Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана"
план-конспект

Елисова Татьяна Сергеевна

Интеллектуальный марафон «Лишь слову жизнь дана…». Внеклассное мероприятия для учащихся 6-8 классов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по родному языку

Тема: Интеллектуальный марафон по родному языку «Лишь слову жизнь дана…»

Цели:

  1. Способствовать развитию интереса к родному языку.
  2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за свой язык и свою страну.
  3. Совершенствовать навыки выразительной речи.
  4. Повышение статуса современного русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация учителя, распечатанный раздаточный материал

Тип занятия: урок-игра

ЛИТЕРАТУРА

1.        Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся \ Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова. – М.: Просвещение, 2005 г.

2.        Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать…(нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы. – Волгоград, 2002 г.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас принять участие в интеллектуальном марафоне по родному языку – «Лишь слову жизнь дана…»

  1. Актуализация. Сообщение темы и целей занятия

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А это язык.

Мы врастаем, идём учиться в школу, в колледж, институт – целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. Что же такое «слово»?

По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. В нашем состязании принимают участие 2 команды.

Деление на команды происходит случайным образом с помощью разноцветных жетонов.

( 1 команда - , 2 команда - ). Придумайте название своим командам, выберите капитанов.

Названия команд записываются на доске (на столах)

Сегодня участникам марафона предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто лучше справится с испытаниями, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…

Марафон состоит из 7 раундов. За каждый вам будут начисляться баллы. Телефонами на игре пользоваться запрещено. В случае нарушения, заработанные очки будут списываться.

  1. Игра

(бланки ответов разложены в конвертах на столах)

Раунд 1. КОНКУРС ЗАГАДОК-ШУТОК

Предлагаю наши соревнования начать с разминки – конкурса загадок-шуток. Среди слов, как и среди людей, много однофамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для шутливых загадок. Итак, 1-й конкурс. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На выполнение этого задания командам дается 4 минуты (бланки ответов по истечению времени забирает жюри).

  1. Горючая порошкообразная смесь алюминия, сгорающая при высокой температуре; отряд насекомых (Термит)
  2. Результат коррозии металла; заболевания многих растений, например «хлебная …». (Ржавчина)
  3. Короткий стержень из фарфора, агата, металла с округлым концом для измельчения чего – либо в ступке; часть цветка (пестик)
  4. Единица количества вещества; вид мелкой бабочки (моль)
  5. Щетка для мытья химической посуды; рыба семейства окуневых (Ёрш)
  6. Химический элемент; сосновый лес; стержень со стальной или алмазной головкой. (Бор)
  7. Не только консервирование в солёном растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)

Учитель: Слово уважаемому жюри (баллы записываются на доске)

Учитель: Итак, разминка прошла успешно, продолжаем конкурсную программу.

Раунд 2. КОНКУРС ЗНАТОКОВ УДАРЕНИЯ

Проверим, как конкурсанты владеют орфоэпическими нормами. Возьмите бланк ответов №2.

Расставьте  в словах ударение. На выполнение задания отводится 2 минуты, за каждый правильный ответ 1 балл.

Задание: эксперт; квартал; краны; облегчит; черпать; включит; каталог; средства; нефтепровод; свекла; сироты; феномен; красивее; диспансер

Раунд 3. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ

Для начала вспомним, что же такое пословица и поговорка? Чем они отличаются?

Учитель: А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживёшь».

Конкурс будем проводить в 2 этапа

1 этап. Собери пословицу. На первом этапе вам предстоит собрать пословицы  и поговорки, тонким намеком раскрывающие отдельные свойства химических элементов и веществ.  На это задание отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Время

А) а неправда в человеке не утаится

2. В душу влезет,

Б) чужой - стеклышко

3. Ржа на железе,

В) дороже золота

4. Без соли невкусно,

Г) чем мед у врага

5. Лучше вода у друга,

Д) таково и полотно

6. Свой глаз – алмаз,

Е) а без хлеба несытно

7. Каково волокно,

Ж) а за серебро продаст

1-В), 2-Ж), 3-А, 4-Е), 5-Г), 6-Б), 7-д)

2 этап «А  как у нас?»

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». На выполнение задания дается 4 минуты.

  1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
  2. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь». (Тише едешь – дальше будешь».)
  3. Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда». (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
  4. Немецкая: "Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет". ("Как волка не корми, он все в лес смотрит")
  5. Украинская: «И живи до старости и учись до старости». (Век живи – век учись.)
  6. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Кончил дело – гуляй смело.)

