

Булун-Терек.

Тема: Число имен существительных.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Предметные:

1)  различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )

А) находить в предложениях с помощью вопросов имена существительные имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа.

Б ) правильно употреблять их в речи.

Личностные:

1) Воспитание самостоятельности

А) брать на себя ответственность

Б) брать ответственность за работу группы в целом.

2.Воспитание патриотизма

А) воспитание уважения к школе, Родине

Б) воспитания любви семье, родителям.

Метапредметные:

1.Развитие способности к анализу  и обобщению.

2) Развитие устной и письменной речи, творческих и познавательных способностей учащихся с помощью устного народного творчества.

- деятельностная : уметь опознавать число имен существительных.

- содержательная: формировать знания о числах имен существительных.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- Формулировать тему и  цель урока искать пути её решения,  соотносить  цели и  результаты своей учебной деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: -владеть приёмами отбора и систематизации материала.

-анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД:

-Свободно излагать свои мысли.

-Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

-оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Средства обучения:  сюжетные и предметные картинки, загадки, карточки, мультимедийная презентация, цветные жетоны.

2)  опираясь на материалы устного народного творчества тувинского народа развивать устную и письменную речь учащихся.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 УУД

I Орг.момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

А) Проверка готовности к уроку.

Б) Проверка домашнего задания

Работа с картинкой на экране.

-Ребята, посмотрите, что здесь изображено?

-Ребята ,вы все  наверно знаете, у нас, у тувинцев есть очень хорошая традиция -встречать гостей с чаем.

-Кто знает пословицы , связанные с этой традицией?

  -Выпив чая с нашей красивой  пиалы , приглашаю вас «Играть в игры» с заданиями  нашего национального праздника «Шагаа».

Отвечают на вопросы.

-Пиала с чаем.

Высказывают пословицы.

-Аалга кирген кижи-аяк эрии ызырар.

Арга кирген кижи-саат дайнаар.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные :

1. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

Самоопределние

Регулятивные :

Целепологание

II. Актуализа

ция знаний.

Формулирование темы, постановка цели.

-Посмотрите внимательно на этот слайд .

-Что  и кто здесь изображено?

-К какой части речи относятся эти слова?

 - Подберите  имена существительные единственного числа.

- Теперь назовите имена существительные во множественном числе.

-Молодцы! Правильно.

-Какова тема сегодняшнего урока?

- Что мы должны делать на уроке? Какую цель поставим?

Работа с рисунками на слайде.

Книга-книги, мальчик-мальчики, девочка-девочки, тетрадь-тетради.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные УУД

1. Владеть приемами отбора  и систематизации материала.

2.Сравнивать, группировать.

Регулятивные УУД:

1.высказывать предположения .

2.формулировать тему и цель урока.

3. Искать пути решения проблемы.

III.Открытие новой темы

-Какие игры проводим во время Шагаа?

Игра «Аът чарыштырары» , «Конные скачки».

(Объясняет правила игры) Кто быстрее всех закончит предложения, тот и становится победителем-скакуном.

-Какие варианты окончаний имен существительных во множественном числе  вы употребляли.

-Запишите имена существительные во множественном числе в тетрадях и подчеркните корень, окончание слов.

- Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа.

Например:

          Чон, чылгы.

Чылгы кадарар.

Чигир садар

-Тевектээри, кажыктаары, чунгулаары, ча адары , аас чогаалынга моорейлер и.т.д.

Закончить предложения.

Делают вывод.

Работа с учебником.

-ЛАР;

-ТАР;

-НАР;

-ДАР.

куштар, чааннар.

Познавательные УУД:

1.Анализ, умение структурировать знания.

Личностные:

Планирование учебной деятельности.

Закрепление

- Накануне  Шагаа  тувинцы соревновались на знание устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы, сказки . Давайте попробуем отгадать  загадки и определим число отгадок  .

-Игра   «Тывызыктар»

-А)  Индивидуальная работа

Во время Шагаа какая игра вам больше всего нравится?

Игра «Чуңгу», «Каток».   (Упражнение 248)

Б) Групповая работа Игра «Ча адары» , «Стрельба из лука»

(Упражнение 251) Назовите выделенные слова, аналогичные по значению на русском языке.

В)Работа по парам. Игра      « Чарыш» 

Дети отгадывают загадки.

(Демир-ужук, салаалар, сылдыстар, дээр.)

Физминутка

«Тыва хемчеглер»

Шагдан тура сагып келген.

 Чаагай эки чаңчылдыг бис.

Даараар, чазаар, шеверлээрде

Дарый, дүрген санап  тывар

Таан эптиг хемчеглерни

Сактып, бодап катаптаалы:

Салаа-биле: бир илиг, ийи илиг, үш илиг

Дараазында бо-дур көрем:

Мугур сөөм, кыры дурту

Бир кулаш, төш чартыы

Бир базым, ийи базым

Адыш оюу, карыш дурту.

Ответы детей.

Кто быстрее, правильно сделает задание, тот первым спустился с горы.

Какой ряд сделает задание правильно и точно, этот ряд станет лучшими стрелками.

Работа с карточкой.

Осуществляют взаимоконтроль, взаимопро-

верку

Заполните таблицу.

Дописать и выделить окончания , имен существитель-

ных.

Предметные

1. Формирование навыков решения практических заданий.

   2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные:

1.Свободно излагать свои мысли.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.Договаритваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Итог урока

-Ребята , расскажите свои мнения о традициях, национальных играх тувинского народа.

-Давайте подведем итоги нашего урока.  Что мы узнали нового?

-Что нужно сделать, чтобы избежать орфографических ошибок?.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.

Поднимают белые кружочки, кто считает себя, что хорошо работал, усвоил тему урока, а тот кто немного опаздывал или делал ошибки поднимают синие кружочки.

Регулятивные:

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее  задание

Дается инструкция по выполнению домашнего задания.

Задание на оценку «4» -

Упражнение 252.;

-Задание на оценку «5»  -

Проект « Число имен существитель-ных в загадках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множественное число имен существительных урок 5 класс

Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"...

Урок родного (башкирского) языка в 6 классе на тему: "Ымлыҡтар" ("Междометие").

Класс:6 Предмет:родной (башкирский) язык Автор: Тулумбаева Эльза Юрисовна, учитель башкирского языка и литературы МАОУ "Центр образования № 35" города Уфы Республики Башкортостан. В ходе уро...

Урок родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"

Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"Задачи:·        познакомить с диалектами...

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме: "Диалектизмы

Тема урока:Диалектизмы и их особенности.Цели: Образовательная: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в...