Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»
материал

Авдонина Елена Вячеславовна

Сообщение

 

«Эффективные  технологии формы  и  методы  работы  на уроке  как условие  повышения    качества  образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п.Синегорский»

 «Использование         «принципа проблемности» в обучении учащихся с низкой мотивацией по подготовке к государственной аттестации и ВПР на уроках русского языка.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Авдонина Е.В.

Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение — это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.

Цели проблемного обучения:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Технологическая схема проблемного урока:

Учитель

Создаёт проблемную ситуацию;

Направляет учащихся на её решение;

Организует поиск решения.

Ученик

Приобретает новые знания и способы работы с материалом;

Формирует своё отношение к проблеме

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

— формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

— учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

— обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

— продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Как же я это делаю на уроке? Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить. Например, при изучении «Горе от ума» А.С.Грибоедова (9класс) не сложно выяснить, чем не похожи друг на друга Чацкий и Молчалин. Я задаю учащимся такой проблемный вопрос: «В чём сходство между этими героями?» Он вызывает у детей интерес, заставляет их размышлять, анализировать материал, сопоставлять его. Каждый ученик включается в работу и задаёт себе вопрос: «А в чём?»

Люблю подавать детям знания не в готовом виде, а учу их самих находить решение. Вот примеры таких заданий:

Задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод:

Фрагмент урока по теме «Правописание букв О — А в суффиксах наречий»(7 кл.)

 Однажды мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: издавна, издалека, докрасна, слева. А внизу под «О» -вправо, влево, заново, набело, насухо. Теперь попросила учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О». От чего зависит правописание суффикса? Сверьте свои выводы с учебником. Составьте формулу для запоминания этого

правила.

Урок по теме «Правописание букв А — О в корнях с чередованием» (5 кл.), этап «открытия» новых знаний.

-Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание О – А в корне слова?

Предложить, предлагать, изложить, излагать, расположить, располагать.

Или задания:

Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.).

Употребите следующие существительные с числительными 3,5: бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь.

Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Сформулируйте вывод.

Поисковые задачи

 Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах. Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть; Свеч.., сплеч…, каланч.., саранч…

Какой частью речи являются следующие слова: пряди, окуни, соли, потом, дорогой, издали,

Чем являются слова и, да в предложениях:

Ум да разум надоумят сразу. Да здравствует солнце! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:

Фрагмент урока по теме «Омонимы»(5 кл.) 

  • Я записываю на доске слово «коса».
  • Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)
  • Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).
  • Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?

Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?

Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения.

К «+» можно отнести:

  • Высокий уровень мотивации;
  • Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
  • Развитие продуктивного мышления;
  • Развитие критического мышления;
  • Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
  • Формирование активной личности

К «-» можно отнести:

  • Сложность подготовки к занятию;
  • Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
  • Требует больше времени на достижение цели урока.

Итак, при работе с новым материалом, на этапе закрепления и тренировке возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих мышление школьников. Это способствует развитию у учащихся опыта учебно-исследовательской деятельности.

Я сейчас работаю в 8,9,10 и 11 классах. 9 класс в плане успеваемости слабый. По итогам 1 четверти качество знаний по русскому языку составило 29%.

Однажды при подготовке к урокам мне в руки попала притча, которая тронула меня за душу. Вот она.  

Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик?- спросил прохожий.

- Жду тебя,- ответил старик.- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

- Верно,- удивился прохожий.

- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать?- удивился человек.

- Тогда не бери мальчика на воспитание!- сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.

- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья!- сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

- Меня больше радуют твои перышки…

Притча навела меня на мысль о том, что учитель действительно растет вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход.

Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов?

Свою работу по подготовке учащихся к ГИА и ВПР я базирую на «трех китах»:
- психологическое просвещение;
- информационная работа;
- учебно-тренировочная подготовка.

В начале работы при подготовке к ВПР И ГИА мы с ребятами тщательно анализируем, разбираем каждое задание диагностической работы, повторяем весь теоретический материал, на основе которого составлены задания и тесты. Затем каждое задание выполняем не менее 10 раз, чтобы добиться полного понимания, и только в этом случае развиваются необходимые навыки. Ключевым моментом по подготовке к ГИА и ВПР считаю ведение «Справочника». Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов, трудных случаев орфографии и пунктуации, слов-исключений,стихотворений-запоминалок. После такой проделанной работы приступаем к выполнению диагностической работы в целом.

Чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ВПР И ОГЭ. Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться в диагностической работе.

Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для диагностических материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию.

В работе мне помогает ещё такой приём: определяю типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам выполненных тестов, составляю план устранения недостатков. На такие планы опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.

За годы работы учителем пришла к выводу, что одним из эффективных приёмов работы над повышением грамотности является составление алгоритмов и использование их учащимися.

Сначала нужно познакомить учащихся с понятием алгоритма.Алгоритм — это набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: определённость, конечность, ввод, вывод, эффективность Наиболее важным является то, что дети сами приходят к выводу, что алгоритмом можно назвать план, правило, инструкцию или рецепт,

Я использую следующие алгоритмы при подготовке к ОГЭ:

1.Алгоритм написания изложения

2.Алгоритм выполнения заданий 2-8 ОГЭ.

3. Смысловой анализ текста.

4. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

5.Правописание приставок.

6.Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

7.Лексика и фразеология

8.Виды подчинительной связи в словосочетании.

9. Способы выражения главных членов предложения.

10.Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

11.Выделение грамматических основ в предложении.

12.Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

13.Синтаксический анализ сложного предложения.

14.Сложные предложения с разными видами связи

15.Алгоритм написания сочинения 9.1, 9.2, 9.3

Таким образом, данный приём играет важную роль при повышении качества образования.

Сжатое изложение - самая сложная часть экзамена.

Самой сложной частью экзамена по русскому языку считаю часть 1, а именно чтение текста незнакомцем. Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти школьника, но и структурированного восприятия содержания текста (нужно запомнить и понять содержание текста, определить тему, основную мысль, выделить микротемы, отсечь второстепенное). Ребята утверждают, что трудно воспринимать демонстрирующийся текст. Однако выбора нет, нужно демонстрировать свои знания. Что делаю я в этом случае? Периодически использую технические средства с 5 класса. Практика показывает, что это производит эффект адаптации. И не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, часах общения, связывая темы с темами уроков и занятий. Например, в 5 классе после прочтения повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» вывела учащихся на диалог об искусстве, используя аудиотекст о настоящем искусстве. В 8 классе после прочтения и анализа рассказа Паустовского К.Г. «Телеграмма» использовала аудиотекст «Мама». А в 8-9 классах изложение пишем исключительно на основе аудиотекста. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. К середине 8-го класса прослушивание текста строго идёт 2 раза. На занятиях по подготовке к экзаменам, на консультациях стараюсь почаще проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Важно приучить ребят пользоваться словарём. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарями. Тем самым повышая орфографическую грамотность, развивая и улучшая память. Совет-рекомендация (им пользуются мои ученики) по проверке: читай, проверяй, исправляй: первый раз – орфографические ошибки, второй раз – пунктуационные, третий – грамматические, четвёртый – речевые, пятый – фактические.

Целесообразно знакомить каждого ученика с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем. Работу над сочинением – рассуждением выстраиваю таким образом: распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Когда работа готова, класс предъявляет наработанное. Затем выбирается лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли учеников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Также отрабатываются умения разделения текста на абзацы.В процессе подготовки предлагаю сильным учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных слабыми учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Организация самоподготовки к ОГЭ начинается с 8 класса. Выпускник заводит тетрадь, в которой выполняет самостоятельно различные задания, тесты, пишет изложения и сочинения. Проверка данных тетрадей также проходит систематически. В 8 классе 1-2 раза в четверть. В 9 классе – 1 раз в неделю. Даю рекомендации по усовершенствованию знаний, умений и навыков. Здесь осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Ребята получают на дом тесты, заранее сгенерированных мной. В тесте от 30 до 50 заданий (в зависимости от громоздкости задания) на данное изученное правило.

Есть и определённые минусы: 1. Может не быть доступа в Интернет 2. Не у всех есть компьютеры и выход в Интернет 3. Тест может за ученика выполнить кто-то другой, что невозможно проверить. Как я "обхожу" эти "подводные камни"? Если ученик перед уроком сказал, что он не выполнил тест, так как не работал его провайдер, то я не ставлю отрицательный балл, а прошу в ближайшее время выполнить задание. Также советую начинать выполнять задание сразу в тот же день, когда оно было задано. В запасе у ученика есть 1-3 дня, чтобы выполнить его. С третьей же проблемой бороться невозможно. Мы можем только надеяться, что наши обучающиеся уже достаточно понимают необходимость постепенно и целенаправленно готовиться к экзаменам. Здесь всё зависит от их сознательности.