Учитель: Слово уважаемому жюри.

Раунд 4. «В погоне за существительными». Конкурс капитанов.

Учитель: Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в разговоре, называя предметы и явления действительности? Итак, конкурс называется «В погоне за существительными». Это конкурс для капитанов.

В течение 5 раунда, пока ваша команда будет работать без вас, вам необходимо написать как можно больше имён существительных, обозначающих качества человеческого характера. Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные. Н а п р и м е р : положительное – храбрость, отрицательное – трусость. За каждую правильную пару начисляется по 2 балла.

Качества человеческого характера

Положительные

Отрицательные

 А пока наши капитаны заняты погоней за существительными, мы с вами поговорим об истории языка. Капитаны сдают бланки жюри.

Раунд 5. «В мире фразеологизмов»

Мы с вами часто употребляем в речи устойчивые сочетания, но страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Он бежал сломя голову», или «Он в этом деле собаку съел», или «Заруби себе на носу».

Однако мы с вами имеем честь принадлежать к русскому народу и, конечно, знаем, что означают такие фразы. А вот насколько хороши мы с ними знакомы нам и предстоит проверить.

Сейчас вам, дорогие участники, предлагается проявить себя в конкурсе фразеологизмов.

(Обратимся к шпаргалке). Конкурс с рисунками-подсказками. Нужно вспомнить фразеологизм и определить его значение. Максимально за каждое угаданное задание можно получить 2 балла. На каждый слайд отводится 30 секунд.

  1.  Делать из мухи слона – преувеличивать
  2. Спать без задних ног – крепко
  3. Плясать под чужую дудку – подчиняться другому человеку
  4. Откладывать в долгий ящик – затягивать (откладывать) дела
  5. Висеть на телефоне – долго разговаривать
  6. Подложить свинью – сделать подлость
  7. Медведь на ухо наступил  – отсутствие музыкального слуха
  8. Быть под каблуком – подчиняться женщине.
  9. Намылить шею – побить, поколотить
  10.  Кот наплакал – очень мало

Слово предоставляется жюри. Огласите баллы за конкурс капитанов.

А пока жюри подсчитывает баллы за конкурс фразеологизмов, предлагаю вам проявить себя в конкурсе «Чёрный ящик».

Раунд 6. КОНКУРС «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

Сейчас появится «чёрный ящик» с некими предметами. Я постараюсь намекнуть вам на то, что в нём находится. Ваша задача – угадать эти предметы. На размышление вам дается 2 минуты. (Выдается бланк ответов №6)

Задание 1.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. (Камень.)

Задание 2.Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь отличающегося чрезмерной худобой человека. Глупый человек будет искать её среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. (Иголка.)

Задание 3. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. (Ключ.)

Задание 4. Козла упрекают в том, что предмета, находящегося в этом ящике, у него не бывает. И у птиц его тоже не бывает, но все почему - то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. (Молоко)

Сдайте свои бланки ответов.

Учитель: Слово многоуважаемому жюри. Огласите баллы за конкурс фразеологизмов.

Раунд 7. «Всё на «К». Что является основной единицей языка? (слово).

Посмотрите на предложение, написанное на слайд. Что необычного можно в нем заметить?

Следующий конкурс называется «Всё на «К». Необходимо составить предложение, в котором все слова начинаются на букву «К». Но помните, что слова в предложении должны быть связаны между собой, и оно должно иметь законченный смысл. На выполнение задания отводится 5 минут. За каждое слово можно получить 1 балл.

Например: Акционер абаканец Антон акклиматизировался, арендовал аккуратный ангар, аукционный автомобиль, аргументировал аванс, активировал авантюрный альбом, анонсировал алиби.

Капитаны зачитывают предложения, которые получились у команд. Жюри подсчитывает баллы.

  1. Рефлексия. Что ж, дорогие друзья, наша игра подходит к концу. Пока жюри подсчитывает баллы за последний конкурс и за всю игру, перед вами последнее испытание. С ним необходимо справиться в течение 5 минут. Каждая команда должна составить синквейн на тему «Язык». Напомню вам, что это такое. (на листах формата А4)
  • В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
  • Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия).
  • Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета.
  • Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к теме/предмету.
  • Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Всё понятно? Приступаем к выполнению последнего задания. Команды сами зачитывают свои синквейны. (Они прикрепляются на доску).

Вот и закончились ваши испытания. Жюри уже готовы назвать нам победителей, а я хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в нашем марафоне.

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Учитель: Слова, поговорки, пословицы, фразеологизмы, с которыми мы познакомились, - это всего лишь капля море слов. Но, возможно, эта капля приведёт нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, многозначные слова русского языка. Великие люди утверждают:

Заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету всё, что имел.

Дэниэл Уэбстер

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Л.Н.Толстой

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Конфуций

Говори, чтобы я тебя увидел!

Сократ

5. Итоги занятия:

- Какие задания оказались наиболее трудными, а какие оказались самыми интересными?

- Хотели ли бы вы в дальнейшем принимать участие в интеллектуальных марафонах?

Спасибо Вам за любовь к СЛОВУ!!!

(Дополнительные раунды, если ребята будут быстро справляться с заданием или будет ничья по баллам)



Предварительный просмотр:

Дополнительный раунд.

Эпонимы – лицо, от имени которого образованы имена нарицательные или другие имена собственные. Ваша задача по предложенной истории определить, что это за слово и вписать его в бланк ответа. На обсуждение и заполнение бланка мы даём вам по 1 минуте на каждый эпоним.

 А)  Это слово по легенде произошло от имени французского врача Шарля Латена. Он проводил бессмысленные операции, обещая полное выздоровление, и, получив деньги, скрывался. А несчастным пациентам становилось только хуже. (Шарлатан)

Б) Белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь этого английского бумажного фабриканта, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки (Джеймс Ватман).

В) Известно, что граф был заядлым картежником. По легенде, он просиживал за игровым столом круглые сутки. Чтобы не отрываться от любимого занятия даже на перекус, граф придумал хитрость. Он приказал слугам подавать ему прямо во время игры кусок холодной говядины, помещенный между двумя ломтиками жареного хлеба. Такой бутерброд можно было есть без ножей и вилок и при этом не пачкаться. Позже такой бутерброд стал неотъемлемой частью культуры питания Англии. Его стали готовить и есть повсеместно (Джон Монтегю Сэндвич).

Г) Свое название знаменитое блюдо получило в честь своего создателя, шеф-повара, французского или бельгийского происхождения, державшего в Москве в начале 1860-х годов ресторан «Эрмитаж». Его рецепт был тайной, которую он так и не разгласил до самой смерти. По данным Гиляровского, повар держал рецепт в тайне, хотя основные ингредиенты были известны. И как ни старались гурманы того времени воспроизвести его в точности, ничего подобного у них не получалось. Это стало поводом для различного рода легенд (Люсьен Оливье).

Д)  Хотя точное происхождение слова не доказано, исходя из упоминаний в литературе и музыкальных произведениях 19-го века, людей, нарушающих общественный порядок, стали называть эти словом в честь ирландского вора и вышибалы, который жил в Лондоне. (Патрик Хулиган (конец 19-го века), ирландский вышибала).

Е) Это слово обязано своим появлением британцу Чарльзу, который работал управляющим у лорда Эрна, землевладельца на западе Ирландии. В 1880 году работники отказались убирать урожай и устроили забастовку под руководством местного профсоюза. Жители графства Мейо, где работал Чарльз, добивались справедливой арендной платы, права оставаться на земле и права свободной купли земли. Когда же управляющий попытался прекратить их протестные выступления, ирландцы стали всячески игнорировать англичанина: они перестали с ним здороваться, отсаживались от него в церкви, а местные продавцы отказывались обслуживать его в магазинах. Британская пресса широко освещала кампанию, развернувшуюся против управляющего, и, хотя он вскоре покинул Ирландию, его фамилия уже стала именем нарицательным. (Бойкот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса

Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация  познакомит с авторами словарей и историей их соз...

Литературно-музыкальная композиция "Лишь слову жизнь дана"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции "Лишь слову жизнь дана" по повести А.С. Пушкина "Метель"  и музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова....

внеклассное мероприятие Лишь слову жизнь дана

Внеклассное мероприятие "Лишь слову жизнь дана" проводилось в 5 классе. Первая часть мероприятия представляет собой рассказ о том, как создаётся книга. О том, какой путь ей пришлось пройти, кто приним...

Сценарий Дня славянской письменности и культуры: «Лишь слову жизнь дана»

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пе...

Интеллектуальный марафон "Лишь слову жизнь дана..."

Данный материала поможет учителю в проведении предметной недели русского языка и литературы....

презентация к проекту "Лишь слову жизнь дана..."

Презентация к проекту, посвященному Году литературы...