Мною представлена основная часть той работы, которая ведется по подготовке и успешности ВПР и ГИА. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы,   учителя,     отмечаем   нежелание   детей   учиться.   Особенно   это   характерно   для подростков.   Падает   интерес   к   школьным   предметам,   обучающиеся   пассивны   и невнимательны   на   уроках.   Быстро   выбрасывают   из   памяти   и   легко   забывают   всё услышанное.       В чём же причины такого явления?    1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать  трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий  специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. 2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего  усвоению и запоминанию. Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между   тем   вокруг   него   кипит   многоцветная,   полная   разных   соблазнов   жизнь.   Среди отвлекающих   школьника   соблазнов   можно   назвать   телевизор,   компьютер   с захватывающими играми«стратегиями». . Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом. Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы.  Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?              Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности учащихся с низкими учебными   возможностями   на   уроках   русского   языка       с   целью   повышения   качества образования по данному учебному предмету,   определила для себя основные задачи:  Снабдить   обучающихся   определённым   инструментарием   универсальных   учебных действий,   необходимым   им   для   преодоления   трудностей   познавательной деятельности и  усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.  Внедрить в практику своей   работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому   языку,   позволяющий   обучающимся   из   пассивных   слушателей   и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов. В   душе   школьника   одновременно   присутствуют   и   борются   различные,   а   то   и взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов   учебнопознавательной   деятельности.   С   этой   целью   использую   имеющуюся   в современной педагогике следующую систему стимулов: 1. 2.           3. Новизна   учебного   материала   и   характера   познавательной   деятельности. Новое,  до сих  пор  неизвестное  и  скрытое,  может  быть, даже   тайное  – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса   находить новое, неизвестное.  Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо,   ИКТ  позволяет организовать  работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного. Практическая   значимость   и   польза   для   самих   школьников.  Зададим   себе вопрос:  зачем  ученику   необходимо   овладеть   лингвистической,   языковой, коммуникативной   и       культуроведческой     компетенциями?   Школьников   всё меньше   убеждают   соображения   о   том,   что   им   это   нужно   «для   общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения   со   сверстниками,   для   карьеры   и   успеха   в   жизни,   для   престижа   в обществе. Анкетирование обучающихся 511 классов (24 респондента) показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии»   и узкие: «Учусь потому,   что   хочу   получать   хорошие   отметки»,   «Учусь   потому,   что   нравится учитель»).   Противоречивость материала.  Когда человек встречается с противоречием, в частности,   со   взаимоисключающими   сведениями   о   какомлибо   предмете   или взаимно   исключающими   объяснениями   некоторого   процесса,   у   него   возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение –   одна   из     педагогических   технологий,   способная   стимулировать   «мотивацию содержания» обучения. 4. Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при   оценивании   всегда   учитываю   факторы   личностного   роста   ученика, достижение им конкретных результатов. Ситуация   успеха,   комфорта   –  наиболее   эффективный   стимул   познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем,  и самим учеником.  Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой  аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой  (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет ресурсами. Далее  корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я  убеждена, что подготовка к итоговой аттестации процесс длительный. Начинать работу  нужно не с 9 класса, а с 5го.   С 5го по 9ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие  Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа  речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.   Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой  вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации  успеха для каждого  ученика  применяю технологию уровневой дифференциации   внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого  ученика.  Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы,  деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал  личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более  эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание  учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов,  иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к  уроку; делают урок более интересным. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе  Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет: 1.Значительно сэкономить время на уроке .                                                          2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ  вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их  способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном  процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом  их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся,  обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует  формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность  обучающимся наглядно представить результат своих действий. Каждый педагог  вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками                                                   9  х классов  ОГЭ  по   русскому   языку, это прежде всего воспитание личности,  уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью,  личности компетентной. 

  «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление  содержательной».